Каково содержание важнейших признаков правового государства

Главное по теме: "Каково содержание важнейших признаков правового государства" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Содержание

Классификация признаков правового государства

Как можно классифицировать признаки правового государства? Какие признаки у правового государства? Как вы думаете, можно ли выделить какой-нибудь из этих признаков как главный?

Термин государства как правового и признаки на это указывающие

Само значение термина появилось довольно давно, но в одно целое понятие сформировался во времена буржуазии, потому что стали больше критиковать произвол и безнаказанность феодалов, был поднят вопрос о недостаточной работе властей.

Признаки нашего понятия:

  • главенствующая роль прав и законов в обществе;
  • уравнение всего человечества перед силами закона;
  • метод разделения власти на 3 составляющие;
  • право, свобода человека соблюдаются и охраняются;
  • право, свобода человека признаются ценными;
  • обоюдное доверие между личностью и государством;
  • стабильное положение порядка и законов в обществе.

Далеко не во всяком государстве, где используется система прав и законов, применяется понятие «правовое». Например, режимы авторитаризма и тоталитаризма провозглашают законы только для видимости. Следовательно, чтобы оно считалось правовым, на первом месте должны быть права людей и их свободы, оговоренные в письменной документации (Конституции), которые ни в коем случае не должны нарушаться.

Читайте также о том, какой режим называется унитарным и какие страны первыми перешли на правовой режим .

Каково содержание важнейших признаков правового государства

Ответ оставил Гость

1. верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2. деятельность органов правового государства базируется на
принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную;

3. взаимная ответственность личности и государства;

4. реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная
защищенность;

5. политический и идеологический плюрализм, заключающийся в
свободном функционировании различных партий, организаций,
объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных
идеологических концепций, течений, взглядов;

6. стабильность законности и правопорядка в обществе.

5. И звестно, что есть еще 2: концептуальная и религиозная.

§ 5. Признаки правового государства

Важнейшими элементами, характеризующими правовое государство, выступают: а) господство закона, б) функционирование государственной власти на основе разделения публично-властных полномочий между органами законодательной, исполнительной, судебной власти, в) признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные признаки правового государства. Следует отметить, что эта группа признаков, помимо самостоятельного значения, несет и общую нагрузку: она представляет собой правовой компонент, который пронизывает все характеристики правовой государственности.

К собственно нормативным признакам следует относить:

верховенство закона и особое место конституции как основного закона;

законность как принцип создания и реализации норм права.

Закон как источник нормативных предписаний распространяет свое действие на всех субъектов права. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения функционируют на основе и в рамках закона. Общее требование подчинения закону не стирает границы между нормативными правовыми актами различной юридической силы. Более того, данный признак, утверждая господствующее значение закона в правовом государстве, под законом понимает акт соответствующего юридического значения. Только принятый законодательным (представительным) органом с соблюдением законотворческой процедуры либо непосредственно народом на референдуме в соответствии со специально для этого установленным порядком акт может признаваться законом. Акты других органов, наделенных конституцией государства правотворческими функциями, могут издаваться в соответствии с законами, при обязательном соблюдении условия их непротиворечивости нормам законов. Нормы, формулируемые конституцией государства как актом высшей юридической силы, лежат в основе построения иерархической системы нормативных актов: конституция — закон — подзаконный акт. Издание нормативных правовых актов государством должно осуществляться как продолжение конституции.

Правовой характер закона, его конституционно-правовая природа и значение основы действующего позитивного права, а также субординационная подчиненность актов различной юридической силы и их значение регулятора общественных отношений обеспечивают состояние законности как особого режима государственно-общественной жизни. Преференции и ограничения по политическим и гражданским правам для всех (граждан и их объединений) должны быть едиными и могут устанавливаться только законом. Неуклонное соблюдение законов всеми государственными, общественными институтами и гражданами — принцип, характеризующий природу регулируемых правом общественных отношений в правовом государстве.

Институциональные признаки выделяют в характеристике правового государства публичную природу государства и его полномочия по урегулированию столкновения общих и частных интересов. В их число входят:

разделение государственной власти на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

взаимодействие властей; распределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти с применением механизмов «сдержек и противовесов»;

законодательное закрепление независимости судебной власти.

Выделение в системе публичной власти именно этих направлений возникло в силу естественных различий отдельных функций властной деятельности. Это законотворчество как способ выявления, формулирования и закрепления нормы права в правовом законе; это правоприменение как способ легального вмешательства в общественные отношения и контроля со стороны государственного административного аппарата в рамках предписанных правовым законом норм; это правоохранение как разрешение на основе правового закона конфликтов и сталкивающихся интересов.

Три отрасли властной деятельности в процессе развития правового начала государственности определили способы формирования соответствующих органов и рамки их взаимодействия. Так, для того чтобы формулирование права осуществлялось в интересах всего общества, необходим такой способ комплектования законодательного органа, в котором бы участвовало общество и которым обеспечивалось выборное представительство, а формирование, например, органов и механизма правосудия должно осуществляться с максимальным обеспечением авторитетности судебной власти при том сочетании властного и общественного, которое в состоянии служить интересам укрепления правопорядка.

Успешное взаимодействие органов государственной власти характеризует устойчивость построения власти в государстве. Устойчивость, в свою очередь, достигается внедрением эффективно действующей системы «сдержек и противовесов». Эта система предполагает введение определенных (компетенционных, процессуальных) ограничений в пользовании ресурсами власти, разумным распределением функций и полномочий государственной власти между ее органами, различаемыми по уровню политического властвования (общегосударственный, областной, республиканский и т.п. уровни), по функциям властной деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные). Практически она воплощается, например, в рациональном сочетании сильной исполнительной власти с наделенной необходимыми контрольными полномочиями представительной властью; в четко определенном правовом порядке действия исполнительной власти при ее «раздвоении» (власть президента и власть правительства); в жестком разграничении полномочий между органами центральной власти и органами власти составляющих государство субъектов; во внятном соотношении конституционной концепции местного самоуправления как негосударственной сферы и государственно-властных полномочий его органов.

[2]

Введение механизма «сдержек и противовесов» призвано исключить диктат одной из ветвей власти, ограничить возможность занятия ею доминирующего положения в общегосударственной властной структуре, обеспечить реальное позитивное соотношение законодательной власти, исполнительной власти и контрольно-регулятивной деятельности судебной власти.

Читайте так же:  Доверенность в суд на снятие ареста

Самостоятельность судебной власти и ее независимая от исполнительной и законодательной ветвей власти деятельность — не просто декларативное пожелание, провозглашаемое в конституции. Это непременное условие существования авторитетного арбитра, которое достигается реализацией определенных принципов при построении, функционировании органов судебной власти. Отправление правосудия только судом, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, осуществление в установленном законом случаях судопроизводства с участием присяжных заседателей, публичность выносимых судами решений — некоторые из гарантий, обеспечивающих значение независимого арбитра суду и необходимый авторитет решениям, принимаемым судом.

Судебная защита правового порядка, обеспечение режима законности судами находит выражение и в таком правомочии суда, как специальный судебный контроль за соответствием нормативных правовых актов конституционно-правовым нормам и нормам законов, а также за правовым характером действий органов государственной власти и должностных лиц.

Группа личностно-общественных признаков правового государства включает права и свободы человека и гражданина и в самом общем плане объединяет:

конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;

всестороннюю поддержку государством правозащитных движений и правозащитной деятельности государственных органов;

должный уровень правовой культуры и государственно-правового сознания граждан.

Роль и значение государства в современном мире определяется в соответствии с гуманистической направленностью его внутренних функций, с преодолением его противопоставления человеку, с установкой государства на обеспечение и защиту прав человека. В правовом государстве гарантии пользования естественными правами определены в конституции, исходя из понимания достоинства человеческой личности, самоценности индивида, требований нравственности. Конституция и законы, устанавливая принципы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина, отстаивают их приоритетное по отношению к государству значение. При этом государство все более расширяет границы своей деятельности, не ограничиваясь констатацией прирожденных, неотчуждаемых прав человека. Оно принимает обязательства обеспечивать социальные, экономические, культурные права индивидов, устранять несправедливость, порождаемую их фактическим неравенством, стремиться к преодолению социального неравенства, вызываемого демографическими или экономическими причинами. Кроме того, государством признаются коллективные права — право наций, право народа, права ассоциаций и т.п.

Закрепляя в основных законах права и свободы человека и гражданина, государство законодательно устанавливает систему гарантий их соблюдения, а также регламентирует способы их защиты. В арсенале средств государственной защиты — парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы, введение института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана). Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ.

Эти характеристики правового государства, которые мы обозначили через группу признаков под общим названием «личностно-общественные», проявляются в таких достижениях общественно-социальной жизни общества, которые именуются демократическими ценностями. Это, например, равенство всех граждан перед законом, возможность свободного высказывания своих политических взглядов, свободные выборы, в том числе избрание главы государства непосредственно народом, возможность выбора органов власти (на альтернативной основе: из нескольких кандидатов, партий и т.п.); независимость суда, свобода печати и др.

Реальное воплощение теоретической модели правового государства зависит от множества факторов, как объективных, так и субъективных. Очевидно, что такие ценности, как гарантирование индивидуальной свободы и основополагающих прав личности, ограниченность действий государственно-властного аппарата правовыми нормами законов, защита права и закона независимым судом, рано или поздно будут поддержаны любым цивилизованным сообществом. Совершенствование права и закона в целом идет по пути придания им таких качеств и свойств, которые обеспечивали бы закону должное место в системе мотивации деятельности человека. Многие государства прямо закрепили в своих конституциях установки на следование принципам демократии и правового государства (например, Испания, Франция, ФРГ, Российская Федерация и др.). От утверждения в сознании и действиях индивидов отношения к праву как ценности, основанной на согласии и гарантирующей справедливость и целесообразность, будет зависеть общий уровень правовой культуры, который выступает одним из условий создания и функционирования правового государства.

Правовая культура как идеолого-правовое состояние общества складывается из многих факторов, как-то: качество сложившихся в обществе правовых взглядов, а также их пропаганда и юридическое воспитание населения; стабильность правового порядка, устойчивость регулируемых правом социальных связей; соответствие юридических норм объективным потребностям социально-политического развития, эффективность правовой защиты нарушенного права.

Подробнее см.: гл. XI «Правосознание и правовая культура» настоящего учебника.

Для формирования правового государства существенным выступает такой аспект правовой культуры, как каналы ее влияния на общество и политические институты. Обобщение фундаментальных юридических ценностей и их возведение в атрибут духовного развития общества способны стать не только организующим и дисциплинирующим отдельных лиц и различные социальные группы средством. Правовая культура вполне может выступать социальным регулятором. «Образ жизни» общества может существовать не только в том виде, в каком его сформировала совокупность юридических норм, но и в том, в каком порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической государственностью определен общей правовой культурой.

Вопросы для повторения.

1. Охарактеризуйте понятия «современное государство» и «современное общество». Каково их соотношение?

2. Назовите основные черты гражданского общества.

3. Какая форма государственности понимается под «правовым государством»?

4. Дайте характеристику основных признаков правового государства.

[1]

5. Каково соотношение понятий «гражданское общество» и «правовое государство»?

Каково содержание важнейших признаков правового государства?

Основными признаками правового государства являются:
1. верховенство закона во всех сферах жизни общества;
2. деятельность органов правового государства базируется на
принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную;
3. взаимная ответственность личности и государства;
4. реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная
защищенность;
5. политический и идеологический плюрализм, заключающийся в
свободном функционировании различных партий, организаций,
объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных
идеологических концепций, течений, взглядов;
6. стабильность законности и правопорядка в обществе.

Читайте так же:  Как рассчитать аренду помещения

В чем сущность правового государства? 2. Почему мысль о необходимости соединеня силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей? 3. Как вы понимаете смысл суждения , высказанного Цицерном , >? 4. Каково содержание важнейших признаков правового государства? 5. Что вам извесно о трёх ветвях власти — законодательной , исполнительной , судебной?

1. Это государство,в котором господствует право.во -первых высшая цель правового государства -обеспечить права человека и гражданина. Во -вторвх ,государственная власть ограниченная правом . 2.т.к уже в древности принуждение и насилие стали характерными чертами власти , и людям есиественно это не нравилось . 3.я думаю , что власть всегда должна быть ограниченна и иметь какие то рамки , в данном случае право .4.наука называет , три принципа правового государство : верховенство права , незыблемость прпа и свобод человека, разделение властей .5.у каждой из опрелеленной власти своя задача . Законодательная власть -заботиться о создании правовых законов .исполнительная власть -обязана действовать на основе принятых законов принимая правительственные решения . Судебная власть -должна защищать право путем судопроизвлдства .

Каковы важнейшие признаки правового государства?

1.В правовом государстве обязательно наличие гражданского общества, которое контролирует государство и следит, что бы действия государства не выходили за рамки законности и принимает меры по восстановлению нарушенных прав.

В случае отсутствия такого контроля за государством, оно очень быстро перестанет быть правовым.

2.Обязательное разделение ветвей власти, которые должны быть относительно независимы друг от друга.

Одновременно действует так называемая система сдержек и противовесов, то есть, эти ветви власти могут взаимно влиять друга на друга, препятствуя узурпации власти.

Сосредоточение власти в руках одного лица или органа рано или поздно приводит к злоупотреблениям властью со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3.В правовом государстве обязательно верховенство закона — нормам права обязаны подчиняться все, как граждане, так и различные организации, в том числе — и само государство.

Для всех существует правовое равенство, перед законом одинаково равны, как государство, так и личность.

Государство же обязано обеспечить общество такими законами, которые обеспечивали и не нарушали естественные права человека.

4.Права и свободы в правовом государстве должны существовать в реальности, быть не только провозглашены, но и гарантированы государством.

5.В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство перед своими гражданами.

6.Политический и идеологический плюрализм.

В правовом государстве в обязательном порядке должны быть многочисленные политические организации, партии, оппозиция, ведущие борьбу за власть цивилизованными мерами.

Каково содержание важнейших признаков правового государства

Весы пришли в равновесие когда на одну чашу поставили по 2 кг, а на вторую по 5кг, всего вместе 14 гирь. сколько двухкилограммовых гирь поставили на весы.

Вычислите Милу притяжения друг другу вагонов массой 800 т каждый находящихся на расстоянии 100 м

Особенности феодальных производственных отношений: Выберите по крайней мере один ответ: Низкое, рутинное состояние техники Отсутствие налогов Господство натурального хозяйства Личная свобода всех

В чем заключается более высокая организованость рептилий к среде обитания чем у амфибий

Признаки правового государства

Правовое государство представляет собой форму организации власти, которая в своей деятельности жестко ограничена законами, что должно воспрепятствовать ущемлению прав и свобод граждан.

Утверждение суверенности народа, признание его единственным источником государственной власти, защита интересов каждой личности, подконтрольность органов власти общественным институтам – главные особенности правового государства.

Основные характеристики правового государства

Современная юридическая наука выделяет пять основных признаков правового государства. Перечислим их:

  1. верховенство закона на всей территории страны;
  2. соблюдение принципа разделения властей;
  3. взаимная ответственность личности и государства;
  4. господство правовых норм;
  5. гарантии прав и свобод личности.

Остановимся на каждом из этих признаков более подробно.

1) В правовом обществе не может существовать никаких структур, чьи полномочия выше компетенции органов государственной власти. Политические партии, религиозные организации, общественные объединения не должны отдавать распоряжения руководству административного аппарата. [Пример] Например, в СССР реальная власть принадлежала коммунистической партии, все решения, принимаемые на съездах и в комитетах КПСС, были обязательными для исполнения государственными органами. А в средневековой Европе фактическое руководство государством осуществлялось представителями церкви. Аналогичное положение сложилось и в некоторых современных мусульманских странах, где власть религиозных лидеров никем оспаривается. [/Пример] В правовом же государстве формирование, полномочия и порядок работы всех властных структур определяются конституцией и законодательством. В этом и заключается принцип верховенства закона.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

2) Ни одна из ветвей власти не должна узурпировать всю полноту полномочий по управлению государством. Принцип разделения властей является краеугольным камнем при строительстве правового общества. Он позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций.

С помощью специальной системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга, что позволяет им не нарушать законодательство, выходя за рамки предоставленных законом полномочий. Соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны контролируют судебные органы. Решения парламента и правительства, признанные неконституционными, отменяются.

Обязательное соблюдение принципа разделения властей является основой правового государства, оно гарантирует защиту общественных и личных прав и свобод.

3) Взаимная ответственность личности и государства означает, что граждане и властные структуры должны неукоснительно исполнять обязанности, возложенные на них законом.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Любые отношения между человеком и государственными органами, руководителями всех уровней должны быть основаны на правовых нормах. Всякое воздействие на личность, не обусловленное требованиями закона, является попиранием гражданских прав и свобод.

В то же время и человек обязан исполнять свои обязанности по отношению к стране. Государство вправе требовать от него совершения установленных законом действий и принуждать к ним, но только в рамках правового поля. Например, уплата налогов является конституционной обязанностью граждан страны. Невыполнение требований законодательства неминуемо влечет за собой ряд санкций со стороны соответствующих структур.

Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность и т.д.

4) Господство правовых норм предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.

Например, Конституция России устанавливает такие нормы, как право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед судом и законом, возможность защитить свою честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.д.

Читайте так же:  Можно ли уволиться с работы без отработки и как

Положения основного закона должны непосредственно действовать на всей территории страны без каких-то ограничений. А все принимаемые законы и нормативные акты не могут вступать в противоречие с требованиями конституции.

5) Гарантии прав и свобод личности обусловлены признанием человека высшей ценностью правового государства. Именно интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь, речь идет о праве на свободу и независимость личности. При этом в правовом государстве свобода – это вовсе не возможность делать все, что угодно. Скорее, данное понятие означает осознанную необходимость действовать в интересах общества в целом. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества.

Особенности организации власти в правовом государстве

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности, среди них выделяют четыре основных:

  1. идеологический и политический плюрализм;
  2. принцип выборности органов власти и должностных лиц;
  3. стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
  4. недопущение монополизма в политике и экономике;
Видео (кликните для воспроизведения).

Раскроем суть каждого из этих принципов.

1) В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил – все это признаки правового общества. В такой стране государственный аппарат не выступает как карательный орган, подавляющий инакомыслие. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

2) Все основные органы власти в правом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты парламента, руководители региональных администраций и местного самоуправления занимают свои должности в течение ограниченного срока, определенного избирательным законодательством.

Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

[3]

3) Правое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны незамедлительно пресекаться. А в своей деятельности правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан.

4) Любой монополизм губителен для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, будь то право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

Экономическая свобода населения – это одна из основ политической независимости граждан. Лишь уверенные в своем будущем люди способны самостоятельно отстаивать личные и общественные интересы, не подвергаясь давлению со стороны политических сил или корпораций, монополизировавших ту или иную сферу деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

22. Правовое государство: понятие и признаки

Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к «ужасающему деспотизму» (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда — гаранта стабильности конституционного строя — органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом — в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан — знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее «правовому нигилизму» (вера в право силы и неверие в силу права).

23. Гражданское общество: понятие и признаки

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Структура гражданского общества

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

Научные и культурные организации, спортивные общества.

Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

Независимые средства массовой информации.

Признаки современного гражданского общества:

наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

развитость и разветвленность демократии;

правовая защищенность граждан;

определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

· равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

· гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

Читайте так же:  Получение кадастрового номера квартиры по адресу онлайн

· экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

· гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

· свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

· создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

· свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

· существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма

1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Общая характеристика признаков правового государства.

Правовое государство –это форма организации и деятельности государственной власти, при которой обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей.

1. Господство (верховенство) права.Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для гос.органов в той же мере, как и для граждан. Гос.власть действует лишь в границах, уста-новленных законом, гос.органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться право-вым нормам. Гос.органам позволено только то, на что их уполномочил закон.

2.Правовое государство характеризуется не только связанностью правом, но и верховенст-вом закона. Верховенсто законаозначает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им.

3.Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связаннос-тью правом, но и тем, как она организована, в каких формах и какими органами осуществ-ляется. И здесь целесообразно обратиться к теории разделения властей, которая была обоснована в работах Джона Локка (1632 – 1704 гг.) и Шарля Луи Монтескье. Эта теория использовалась в идейной борьбе с абсолютизмом. Согласно ей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви (отрасли) власти должны быть разграничены, разделены, обособлены. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует в правовом ре-жиме: гос.органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; уста-навливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях гос.органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

4.Важнейшее условие функционирования правового государства – независимый суд.Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого-либо влияния, от каких-либо государственных и общественных структур.

5.Одна из важнейших задач гос.власти в условиях правового государства – это соблюдение и охрана прав и свобод человека:право на жизнь, право на свободу, неприкосновен-ность и безопасность личности и жилища и др. При этом важно, что правовое государство, утверждая верховенство закона, устанавливает равенство граждан, должностных лиц перед законом и судом. Речь идет о юридическом равенстве (равноправии).

6. Наличие в стране гражданского общества.Гражданское общество выступает в качестве своего рода антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с госу-дарством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и прослоек, организованных в специальные институты и объединения, имеет своим главным назна-чением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и одновременно принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.

Читайте так же:  Доверенность на заключение договора займа

32. Суверенитет государства: понятие и содержание.

Суверенитет (от фр. Souverainete – верховная власть) – верховенство и независимость власти.

Одним из важнейших признаков государства является суверенитет. Он означает: во-первых, верховенство гос.власти внутри страны; во-вторых, независимость ее на международной арене.

Верховенство проявляется в способности гос.власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, гос. и пар-тийных, общественных органов и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновлас-тие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существовали государства с формальным (или ограниченным) суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашает-ся, а фактически, в силу распространения на них влияния других государств, диктующих им свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Прину-дительное ограничение может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета мо-жет допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для них всех целей. Добровольность огра-ничения наблюдается также тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

Суверенитет народа означает его полновластие или верховенство в решении коренных вопро-сов организации своей жизни – общественного и гос.строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономические установления и осуществление полного и всестороннего контроля за деятельностью отдельных гос.органов и всего государства. Народ – население государства, жители страны.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их террито-рии, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

33. Территория государства: понятие и содержание.

Территория – ограниченное земельное пространство (Ожегов).

Территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Это естественное, а не какое-либо иное, в том числе об-щественное условие существования и функционирования государства.

Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется гос.власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты: — земля и ее недра (сухопутная территория);

— реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория);

— атмосфера или воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная);

— объекты, приравненные к территориям государства (морские и воздушные суда, комические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти. Последняя касается каждой ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В право-вых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновен-ности.

Граждане государства, проживающие на его территории и вне, равно как и сама территория, находятся под защитой государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают запрещение ее насильственного расчленения или захвата и отторжения части терри-тории. Подобные акты, от кого бы они ни исходили извне, квалифицируются как акты прямой агрессии. У каждого государства есть право и обязанность на защиту своей территории и своих граждан, проживающих на данной территории.

Территориальное деление населения и распространение гос.власти лишь на население опреде-ленной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц (округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д.). Их назначение и функ-ции едины – организация гос.власти и управления на занимаемой ими территории.

Территория как признак государства:

нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию);

неприкосновенна )принцип невмешательства публичной власти в дела другого государства);

— исключительна (на территории господствует власть только этого государства);

неотчуждаема (государство, лишившееся территории перестает быть государством).

Гос.территория — это часть земного шара (суша, воды, недра, воздушное пространство), которая характеризуется следующими признаками:

— юридической принадлежностью определенному государству, осуществляющему территори-альное верховенство;

— наличие у государства прав на владение, пользование и распоряжение гос.территорией;

— наличие у народа, населяющего территорию, прав определять дальнейшую судьбу террито-рии, которую они населяют (право наций и народов на самоопределение);

-наличие гос.границы (предела осуществления гос.суверенитета).

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.

  2. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  3. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
  4. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
  5. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
Каково содержание важнейших признаков правового государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here