Изменение категории земельного участка

Главное по теме: "Изменение категории земельного участка" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Перевод земель из одной категории в другую

Категория земельного участка напрямую определяет возможности и виды его использования, застройки. Например, земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, могут использоваться только для с/х угодий. Невозможно использование земли без учета ее назначения, это будет считаться нарушением Федерального Закона(ФЗ № 172). Нецелевое использование земельного участка запрещено и карается штрафами, их ввели в 2015 г.

Регулируют такие отношения соответствующий ФЗ и Земельный кодекс. Лицо, нарушающее законы, привлекается к административной ответственности. За нарушения такого плана и не постановку на учет предусмотрен штраф. Более того, при продаже такого участка могут возникнуть трудности.

Смена категории и постановка на учет происходят в установленном порядке и имеют свои особенности. На практике добиться распоряжения на то, чтобы поменять целевое назначение той или иной территории не очень просто. Более того, ФЗ регулярно обновляется, практически каждый год в него вносятся поправки (это уже было и в 2015, и в 2016 гг.), что на практике может усложнить процедуру.

Какие категории земель существуют?

Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков – тесно взаимосвязанные понятия. Они определяют вид использования земли, какие постройки могут на ней располагаться (или никакие не могут вообще, как, например, в водоохранных зонах).

Всего выделяют 7 категорий целевого назначения:

  • сельскохозяйственные, т. е. предназначенные для выращивания овощных, зерновых, плодовых и пр. культур, пастбищ, огородничества, пашен, садоводства, фермерства и т.д.;
  • лесной фонд;
  • земли поселений, т. е. занятые населенными пунктами различной величины (кстати, здесь не возбраняется заниматься садоводством и огородничеством в пределах своего участка);
  • водный фонд;
  • участки, отведенные под производство и промышленность, а также территории спец. назначения и отведенные под оборонно-промышленный комплекс;
  • земельные участки, отведенные под ООПТ;
  • земли запаса, т. е. участки, с неопределенными или не установленными категориями, также сюда будут относиться территории еще не поставленные на учет.

Земли могут использоваться только в соответствии со своим целевым назначением и разрешенным видом пользования. В противном случае это будет считаться нарушением Федерального Закона (ФЗ №172). Нецелевое использование земельного участка карается штрафом.

[3]

Кто может изменить категорию земель?

Это зависит от того, кому принадлежит тот или иной участок. Так, земли, принадлежащие государству и относящиеся к федеральной собственности, могут изменить свою категорию и перейти в другой фонд только по соответствующему постановлению Правительства РФ. Если территории, относятся к собственности субъектов федерации, то решить вопрос об их переводе в другую категорию могут только органы исполнительной власти данных субъектов.

Это же правило распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, независимо от того, в чьей собственности они находятся: субъекта или муниципалитета. Органы местного самоуправления могут выносить распоряжения, касающиеся участков, находящихся в муниципальной собственности, но при этом не имеющих сельскохозяйственного назначения.

Как правило, территории ООПТ находятся на федеральном учете и не подлежат продаже. Сложно вывести из пользования сельскохозяйственные угодья. Могут быть проблемы с территориями лесного и водного фонда. Другое дело с не состоящими на учете. Их довольно перевести в любой фонд.

Начать процедуру по изменению категории земель может широкий спектр лиц:

  • в первую очередь, это те, в чьей собственности находятся территории;
  • владельцы собственности на данных участках;
  • те, кто используют недра (например, для добычи полезных ископаемых), расположенные на этих землях;
  • граждане, физические и юридические лица, собирающиеся приступить к застройке участка и уже имеющие разрешение на эти действия, а также согласовавшие размещение объектов;
  • органы местного самоуправления;
  • другие заинтересованные лица (например, при продаже и переоформлении документов).

Как изменить категорию земель: инструкция

Сейчас особенно актуален вопрос о переводе земель из одной категории в другую в связи со сменой вида использования и назначения при продаже или оформлении в собственность. Например, участки, отведенные еще в советское время под промышленные комплексы, становятся территориями городов, сельскохозяйственные угодья признают ООПТ и многие другие случаи. Все действия по постановке на учет должны осуществляться в установленном порядке.

Изменение целевого назначения земельного участка и перевод его из одного фонда в другой – процедура длительная, сложная, зачастую дорогостоящая. Поэтому, прежде чем затевать этот непростой процесс всегда нужно оценить свои силы, а также степень необходимости такого шага. Необходимо понимать, что могут потребоваться дополнительные процедуры, например, судебная геодезическая экспертиза.

Сложнее всего произвести перевод земель лесного и водного фондов, ООПТ, сельскохозяйственных территорий (пашен, полей), а также участков, находящихся на федеральном учете и в собственности государства. Закон строго следит за соблюдением вида использования и привлекает к ответственности за нарушения условий эксплуатации. Только в редких случаях ФЗ разрешает смену вида или продажу такой собственности.

Составить ходатайство

Процедура начинается с первого шага – составления ходатайства о переводе земель из одной категории в другую. Очень важно его правильно составить, т. к. нарушения и неточности в подаваемых бумагах могут стать причиной для отказа в рассмотрении дела. В бумагах указывают:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • актуальная категория, к ней относится участок на данный момент (сельскохозяйственный, промышленный, водного фонда);
  • категория, в которую предполагается его перевести (сельскохозяйственный, поселений, лесного фонда);
  • обоснование для изменения категории и переноса в другой фонд;
  • документы, подтверждающие права на земельный участок, часть его территории и пр., однозначно сообщающие, что лицо подающее ходатайство имеет на это право.

В настоящее время наличие обоснования для смены категории является обязательным. На это четко указывает ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Подготовить документы

Правильно составленное ходатайство – еще половина дела. Не менее важный шаг – сбор и подготовка пакета документов, которые будут приложены к ходатайству. Необходимо учесть все тонкости и возможные подводные камни, т. к. при малейшем несоответствии в бумагах ходатайство будет отклонено. К нему должны прилагаться:

  • выписка из кадастра, где указываются полные сведения об интересующем участке;
  • копия документа, удостоверяющего личность (паспорта) – для физ.лица, для ИП и юр.лиц – выписки из госреестров;
  • выписка из госреестра, подтверждающая право заявителя на данную процедуру;
  • согласие правообладателя на изменение категории, к которой относится территория;
  • если ФЗ предусматривает проведение экологической экспертизы, то она должна быть проведена, а ее заключение также прикладывается к ходатайству.
Читайте так же:  Какой налог на вступление в наследство квартиры

Лучше всего заполнить специальную форму. Это позволит не упустить важные детали. Подача бумаг осуществляется в принятом порядке.

Подать документы

Подготовленный пакет документов и ходатайство необходимо подать в соответствующие органы местного самоуправления или в органы исполнительной власти субъекта или федеральные. Срок регистрации ходатайства – 1 день. Рассмотреть его и вынести постановление органы должны за 3 месяца с момента регистрации.

Однако Федеральный Закон предусматривает случаи, когда заявитель может получить отказ относительно рассмотрения его ходатайства. Их немного. Отказ можно получить, если с ходатайством обращается ненадлежащее лицо или нарушены требования к оформлению бумаг. Также неполный пакет документов может стать причиной для отказа в рассмотрении дела.

Если органы исполнительной власти (федеральные или местные) решают отказать в рассмотрении ходатайства, они должны вернуть бумаги заявителю в течение месяца с о дня подачи. При этом обязательно должны быть указаны причины, почему отказано в рассмотрении дела. При повторной подаче ходатайства это поможет избежать старых ошибок и позволит учесть особенности перевода земель из одной категории в другую.

Дождаться решения

Правильно составленные бумаги не являются гарантией того, что будет принято положительное решение по поставленному вопросу. Заявитель может получить как отказ, так и разрешительные бумаги. При этом органы власти должны в течение 14 дней сообщить о вынесенном решении и выдать постановление. Все это осуществляется в принятом порядке.

Основаниями для отказа могут стать:

  • некорректно составленные бумаги;
  • ложные сведения;
  • отсутствие в нем необходимых данных: имеющаяся категория земель, планируемый вид использования;
  • отсутствие документов, которые устанавливают право на смену категории;
  • нет почтового адреса заявителя;
  • ходатайство не будет считаться действительным, если оно не содержит личной подписи заявителя или его уполномоченного представителя;
  • если в поданных бумагах содержатся оскорбления, нецензурные выражения и угрозы в адрес должностного лица и членов его семьи. За это заявитель может быть привлечен к ответственности по закону, также на него могут наложить штраф;
  • может послужить основанием для отказа и почерк заявителя, если ходатайство неразборчиво написано от руки. Если документ не удается прочитать, рассматривать его никто не будет.

Кроме проблем с поданными бумагами могут возникнуть осложнения с самим земельным участком. Так, перевод из одной категории в другую невозможен в нескольких ситуациях:

  • федеральные законы устанавливают ограничения на переводы и изменения категорий земель, например, их много у сельскохозяйственных территорий;
  • если распоряжением экологической экспертизы запрещена смена назначения и использования;
    перевод противоречит документам о планировании, землеустройстве.

У заявителя есть 30 дней на то, чтобы обжаловать вынесенное решение по вопросу об изменении статуса земель. Также лицо, подавшее документы, и не получившее ответа в установленный срок, имеет право пожаловаться на бездействие соответствующих органов власти в соответствующем порядке.

Внести сведения об изменении категории

Если заявитель получает положительное решение по своему вопросу, то процедура на этом не заканчивается. Он должен внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости. На это у него есть 30 дней. В это время заключительная процедура учета проводится бесплатно. Нужно только принести все требуемые документы, взять с собой собственно постановление о смене категории земель.

После этого необходимо заполнить специальную форму, и изменения будут внесены. Если срок пропустить, то могут возникнуть осложнения как финансового, так и правового характера. Только после этого процедуру по изменению категории можно считать завершенной.

Более того, если начать осваивать территорию, не внося изменений в кадастр и на ставя ее на учет, даже имея на руках распоряжение, то можно получить штраф за нецелевое использование земельного участка, а собственник может быть привлечен к дополнительной административной ответственности. Такие действия могут рассматриваться как нарушения Федерального Закона (ФЗ № 172).

Вот и все, что касается того, как изменить целевое назначение земельного участка. Дополнительно следует ознакомиться со списком случаев, когда перевод невозможен. Для каждой категории существую свои виды запрещенных операций. Все подробно расписано в соответствующем ФЗ.

Поменять разрешенный вид не так уж и сложно, но нудно быть готовым к тому, что могут потребоваться не один и не два месяца.

Однако это лучше, чем нести ответственность и платить штрафы за незаконную деятельность, иметь потом трудности с продажей, законом и т.д.

Замена права собственности или как поменять категорию земельного участка?

Статус участка земли определяется классом, к которому он относится. Эти сведения отображены в кадастровых списках совместно с информацией о расположении, количестве владельцев и других данных, содержащихся в реестре. Чтобы изменить категорию УЗ, придётся проделать нелёгкую работу. Дать разрешение на смену предназначения земли могут определённые компетентные органы.

Особенности и порядок проведения процедуры

Категории земельных участков

Использование земельного фонда осуществляется только в правовых рамках. Земельный кодекс РФ регламентирует деление земель. Участки подразделяются на категории, исходя из целевого использования и экономической направленности:

  • Сельскохозяйственные;
  • Промышленные;
  • Лесного хозяйства;
  • Запаса;
  • Охранной зоны;
  • Индивидуального жилищного строительства;
  • Земли, связанные с безопасностью, обороной, космической деятельностью, транспортом, строительством дорог.

СПРАВКА. Участки земли целевого назначения могут классифицироваться на подкатегории, которые делятся на разные виды в зависимости от прав землепользования и собственности.

Кто может изменять целевое назначение земель?

Перевод земель из одного статуса в другой определяется ЗКРФ и ФЗ №172.

Право на смену категории земельного участка имеет лишь определённый круг субъектов:
  • Органы местного самоуправления;
  • Законные собственники;
  • Владельцы построек, расположенных на УЗ;
  • Пользователи подземными недрами на конкретной территории.

Такими полномочиями обладают и субъекты, с которыми достигнута договорённость относительно размещения на территории определённых объектов.

С чего начать изменение?

Процесс смены целевого назначения земли регламентирован законодательством РФ и осуществляется поэтапно:

  • Межевание;
  • Сбор пакета документов;
  • Обращение с ходатайством в уполномоченные органы;
  • Получение ответа.
Читайте так же:  Доверенность на управление и распоряжение квартирой образец

В случае положительного решения направление документации в Единый государственный реестр недвижимости.

Чтобы осуществить перевод УЗ из одной категории в другую, следует обратиться с ходатайством в Министерство экономического развития. Документ должен содержать перечь важных сведений:

  • Кадастровый номер участка земли, его площадь, адрес;
  • Класс, в который входит территория, и категория, куда предстоит её перевод;
  • Обоснование принятого решения;
  • Права на УЗ;
  • Информация о кадастровой стоимости объекта;
  • Дата и подпись заявителя.

На основании ходатайства уполномоченный орган исполнительной администрации принимает решение о возможности перевода земли из одной категории в другую.

Сбор и подача документов

Заинтересованное лицо для изменения статуса участка обязано приложить к ходатайству следующую документацию:

  • Паспорт гражданина РФ (копия);
  • Бумаги, подтверждающие право на землю;
  • Выписку из государственного кадастра недвижимости;
  • Выписку из ЕГРН;
  • Согласие правообладателя на перевод из одной категории в другую.

ВНИМАНИЕ! Может потребоваться заключение государственной экологической экспертизы. Об этом проинформируют при обращении в исполком.

По результатам рассмотрения ходатайства выносится одно из двух решений:

  • Разрешить перевод земли в статус, указанный заявителем;
  • Отказать в ходатайстве и сохранить ЗУ прежнюю категорию.

В тексте акта указывают мотивы принятого решения, характеристики земли и её целевое использование.

Внесение нового назначения участка

После получения на руки документа с разрешением на перевод земли в другую категорию, его направляют в течение месяца в Кадастровую палату. В Росреестре участку присвоят новое целевое назначение.

Возможные проблемы и сроки

Сложности обоснования

Проблема может состоять в том, что в документах на землю не всегда указывают её категорию. Эту информацию придётся запрашивать отдельно. Для обоснования ходатайства необходимо:
  • Перед подачей заявления (за 10 дней) получить в БТИ информацию о кадастровом номере и площади участка, правах на землю имеющейся категории;
  • Сведения из органов местного самоуправления о том, что будущий статус ЗУ не выйдет за пределы территориального планирования;
  • Представить схему будущих построек на территории.

В случае необходимости следует организовать проведение публичных слушаний территориальной общественности.

Когда могут отказать в изменении статуса?

Решение принимается на разном уровне в зависимости от того, в чьём ведении находится земля. Имеют место ситуации, когда могут отказать в смене назначения территории:

  • Не проведён ряд согласований;
  • Собран не весь перечень нужных бумаг;
  • Отсутствует достаточная аргументация вопроса;
  • Неверно составлены документы;
  • Запрет на смену статуса, установленный ФЗ;
  • Заключение экологической экспертизы.

ВНИМАНИЕ! Существуют уникальные категории земель, которые закон разрешает использовать только в конкретной сфере. Если УЗ относится к такому классу, последует отказ.

После получения отказа следует внимательно изучить его причину. Возможно, требуется получить недостающий документ для удовлетворения запроса.

После подачи ходатайства его обязаны зарегистрировать в течение рабочего дня. На муниципальном уровне заявление об изменении статуса земли рассматривают в срок до 2 месяцев. Если объект находится в ведении субъекта РФ, срок продлевают на 1 месяц.

Решение, оформленное в виде акта, направляется лицу, которое инициировало перевод участка в другую категорию в срок, не превышающий 14 дней.

Таким образом, для изменения целевого назначения земли потребуются весомые основания. Причинами могут быть: возведение промышленного объекта или здания, строительство дороги, корректировка площади. Перевести из одной категории в другую можно не всякий участок.

Для некоторых земель введены определённые ограничения. Когда заявитель получит акт о разрешении на изменение статуса, первоначальные правоподтверждающие бумаги теряют силу. Ввиду перевода земли в другую категорию их переоформлять ну нужно.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ
«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2005 г., 17 апреля, 3 июня, 4, 18 декабря 2006 г., 10 мая, 30 октября, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 23 июля 2008 г., 14 марта, 8 мая, 25 декабря 2009 г., 20 марта, 1, 12, 19 июля 2011 г., 7 июня 2013 г., 31 декабря 2014 г., 20 апреля 2015 г., 1 мая, 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 1 мая 2019 г.

Принят Государственной Думой 3 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2004 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

21 декабря 2004 года

Законом регулируются правоотношения, возникающие при решении вопросов об изменении целевого назначения земель. Устанавливается порядок действий государственных органов и органов местного самоуправления по переводу земель из одной категории в другую: порядок инициирования перевода земель, содержание ходатайств и условия, сроки их рассмотрения, принятие решений о переводе земель и содержание таких решений, основания для отказа в переводе, порядок обжалования указанных решений. Кроме того, устанавливаются особенности перевода отдельных категорий в другие категории, обязательность отнесения земельного участка к определенной категории земель и осуществление перевода земель из одной категории в другую до разграничения государственной собственности на землю.

Федеральный закон вступает в силу с 5 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 5 января 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 28 декабря 2004 г. N 244, в «Российской газете» от 30 декабря 2004 г. N 290, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть I) ст. 5276

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 102-ФЗ

Читайте так же:  Исковое заявление о ликвидации организации

Изменения вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июля 2011 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением подпункта «а» пункта 1 статьи 33 названного Федерального закона, который вступает в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

[2]

Изменения вступают в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Порядок изменения категории земельного участка в 2019 году

Все земли в России поделены на категории. В зависимости от принадлежности отличаются варианты использования земельных территорий. Каков в 2019 году порядок изменения категории участка земли?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Принадлежность земли к определенной категории предполагает некоторые ограничения в сфере ее использования.

Попросту говоря, не на каждом участке можно построить дом или разместить личное подсобное хозяйство.

Выходом может стать смена целевого назначения земли. Как в 2019 году изменяется категория земельного участка?

Основные моменты

Для удобства учета и с целью максимально экономного использования земельных территорий все земли в России делятся на категории в зависимости от своего предназначения.

Все нюансы, касающиеся обращения с той или иной категорией земли, четко прописаны в земельном законодательстве.

Одно из основных условий это использование каждой отдельной категории строго по своему назначению. Если требуется использование участка с иной целью, то требуется изменить целевое назначение земли.

Действия, касающиеся смены категории, регулируются Земельным кодексом РФ и некоторыми иными нормативами.

В целом закон ратифицирует право граждан на изменение категории принадлежащего или используемого земельного участка.

При этом действующие нормы регламентируют порядок обращения, сроки и условия процедуры, запреты для отдельных категорий.

Что это такое

Категория земли это совокупность земельных участков, схожих по своему целевому предназначению, которые выделены в виде особой группы земель исходя из природного и социально-экономического значения.

Каждая категория объединяет земли по юридически значимому признаку, то есть по функциональному назначению. Этот признак отображается в специальной документации и периодически может меняться.

Принцип деления земель на категории дополняется дифференцированной методикой в части присвоения правового режима землям.

Под правовым режимом понимается особый порядок, регулирующий поведение участников земельных отношений.

Это режим, выраженный в сочетании юридических средств, направленных на рациональное использование и охрану земель, а также на создание условий для возникновения, использования и защиты прав на участки земли как на объекты недвижимости.

В некоторых случаях для использования земли достаточно поменять вид разрешенного использования.

Но если среди возможных видов отсутствует нужный вариант, приходится изменять категорию земельного участка.

Допустимые основания

Для смены категории земли потребуется наличие весомых оснований. Причинами изменения может выступать необходимость:

  • возведения здания;
  • строительства дороги;
  • корректировки площади;
  • возведения промышленного объекта и т.д.

Все возможные причины можно свести к невозможности использования земли по предполагаемому назначению без изменения категории земельного участка.

Вместе с тем изменить можно не всякую категорию. Для отдельных земель предусматривается строго ограниченный перечень оснований для смены категории.

Правовая база

Деление земель на категории по целевому назначению в пределах РФ определяется Земельным кодексом РФ. В п.1 ст.7 ЗК РФ установлены виды категорий.

Перевод земель из одной категории в другую регламентируется ЗК РФ и ФЗ № 172 от 21.12.2004 «О переводе земель …». Ходатайствовать о переводе земли вправе законно заинтересованное лицо.

Согласно п.3 ст.5 ЗК РФ правообладателями земельных участков признаются не только собственники, но и землевладельцы, землепользователи, арендаторы.

Уполномочены рассматривать ходатайства:

Правительство РФ Если речь идет о землях федеральной собственности
Органы исполнительной власти субъектов РФ Когда речь идет о землях, принадлежащих субъектам РФ, муниципалитету или частным лицам
Местная администрация При принятии решения относительно муниципальных и частных земель (кроме с/х земель)
Читайте так же:  Согласие на реконструкцию жилого дома

Особенности изменении категорий земель рассмотрены в гл.14—18 ЗК РФ и в гл.2 Закона о переводе земель.

Как проводится процедура изменения категории земельного участка в 2019 году

Вопросы, касающиеся изменения категории любого муниципального или частного земельного участка, решаются органами местного управления.

Земли сельхозназначения и территории, принадлежащие непосредственно государству или субъектам РФ, находятся в ведении исполнительных органов РФ.

Принимая решения о смене категории, уполномоченные структуры руководствуются Земельным кодексом, Конституцией РФ, градостроительным, лесным и водным законодательствами, отдельными Постановлениями Правительства и некоторыми федеральными законами.

Учитываться будет Постановление об изменении категории земельного участка, утвержденное региональными властями.

Потому до обращения желательно изучить порядок изменения категории земель, действующий в конкретном регионе.

Пошаговый порядок действий при смене категории земли выглядит так:

Подача заявления в уполномоченный орган C приложением всех необходимых документов
Рассмотрение запроса Специальной комиссией
Уведомление заявителя О решении комиссии
Внесение коррективов в кадастровые документы И государственный реестр в случае одобрения ходатайства
Оспаривание отказа в переводе Если заявитель считает решение неправомерным

Ответ комиссии во многом зависит от того, насколько правильно составлено ходатайство и имеются ли достаточные основания для изменения категории, подтвержденные документально.

Какие нужны документы

В соответствии со ст.2 ФЗ № 171 для изменения категории земельного участка заинтересованное лицо должно подать соответствующее ходатайство в уполномоченные органы.

К ходатайству прилагаются:

  • копия паспорта гражданина РФ;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • выписка из ЕГРН;
  • согласие правообладателя на изменение категории земли (нудно согласие всех собственников);
  • заключение экологической экспертизы.

Ходатайство рассматривается только при указании в нем весомых оснований и причин для изменения категории с подробным обоснованием.

Изменение категории земельного участка

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2010 г. N Д23-1060 «По вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и сообщает.

1. По вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости (далее — кадастр) сведений о категории земель в отношении ранее учтенного земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.

В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

[1]

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в состав таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом, исходя из части 3 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в кадастр в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона N 172-ФЗ.

Кроме того, пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618 (далее — Положение), определены документы, представляемые органом местного самоуправления в орган кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных пунктов.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 11 Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов. В данном случае не требуется принятия в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ нормативного правового акта органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Кроме того, указанный порядок не предусматривает участия правообладателя земельного участка, в частности, не предусматривает необходимости его обращения в орган кадастрового учета в целях внесения в кадастр сведений о категории земель.

Вместе с тем внесение сведений о категории земель в кадастр в отношении соответствующего земельного участка может быть также осуществлено по инициативе правообладателя такого участка.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в документах кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой предоставлялся такой земельный участок.

В этой связи (если орган местного самоуправления не представил в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия вышеуказанных документов, необходимых для внесения в кадастр сведений о категории земель) правообладатель вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об отнесении земельного участка к землям определенной категории. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в данном случае осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 Закона N 172-ФЗ. При этом согласно части 7 статьи 14 Закона N 172-ФЗ сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в кадастр по заявлению правообладателя земельного участка.

Читайте так же:  Потерял паспорт что делать

2. По вопросу о возможности приостановления государственной регистрации прав либо отказа в государственной регистрации прав в связи с отсутствием в кадастре сведений о категории земель в отношении ранее учтенных земельных участков, предоставленных до вступления в силу ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации.

При этом особенности государственной регистрации прав собственности граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены статьей 25.2 Закона о регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации в целях государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок может быть предоставлен любой документ, подтверждающий право гражданина на соответствующий земельный участок.

Согласно пункту 6 статьи 25.2 Закона о регистрации истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанный земельный участок не допускается.

Необходимо отметить, что Закон о регистрации не содержит оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на соответствующий земельный участок по причине отсутствия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Кроме того, согласно положениям части 11 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) отсутствие в кадастре кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости). Перечень уникальных характеристик объекта недвижимости установлен частью 1 статьи 7 Закона о кадастре. При этом категория земель относится к перечню дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносимых в кадастр.

Вместе с тем в случаях, указанных в пункте 9.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, государственный регистратор обязан проверить наличие законных оснований для государственной регистрации прав собственности на указанные в данном пункте земельные участки (установить отсутствие запрета на предоставление соответствующего земельного участка в частую собственность). При этом необходимо учитывать, что ЗК в ряде случаев связывает наличие ограничения оборотоспособности земельного участка с определенной категорией земель (статья 27 ЗК).

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, государственная регистрация ранее возникшего права собственности на земельный участок, указанный в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации, или ранее возникшего права в отношении земельных участков, не указанных и пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации (без одновременной регистрации перехода права или сделки), не зависит от наличия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию права документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель. В иных случаях для осуществления государственной регистрации прав необходимо наличие в кадастре сведений о категории земель соответствующего земельного участка.

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин
Видео (кликните для воспроизведения).

Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2010 г. N Д23-1060 «По вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель»

Источники


  1. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.

  2. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

  3. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
  4. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
Изменение категории земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here