Налоговый агент по нк рф и его основные функции

Главное по теме: "Налоговый агент по нк рф и его основные функции" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица (граждане);
  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ

Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством

Своевременно встать на учет в налоговом органе

Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя

Требовать соблюдения налоговой тайны

Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов

[2]

Использовать налоговые льготы при наличии оснований

Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
  • об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
  • о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации — в течение трех дней со дня принятия решения;
  • об изменении места нахождения в течение 10 дней;
  • о смене директора или главного бухгалтера

Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований

Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований

Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов

Не выполнять неправомерные требования налоговых органов

Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя

Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.

В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.

Налоговый представитель — каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.

Налоговый агент

Налоговый агент – это организация, которую НК РФ обязывает исчислять и перечислять в бюджет налог не за себя, а за другого налогоплательщика — другую организацию или физическое лицо.

Можно сказать, что налоговые агенты являются законными посредниками между налогоплательщиками и фискальными органами по вопросам взимания и перечисления налогов.

Налоговым агентам государством предоставлены те же права, что и налогоплательщикам.

Налоговый агент удерживает исчисленный налог из денежных выплат налогоплательщику.

Если же удержать налог невозможно (например, при выдаче доходов в натуральной форме), то налоговый агент обязан сообщить об этом и о сумме задолженности в свою ИФНС.

По общему правилу сделать это нужно в течение месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержать налог.

А при невозможности удержать НДФЛ — не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором физическому лицу был выплачен доход, с которого не был удержан налог.

Также налоговый агент должен:

вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов и исчисленных с них налогов;

отчитываться в свою ИФНС об исполнении обязанностей налогового агента.

Читайте так же:  Формы и виды налоговых деклараций как их правильно заполнять

Таким образом, в обязанности налоговых агентов входит:

правильно и своевременно исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет налоги;

письменно сообщать специалистам налоговых органов о невозможности удержать налог, и о сумме не удержанного налога;

вести аналитический учет начисленных и выплаченных доходов, в том числе, и в разрезе налогоплательщиков;

переставлять в налоговый орган документы, подтверждающие полноту и правильность начисления и уплаты налогов;

течение 4 лет обеспечивать сохранность указанных выше документов.

Организация может стать налоговым агентом по трем налогам — НДФЛ, НДС и налогу на прибыль. При этом неважно, применяется ли общая система налогообложения или спецрежим, например УСН или ЕНВД.

Налоговый агент по НДФЛ

Налоговыми агентами по НДФЛ являются все организации.

При выплате физлицам зарплаты или иных доходов в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг или авторским договорам, организация должна исчислить и удержать из их доходов НДФЛ и перечислить налог в бюджет.

Налоговый агент по НДС

Налоговым агентом по НДС организация может стать, если совершает, в частности, следующие операции:

арендует муниципальное или государственное имущество у органов власти;

приобретает у иностранного продавца, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория РФ.

Налоговый агент по налогу на прибыль

Налоговым агентом по налогу на прибыль организация становится:

при выплате дивидендов другой организации;

при выплате доходов иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в РФ.

Штрафные санкции

Если налоговый агент не удержит или не перечислит (не полностью удержит или перечислит) налог в срок, ИФНС может оштрафовать организацию на 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

Кроме того, за несвоевременное удержание и (или) перечисление налога налоговому агенту будут начислены пени.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

47. Налоговый агент: понятие и виды.

48. Исполнение обязанности по уплате налогов в бюджет.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Плательщики налогов и сборов могут быть освобождены от этой обязанности. Общий порядок возникновения обязанности по уплате конкретного налога или сбора — момент возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

49. Требование об уплате налогов и инкассовое поручение. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Инкассовое поручение — это расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счета плательщика в бесспорном порядке. Выполняет функцию платежного требования. Расчеты инкассовыми поручениями применяются в тех случаях, когда: -бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством; -для взыскания по исполнительным документам; -взыскание средств предусмотрено сторонами по основному договору.

Статья 24. Налоговые агенты

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 24. Налоговые агенты

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ статья 24 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Права налогоплательщика устанавливаются Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, постановлением городской думы). В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик, в частности, имеет право:

получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;

получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;

получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;

на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

Читайте так же:  Структура и образец административного искового заявления

присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;

обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

требовать соблюдения налоговой тайны.

Каждое решение налогоплательщика об неисполнении актов и требований налоговых органов должно быть обоснованным, так как отказ от исполнения скорее всего вызовет спор между налоговым органом и налогоплательщиком, и налогоплательщику следует быть готовым доказывать неправомерность предъявленных ему актов и требований в суде.

Налогоплательщик, в частности, обязан:

уплачивать законно установленные налоги;

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;

представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Следует иметь в виду, что в силу ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Таким образом, несмотря на то, что Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение четырех лет, срок хранения бухгалтерских документов не может быть менее пяти лет. Другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций — также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, должны храниться налогоплательщиками (как организациями, так и физическими лицами) не менее четырех лет.

Налоговым кодексом предусмотрена также обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);

обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);

об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);

об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы.

Обязанность организаций и физических лиц сообщать об изменении места нахождения (жительства) установлена в целях осуществления оперативного налогового контроля.

К физическим лицам — налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся:

иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

лица без гражданства — лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Физическими лицами являются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Видео (кликните для воспроизведения).

К налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в 12 месяцах, следующих подряд (дни приезда и дни отъезда считаются днями нахождения на территории РФ). Краткосрочные (до 6 месяцев) выезды за пределы РФ для лечения или обучения при этом не учитываются. Выдача физическим лицам подтверждений статуса налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием в Российской Федерации) для представления в официальные органы иностранных государств в целях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения производится при получении письменного обращения (заявления) физического лица в Федеральную налоговую службу.

Налоговый агент — в российском налоговом законодательстве лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

Права и обязанности

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством.

Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять в бюджеты соответствующие налоги;

письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;

вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;

представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;

в течение четырёх лет сохранять необходимые документы.

На практике налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие денежные средства налогоплательщикам либо иным лицам, которые не состоят на учёте в качестве налогоплательщиков, однако осуществляют операции, подлежащие налогообложению каким-либо налогом. Так, в частности, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате, выплачиваемой работникам. В России налоговыми агентами исчисляются и уплачиваются НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций.

Читайте так же:  Как осуществляется перевод жилого помещения в нежилое

Налоговые агенты занимают особое место среди субъектов налоговых правоотношений. Это обусловлено двойственным характером их правового статуса, поскольку они призваны совершать определенные действия как в интересах налогоплательщиков, так и в публичных интересах. Тем самым налоговые агенты выступают своего рода фискальными посредниками между налогоплательщиком и государством.

Необходимость участия в налоговых правоотношениях налоговых агентов связана с реализацией принципа удобства налогообложения, в соответствии с которым налог должен уплачиваться наиболее удобным для налогоплательщика способом. Кроме того, данные участники налоговых правоотношений помогают упростить процесс исчисления и уплаты налогов, снизить издержки налогового контроля и количество нарушений налогового законодательства

Несмотря на наличие большого количества теоретических исследований, посвященных правовому статусу налогового агента, а также значительной правоприменительной практики, затрагивающей вопросы применения положений Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих правовые основы данного статуса, институт налогового агента продолжает оставаться недостаточно исследованным, что подтверждается наличием дискуссионных вопросов как в практике, так и в теории. Целью настоящего исследования является анализ правового статуса налогового агента.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

— раскрыть понятие «налоговый агент»;

— проанализировать обязанности налогового агента;

— рассмотреть права налогового агента;

— рассмотреть ответственность налоговых агентов.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией налоговым агентом своих прав и обязанностей.

Предметом исследования являются нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили труды таких специалистов в области налогового права как В.Ф. Евтушенко, М.Ю. Орлов, С.П. Павленко, С. Штерн и др.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания: методы анализа и синтеза, логический метод, формально-юридический метод.

Понятие налогового агента

В России Налоговый кодекс впервые на законодательном уровне закрепил понятие «налоговый агент». До принятия НК РФ в законодательстве о налогах содержались нормы, обязывающие определенных лиц удерживать налог с налогоплательщиков и перечислять удержанные суммы в бюджет, однако эти нормы носили разрозненный характер и закрепляли за указанными лицами лишь определенные обязанности налогового агента.

Налоговый кодекс РФ закрепляет все основные элементы правового статуса налогового агента: дает определение понятию «налоговый агент», устанавливает права и обязанности налоговых агентов, а также меры ответственности, применяемые к данным лицам при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей.

Законодательное определение понятия «налоговый агент» установлено в ст. 24 НК РФ. Согласно данной статье налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Несмотря на широкое использование данного определения в теоретических исследованиях, многие ученые отмечают, что оно носит в основном прикладной характер и не полностью отражает специфику данного понятия. Как отмечает В.Ф. Евтушенко, в данном определении налогового агента описывается только правовая составляющая статуса налоговых агентов, но совершенно упускается из виду его экономическая сущность

Для признания организации или физического лица налоговым агентом недостаточно указать на то, что они исчисляют, удерживают и перечисляют суммы налогов. Помимо данных функций, в определении налоговых агентов должно содержаться указание на экономические (хозяйственные) связи между этими лицами и налогоплательщиками, наличие которых и позволяет привлекать их к уплате налогов.

Включение в определение понятия «налоговый агент» указания на данную связь нашло свое отражение и в соответствующих статьях части второй НК РФ. Так, в соответствии со ст. 226 НК РФ налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, которые обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Однако следует иметь в виду, что сам факт выплаты доходов налогоплательщику не предполагает наличия у источника выплаты таких доходов обязанностей удержать и перечислить в бюджет налог. Данные обязанности возникают у такого лица лишь в прямо предусмотренных законом случаях

В связи с этим можно сделать вывод, что только в совокупности наличие экономических и юридических оснований позволяет говорить о конкретном субъекте как о налоговом агенте.

[1]

По мнению М.Ю. Орлова, налоговый агент — участник налоговых правоотношений, осуществляющий содействие, с одной стороны, налогоплательщику, с другой — государству в полной мере реализовать отношения по исчислению и уплате налогов

А.Г. Иванов точно отмечает особенность статуса налогового агента: переложение обязанностей публичных органов на иных субъектов — для государства неплохая идея, т.к. субъект выполняет работу публичных органов бесплатно

По сведениям, приведенным Г.П. Толстопятенко, в большинстве государств — членов Европейского союза налог с доходов наемных работников взимается работодателями (через бухгалтерию). Исключение составляет Франция, где наемные работники уплачивают подоходный налог с заработной платы самостоятельно

Но не следует полагать, что налоговый агент во всех случаях «работает» бесплатно. Как считает А.Б. Смирнов, возлагая на налогового агента обязанности по удержанию налогов, государство наделяет его частью своих властных полномочий по отношению к налогоплательщику. При этом в ряде стран, в частности в Швейцарии, эти обязанности рассматриваются как общественно полезные и за их исполнение выплачивается стимулирующее вознаграждение

В последнее время в научных кругах и в среде практикующих юристов ведется немало споров, касающихся статуса налоговых агентов, понятий и характерных особенностей данного, достаточно нового для налогового права как подотрасли финансового права, института. Подобную ситуацию следует признать закономерной ввиду отсутствия на протяжении длительного времени в законодательстве целостного регулирования, наличия регламентации статуса налогового агента лишь в виде разрозненного закрепления отдельных прав и обязанностей последнего. Принятие Налогового кодекса Российской Федерации как единого кодифицированного акта заставило правоприменительную практику и доктрину финансовой науки уделить больше внимания исследованию института налогового агента и его места в системе российского законодательства.

Читайте так же:  Исковое заявление о признании права собственности на земельный участок

В настоящее время выделяется несколько точек зрения на правовую природу данного института. Согласно одной из них налоговые агенты признаются налоговыми представителями государства в силу того, что выполняют функцию государства — функцию по взиманию налога. Данная категория исследователей полагает, что налоговые агенты действуют от имени и по поручению государства, выделяя при этом самостоятельный институт «налоговое поручительство», отличный от поручительства, используемого в гражданском законодательстве, прежде всего, способом передачи полномочий (на основании нормы специального закона)

При этом ошибочно выделяется ведение учета объекта налогообложения в качестве делегированного полномочия государства.

Другая категория авторов полагает, что статус налоговых агентов имеет двойственную природу: по отношению к налогоплательщику налоговые агенты выступают как представители фискальных органов, а по отношению к налоговым органам — в качестве обязанных лиц, обладающих статусом, аналогичным статусу налогоплательщиков

Полагаем, что подобная позиция в условиях действующего законодательства Российской Федерации представляется правильной, хотя и несовершенной с точки зрения современной доктрины права.

«Квазипубличный» статус частного субъекта — налогового агента не является чем-то особенным. Как разъяснено в Постановлении КС РФ от 19 мая 1998 г. №15-П

Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.

Налоговые агенты: их роль и место в налоговых отношениях.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога. При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.

Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать налог с таких доходов при каждой их выплате.

Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.

Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:

– право на информацию;

– право на получение официального письменного разъяснения;

– право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);

– право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;

– право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;

– право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;

– право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;

– право не соблюдать незаконные предписания и требования;

– право на обжалование;

– право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;

– право на защиту нарушенных прав и законных интересов.

Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:

1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК);

2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК);

3) вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК);

4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 НК).

Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие счета Федерального казначейства соответствующие налоги.

Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.

Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:

– о невозможности удержать налог у налогоплательщика;

– сумме задолженности налогоплательщика.

Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:

– начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;

– исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.

Ответственность налогового агента. В налоговых отношениях налоговый агент в отличие, например, от представителя налогоплательщика, представляет не интересы налогоплательщика, а собственные интересы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за допущенные налоговым агентом ошибки и нарушения при исполнении последним своих обязанностей, в том числе при исчислении им, удержании у налогоплательщика или перечислении в бюджетную систему налогов.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Читайте так же:  Можно ли уменьшить сумму выплаты по алиментам на законных основаниях

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

[3]

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

      Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

      Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

          • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
          • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

          Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

          Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

          Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

          Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

          Видео (кликните для воспроизведения).

          Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

          Источники


          1. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.

          2. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.

          3. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
          4. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
          5. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.
          Налоговый агент по нк рф и его основные функции
          Оценка 5 проголосовавших: 1

          ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

          Please enter your comment!
          Please enter your name here