Об ответственности военнослужащих за совершенные преступления

Главное по теме: "Об ответственности военнослужащих за совершенные преступления" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами.

Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи главы 33 Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Предусмотренные главой 33 УК РФ воинские преступления подразделяются на следующие группы:

1) преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы (статья 332 УК РФ);

сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженные с насилием или с угрозой его применения (статья 333 УК РФ);

насильственные действия в отношении начальника — нанесение побоев или применение иного насилия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей (статья 334 УК РФ);

нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием (статья 335 УК РФ);

оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы, оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (статья 336 УК РФ);

2) уклонение от военной службы:

[1]

самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения (статья 337 УК РФ);

дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу (статья 338 УК РФ);

уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана (статья 339 УК РФ);

3) преступления против порядка несения специальных служб:

нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам (статья 342 УК РФ);

нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан (статья 343 УК РФ);

нарушение уставных правил внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), а равно нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне лицом, входящим в состав патрульного наряда, если эти деяния повлекли тяжкие последствия (статья 344 УК РФ);

4) преступления против порядка использования и сбережения военного имущества:

оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира (статья 345 УК РФ);

умышленные уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники (статья 346 УК РФ);

уничтожение или повреждение по неосторожности оружия, боеприпасов или предметов военной техники, повлекшие тяжкие последствия (статья 347 УК РФ);

нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату (статья 348 УК РФ);

5) преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники:

нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, уничтожение военной техники либо иные тяжкие последствия, нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (статья 349 УК РФ);

нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (статья 350 УК РФ);

нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия (статья 351 УК РФ);

нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия (статья 352 УК РФ).

Ответственность военнослужащих за совершение правонарушений

Существуют следующие виды юридической ответственности Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ред. от 14.01.2013):

  • — дисциплинарная,
  • — уголовная,
  • — материальная,
  • — административная,
  • — гражданско-правовая.

Различия между ними весьма многообразны, однако можно выделить основные. Так, уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, т.е. правонарушений, имеющих высокую степень общественной опасности. В этой связи уголовные наказания носят наиболее строгий характер (например, лишение свободы на длительные сроки; высокие штрафы и т.д.). При этом уголовная ответственность охраняет от преступных посягательств все виды правоотношений, вне

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации допускает применение нескольких видов юридической ответственности к одному правонарушению. Так, одновременно с уголовной, административной и дисциплинарной ответственностью может применяться гражданско-правовая или материальная ответственность, если правонарушением причинен имущественный ущерб.

Все перечисленные виды юридической ответственности распространяются и на военнослужащих. Однако юридическая ответственность, применяемая к военнослужащим, имеет ряд особенностей, состоящих в следующем:

  • — юридическая ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими, как правило, в сфере военно-служебных отношений;
  • — в силу большего числа юридических ограничений, накладываемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность военнослужащих отличается большим кругом составов правонарушений;
  • — в отношении военнослужащих применяется более строгая, по сравнению с другими гражданами, юридическая ответственность за совершение аналогичных правонарушений, отличающаяся специфическими мерами;
  • — законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации.
Читайте так же:  Согласие на продажу автомобиля

К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы — также в виде административного штрафа.

К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации

  • 1. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (ред. от 14.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2007. №47. Ст. 5749.
  • 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Российская газета. 2001. № 256
  • 3. Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О материальной ответственности военнослужащих»
  • 4. Гражданский кодекс РФ.
  • 5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О военных судах Российской Федерации»

Военная прокуратура Российской Федерации — структурное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором. Осуществляет надзор за исполнением законов в ВС России.

В систему военной прокуратуры входят Главная военная прокуратура, военные прокуроры военных округов, флотов, РВСН, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры. В России действует более 200 гарнизонных военных прокуратур.

Формирование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Назначение и освобождение от должности Главного военного прокурора осуществляет Совет Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Военный суд (до 21 апреля 1992 — военный трибунал) — федеральный суд общей юрисдикции, входящий в единую судебную систему Российской Федерации.

Осуществляет правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

[3]

Особый правовой статус военных судов отмечается и тем, что в их подсудность входят все уголовные дела о преступлениях, совершенных сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Главного управления специальных программ президента и др., а также гражданские дела по жалобам военнослужащих на действия данных органов.

В отличие от территориальных судов общей юрисдикции (районных, судов субъектов Российской Федерации), судьи военных судов обладают большей неприкосновенностью. Так, если в территориальных судах вопросы рекомендации на должность и прекращения полномочий входят в компетенцию квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением председателя судов субъектов, чьи вопросы назначения и освобождения от должностей входят в компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ВККС), то в военных судах ВККС решает вопросы о рекомендации к назначению и прекращению полномочий председателей и заместителей председателей гарнизонных военных судов (гарнизонный суд по юрисдикции приравнен к районному суду), а также всех судей и председателей окружных (флотских) военных судов (приравнены по юрисдикции к судам субъекта Российской Федерации).

До недавнего времени судьями военных судов были только лишь военнослужащие, имеющие воинское звание офицера, проходящие военную службу по контракту, и отвечающие всем общим требованиями, предъявляемым к федеральным судьям. Однако в настоящее время в связи с принятием Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „О военных судах Российской Федерации“», судьями военных судов являются гражданские лица. При этом, хотя наличие воинского звания офицера запаса (и следовательно военного образования) учитывается при назначении судей военных судов, тем не менее наличие офицерского звания и военного образования в настоящее время не обязательно.

Виды ответственности военнослужащих

Каждый гражданин РФ, занимая ту или иную должность, принимает на себя ряд обязательств. Любая деятельность регламентирована законами Российского Государства и человеку придется нести ответственность, если он нарушил или проигнорировал установленные правила. Лица, находящиеся на службе Вооруженным силам нашей страны, подчиняются не только законам РФ, но и более узким уставным документам.

Виды ответственности военнослужащих

Военнослужащий — лицо, обеспечивающее защиту и безопасность государства.

Граждане (в том числе и иностранные подданные) приобретают статус военнослужащих с началом службы в армии и утрачивают его с увольнением со службы (Федеральный закон от 11 ноября 2003 года №141-ФЗ).

Лица, служащие Вооруженным Силам РФ, равны перед законом, звание и должность не имеют значение.

К военнослужащим приравниваются служащие по контракту, граждане, проходящие срочную службу, лица, призванные на военные сборы, курсанты военных училищ и другие (Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, часть 2).

В случае, если человек, находящийся на военной службе пренебрег своими функциями, намеренно или случайно допустил правонарушение, ему придется понести юридическую ответственность.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного действия.

Читайте так же:  Отзыв на заявление об уточнении исковых требований

Военнослужащие или граждане, проходящие военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности:

  • дисциплинарной;
  • административной;
  • материальной;
  • гражданско-правовой;
  • уголовной.

В зависимости от характера и тяжести деяния, к военнослужащему будет применен какой-либо из видов юридической ответственности. При этом у гражданина есть право доказать свою неповинность.

Дисциплинарная ответственность

Такой вид ответственности следует при целенаправленном или случайном нарушении воинского порядка, которое не имело серьезных последствий. Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности если:

  1. проступка не произошло;
  2. действие (бездействие) содеяно по причине психического нездоровья;
  3. за проступок уже было получено наказание;
  4. прошел год или более года с момента свершения проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами обозначены другие сроки привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности;
  5. военнослужащий уволился из армии или период военных сборов закончился (п. 28.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

За правонарушение к военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы, может применяться ряд дисциплинарных взысканий:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение увольнения из расположения части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличия;
  • вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии;
  • снижение в должности или звании на одну ступень;
  • досрочное прерывание военной службы;
  • отчисление из военных образовательных учреждений;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест (Дисциплинарный Устав ВС РФ, Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140)

Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495), заключение о дисциплинарном наказании могут выносить командиры в отношении подчиненных, дежурные по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным им по воинскому чину, начальники гарнизона и т.д.

При этом, командир, на свое усмотрение, имеет право ограничится устным предупреждением. Если же военачальник считает, что его власти не достаточно и наказание должно быть строже, он обязан ходатайствовать к вышестоящему командованию.

Административная ответственность

Применяется к гражданам, которые допустили административное преступление, по причине игнорирования или неправильного исполнения своих прямых обязанностей по службе.

При расследовании в расчет берутся характер проступка, личность правонарушителя и его материальное положение.

В случае вины военнослужащего чаще всего административное наказание заменяется дисциплинарным взысканием (ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

Виды административного наказания:

  1. предупреждение – выносится, если военнослужащий впервые нарушил закон и проступок не повлек серьезных последствий;
  2. административный штраф — не распространяется на сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящим военную службу по призыву, курсантов военных училищ до подписания контракта о прохождении военной службы (Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»);
  3. конфискация орудия с помощью которого было совершено административное нарушение;
  4. лишение специального права (от 1 месяца до 3 лет);
  5. административный арест (до 15 суток или дольше по решению суда);
  6. административное выдворение из Российского Государства подданных других стран или лиц без гражданства;
  7. дисквалификация – лишение права замещать определенные должности или заниматься деятельностью, обозначенную в статье 3.11 КоАП РФ. Срок наказания от 6 месяцев до 3 лет;
  8. административное приостановление работы юридических лиц, с целью предохранения от угроз жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий, заражений и т.д. (п. 3.12 КоАП РФ);
  9. обязательные работы — выполняются гражданином в свободное от военной службы или учебы время без материального вознаграждения.

Материальная ответственность

Наступает в случае, когда военнослужащий нанес имущественный вред другому человеку или юридическому лицу. Виновный должен возместить урон в том объеме и порядке, который регламентирован трудовым законодательством РФ:

  • Военнослужащие, находясь при исполнении, несут материальную ответственность, регулируемую Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
    «О материальной ответственности военнослужащих». Но если ущерб произошел вне служебного времени, то наступает гражданско-правовая ответственность, распространяющаяся на любого подданного РФ.
  • Если ущерб вызван исполнением распоряжений командира или в результате обоснованных действий, то штрафа для военнослужащего не последует. В этом случае, возмещать урон должно юридическое лицо, т.е. военная часть (ст. 1068 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Данный вид ответственности наступает, когда военнослужащий допустил незначительное правонарушение или причинил материальный ущерб, не находясь на службе. При этом наказание регулируется общегражданскими законами и правовыми актами РФ.

Уголовная ответственность

Устанавливается в результате опасного преступления и регулируется Уголовным Кодексом РФ.

Военнослужащий, как и каждый гражданин России, должен понести наказание, независимо от должности и звания.

Особенности военной службы в том, что лицо привлекается не только за общеуголовные преступления, но и за особые военные деяния (регламентированы военным уголовным законодательством).

Преступления против военной службы, определенные Уголовным кодексом РФ

Действия против военной службы – нарушение существующего порядка прохождения военной службы, совершенное лицами, находящимися на военной службе государства (глава 33 УК РФ). Преступление, содеянное группой лиц и по предварительному сговору, наказывается строже, чем правонарушение совершенное по неосторожности.

К преступлениям против военной службы относятся:

В Российской Федерации существует структура, военная полиция, которая создана для защиты естественных прав военнослужащих. К функциям данного органа относятся: сохранение порядка и дисциплины в армии, оберегание военных объектов, регулирование дорожного движения в Вооруженных Силах и т.д.

Именно военная полиция расследует преступления, совершенные военнослужащим или лицом, призванного на военные сборы, осуществляет дознание, разыскивает дезертиров и т.п.

Армия — опора Государства, которая защищает границы страны, ее интересы и права. Поэтому за всеми правонарушениям, совершенными военнослужащими, осуществляется жесткий контроль.

И если будет доказано, что гражданин, находящийся на службе Вооруженных Сил РФ, виновен в противоправном деянии, то понесет ответственность по закону. Самый верный способ избежать наказания – не совершать преступления и действовать согласно нормативных документов Российской Федерации.

Nav view search

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ
имени МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г. К. ЖУКОВА

Поиск по сайту

Последние новости

Новые статьи

Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы

Подробности Опубликовано 10.06.2016 12:15 Просмотров: 15200

Преступления против военной службы, как правило, направлены против установленного порядка ее прохождения. Они могут быть совершены военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе во время прохождения ими военных сборов.

Читайте так же:  Новый закон о виде на жительство в украине для граждан россии

Привлечение военнослужащих к уголовной ответственности осуществляется на основании Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

Обязательным признаком преступления против военной службы является направленность против порядка ее прохождения, установленного Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также другими федеральными законами, общевоинскими уставами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предусмотренные в УК РФ преступления против военной службы охватывают различные стороны установленного порядка ее прохождения. Обязательным признаком преступления против военной службы является направленность против порядка ее прохождения, установленного Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также другими федеральными законами, общевоинскими уставами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предусмотренные в УК РФ преступления против военной службы охватывают различные стороны установленного порядка ее прохождения

Уголовная ответственность за преступления против военной службы основывается на принципах: законности; равенства граждан перед законом; вины; справедливости и гуманизма.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния в соответствии с УК РФ подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие

Степень преступности и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Особенности преступления против военной службы обусловлены спецификой объекта посягательства и его субъекта. Основным объектом преступлений против военной службы является порядок прохождения военной службы, установленный Конституцией РФ, Законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами ВС РФ. Строгое соблюдение этого порядка составляет существо воинской дисциплины и направлено на обеспечение военной безопасности государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, Преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на ее территории. Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Уголовная ответственность наступает не только за совершенное преступление, но и за покушение на него, а в некоторых случаях и за приготовление к нему.

Военнослужащий не подлежит уголовной ответственности за преступление, если добровольно и окончательно отказался от доведения этого преступления до конца. За совершение общеуголовных преступлений военнослужащие подлежат уголовной ответственности в соответствии с Особенной частью УК РФ, которая включает нормы, определяющие признаки конкретных видов преступлений и устанавливающие наказания лиц, виновных в совершении этих преступлений

Гражданско-правовая и уголовная ответственность военнослужащих.

Административная ответственность на общих основаниях наступает для военнослужащих за нарушение правил дорожного движения, правил охоты. рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и т.д.. Однако к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

Материальная ответственность — это вид юридической ответственности военнослужащих, под которой понимается установленная для них обязанность возместить в денежной форме полностью или частично размерах причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы материальный ущерб государству.

В настоящее время до принятия закона о материальной ответственности военнослужащих порядок привлечения военнослужащих к этому виду юридической ответственности определяется Положением о материальной

ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству.

Материальная ответственность военнослужащих в большинстве случаев обусловлена тем ущербом, который возникает из-за несоблюдения предусмотренных воинским уставом, наставлениями, положениями, руководствами, приказами и другими правовыми актами конкретных правил использования военного имущества, денежных средств, обращения оружием, боевой техникой, другим военным имуществом, следовательно, в таких случаях не только причиняется материальный ущерб, но одновременно нарушаются и соответствующие нормы (правила) воинского порядка. Стало быть, установленная обязанность возмещения причиненного материального ущерба, помимо восполнения этого урона, оказывает положительное влияние на такие, как некоторые предметы летно- технического, специального, морского и десантного обмундирования, штурманского снаряжения, специальной одежды и обуви, инвентарных теплых вещей, сумма ущерба исчисляется в повышенных (кратных) размерах. Причинная связь означает, что материальный ущерб явился непосредственным следствием конкретных действий (бездействий) именно данного, а не другого лица. В многогранности жизненных явлений важно тщательно и конкретно выявлять действительную связь материального ущерба и деяния, не ограничиваясь ее иногда кажущейся видимостью.

Законодательство о материальной ответственности военнослужащих требует в случае причинения материального ущерба государству и при решении вопроса о привлечении к ответственности, выявления именно тех лиц, действиями (бездействиями) которых прямо и непосредственно был причинен обнаруженный ущерб.

Гражданско-правовая ответственностьнаступает за нарушение договорных обязательств или причинение имущественного внедоговорного вреда. Главное содержание гражданско-правовой ответственности — возмещение имущественного ущерба, (а при нарушении договорных обязательств и уплата за неустойки). Особенностями гражданско — правовой ответственности являются:

— добровольное возмещение ущерба при осознании своей вины
и необходимости нести ответственность;

— обращение потерпевшего сначала к нарушителю за возмещением
ущерба (в имущественных спорах между организациями это обязательно)
ивозможности в некоторых случаях самому потерпевшему применить
санкции.

Для гражданско-правовой ответственности характерно возмещение причиненного имущественного вреда. Вопросы гражданско-правовойответственности могут решаться как различными судами, так органами управления. В отличие от уголовного процесса, где действует презумпция невиновности, когда обвиняемый не обязан доказывать отсутствие своей вины, при гражданско-правовой ответственности необходимо в определенных случаях доказать свою невиновность.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут лишь за причинение имущественного вреда воинской части, учреждению, организации не при исполнении служебных обязанностей.

Третий учебный вопрос: Организационно -правовая деятельность командиров (начальников) по обеспечению воинского правопорядка в частях и подразделениях.

Успешное решение задач и укрепление воинского правопорядке во многом зависит от умелой организационно-правовой деятельности командиров (начальников)по обеспечению воинского правопорядка в частях и подразделениях.

Жизнь, быт и деятельность Вооруженных Сил Республики Казахстан как органической части общества строятся на основе принципов законности. Конституция РК, Законы РК «Об обороне и Вооруженных Силах РК», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей», Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан и другие акты военного законодательства четко регламентируют порядок несения воинской службы, права, обязанности и взаимоотношения военнослужащих. Строгое соблюдение и точное исполнение всеми Военнослужащими требований Конституции РК, законов и воинских уставов является непременным условием обеспечения постоянной боеготовности частей и кораблей. Система общественных отношений, складывающаяся в Вооруженных Силах на основе норм военного законодательства, и образует воинский правопорядок. Он создает прочную правовую базу взаимоотношений между воинами, позволяющую им в любой обстановке, в самых сложных условиях успешно выполнять задачи по защите своей Родины; регламентирует повседневную жизнь, быт, досуг и отдых; отражает реальное использование военнослужащими предоставленных им прав и свобод.

Читайте так же:  Покупка вторички какие документы на квартиру должны быть

Военное дело отличается высоким уровнем организации, которая проявляется в наличии единой цели, строгом подчинении воинского коллектива воле командира-единоначальника, четком определении общих и специальных (функциональных) обязанностей военнослужащих, установлении последовательности действий во всех сферах общими для всех граждан Республики Казахстан правами и обязанностями. Поэтому наряду с воинским правопорядком следует различать правопорядок в Вооруженных Силах, представляющий собой систему общественных отношений, складывающихся на основе норм общего законодательства.

Цель Казахстанских Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований определена в Военной доктрине РК: надежно защищать и оборонять свою страну от внешней агрессии и других военных угроз, а также выполнение задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан.

Для этого Вооруженные Силы располагают всем необходимым. Президент, правительство и народ делают все для toго, чтобы обеспечить войска в достаточном количестве современным оружие боевой техникой и другими материальными средствами. Однако материально- техническое обеспечение — лишь одно из слагаемых боевой готовности, которая включает также и иные факторы: высокие морально-боевые качества личного состава, его обучения, дисциплину и организованность, высокий уровень воинской и специальной подготовки командных кадров. Боевая готовность отражает уровень военной специальной подготовки личного состава, слаженность воинских подразделений, частей и соединений, качество морально-психологического воспитания воинов.

Таким образом, воинский правопорядок является основой военной службы, необходимой предпосылкой укрепления боевой готовности войск. Укрепление воинского правопорядка предполагает постоянное совершенствование организации воинской службы и системы ее правового регулирования, строгое соблюдение уставного порядка, соблюдение законности в деятельности командиров и других, должностных лиц, исключить беззаконие и случаи искривления дисциплинарной практики — задача первостепенной важности. Вместе с тем важно обеспечить принцип неотвратимости наказания. Нельзя забывать, что безнаказанность поощряет не только совершение серьезных проступков, но способствует их перерастанию в преступление. Наиболее острым с точки зрения правовых последствий, а потому крайним средством обеспечения воинского правопорядка является применение военно-уголовного законодательства, представляющего собой специфическую часть казахстанского уголовного законодательства. Ст.5-6 ДУ

Основными направлениями организационно-правовой деятельности командиров (начальников) по коренному укреплению воинской дисциплины и правопорядка являются:

— правовое обеспечение всех категорий военнослужащих, гражданского
персонала Вооруженных Сил Республики Казахстан;

— правовая пропаганда среди личного состава Вооруженных Сил
Республики Казахстан;

-выработка у военнослужащих правильного отношения к полученным знаниям по социальным и правовым вопросам;

обеспечение правомерности поведения, соответствия его закона
воинским уставам, приказам и приказаниям начальников;

изучение состояния работы по реализации принципа социальной
справедливости в виде ВС РК, военных округах, родах войск, соединениях
частях;

-выработка предложений и рекомендации для внесения их в проекты законодательных актов по социальным и правовым вопросам Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Основными принципами организационно-правовой работы командиров по коренному укреплению воинского правопорядка в частях и подразделениях являются:

-уважение человеческого достоинства;

-доброжелательность в отношениях между людьми;

— профессионализм и компетентность в социальных и правовых вопросах;

-честность и высокая добросовестность;

-систематическая забота об удовлетворении материальных и духовных запросов,

формирование правосознания, повышение правовой культуры военнослужащих;

-строгое соблюдение правовых норм, установленных в обществе и в Вооруженных Силах.

Основными методами, организационно-правовой работы командиров по коренному укреплению воинского правопорядка являются:

-разъяснение военнослужащим законов государства, Указов Президента страны по социальным и правовым вопросам;

организация обсуждения военнослужащими вопросов, связанных с их
правами и обязанностями;

мобилизация военнослужащих, гражданского персонала на
неукоснительное выполнение законов, требований воинской, трудовой
дисциплины, качественное решение задач боевой и мобилизационной
готовности.

Основными задачами организационно-правовой работы по коренному укреплению воинской правопорядка являются:

— проведение в жизнь социальной политики государства в условиях прохождения воинской службы в
Вооруженных Силах;

-организация и проведение правового всеобуча всех категорий военнослужащих, гражданского персонала;

— оказание военнослужащим, гражданскому персоналу консультативной
помощи по социальным и правовым вопросам;

-проверка состояния работы должностных лиц по удовлетворению личного состава всеми положенными нормами и видами довольствия медицинским обеспечением;

— обеспечение соблюдения установленного порядка приема
должностными лицами военнослужащих, членов их семей, гражданского
персонала по личным вопросам, своевременное рассмотрение и разрешение их
обращений;

— изучение состояния социально-правовой работы в виде Вооруженных Сил, военных округах, родах войск, соединениях и частях, обобщение и внедрение в практику передового опыта командиров, органов воспитательной и социально-правовой работы по обеспечению реализации социальных прав военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала,

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: Военнослужащие Вооруженных Сил Республики Казахстан за совершенное правонарушение привлекаются к юридической ответственности:

-административной и гражданско-правовой.

Для правонарушителя ответственность заключается как в обязанности восстановления нарушенного права, так и несения кары за совершенное правонарушение.

При этом юридическая ответственность призвана оказывать воздействие на сознание правонарушителя и других лиц с целью удержания их от совершения противоправных поступков в будущем.

Ответственность военнослужащих за преступления против военной службы.

Ответственность военнослужащих за преступления против военной службы определяется разделом XI УК РФ, состоящим из одной главы 33 «Преступления против военной службы». Ранее ответственность военнослужащих за данный вид преступлений определялась Законом СССР об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 года. Нормы этого закона были полностью включены отдельной главой «Воинские преступления» в Уголовный кодекс РСФСР.

В Уголовном кодексе РФ преступлениями против военной службы признаются предусмотренные данной главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Читайте так же:  Как выполняется отмена судебного приказа о взыскании задолженности

Как следует из этого определения, обязательным признаком преступлений этой группы является направленность против установленного порядка прохождения военной службы (специальный объект). Порядок прохождения военной службы устанавливается федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», другими федеральными законами, общевоинскими уставами и другими нормативными актами Российской Федерации. Установленный ими порядок является родовым объектом всех преступлений против военной службы и одним из основополагающих их отличительных признаков. Совершение военнослужащим любого другого преступления, не связанного с посягательством на порядок прохождения военной службы, не образует преступления против военной службы и квалифицируется как общеуголовное преступление.

Субъектами преступлений против военной службы являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

На основании Женевской конвенции 1949 года об обращении с военнопленными некоторые нормы данной главы могут применяться к военнопленным.

Другие лица могут нести уголовную за преступления против военной службы, если они являются соучастниками (организаторами, подстрекателями или пособниками) указанных преступлений.

Виновным в совершении преступления против военной службы признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части (статья 24 УК РФ).

Преступлением против военной службы, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Преступлением против военной службы, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало н предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Ответственность за преступление, в том числе и против военной службы, совершенное с двумя формами вины, устанавливается статьей 27 УК РФ. Так, в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно.

Предусмотренные в УК РФ преступления против военной службы охватывают различные стороны установленного порядка прохождения военной службы. Это дает возможность разделить их на следующие группы:

1) Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений:

сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы;

насильственные действия в отношении начальника;

нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности;

2) Преступления, связанные с уклонением от военной службы:

самовольное оставление части или места службы;

уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами;

3) преступления против порядка несения боевого дежурства и других специальных служб:

нарушение правил несения боевого дежурства;

нарушение правил несения пограничной службы;

нарушение уставных правил караульной службы;

[2]

нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне.

4) Преступления против порядка использования и сбережения военного имущества:

умышленное уничтожение или повреждение военного имущества;

уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности;

утрата военного имущества.

5) Преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники:

нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих;

нарушение правил вождения или эксплуатации машин;

нарушение правил полетов или подготовки к ним;

нарушение правил кораблевождения.

6) Должностные преступления:

оставление погибающего военного корабля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим каждое из указанных преступлений против военной службы.

Источники


  1. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.

  2. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
  4. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.
  5. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
Об ответственности военнослужащих за совершенные преступления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here