Обязан ли трудиться осужденный в местах лишения свободы

Главное по теме: "Обязан ли трудиться осужденный в местах лишения свободы" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Обязаны ли осужденные во время отбывания наказания трудиться?

В соответствии со ст. 103 УИК РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Комментарий к СТ 103 УИК РФ

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 103 УИК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает принципиально важные положения, относящиеся к основаниям, условиям и формам привлечения осужденных к труду. К ним относятся прежде всего обязательность труда осужденных и приоритет основной задачи исправительных учреждений — исправления осужденных — над производственной деятельностью.

Несмотря на то что не все осужденные в настоящее время обеспечены работой или обеспечены ею частично, труд по-прежнему является важным направлением деятельности исправительных учреждений. И это не случайно, поскольку труд выступает одной из основных составляющих пенитенциарной политики. Именно поэтому данному направлению уделено столь значительное внимание не только в национальном уголовно-исполнительном законодательстве, но и в ряде международных актов.

2. Общественно полезный труд отнесен законодателем к основным средствам исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), и он же традиционно входит в число мер исправительного воздействия на осужденных, как известно, не содержащих кары. Вследствие этого как условия труда, так и его оплата не могут быть направлены на причинение осужденным страданий, что соответствует требованиям правила 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещен. Под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (ч. 2 ст. 4 ТК РФ). Указанные нормы воспроизводят предписания, закрепленные в таких важнейших международно-правовых документах, как Международный пакт «О гражданских и политических правах» и Конвенция МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде. Несмотря на то что ст. 103 устанавливает обязанность осужденных трудиться, а выполнение любой закрепленной правовыми нормами обязанности обеспечивается возможностью применения санкций, это не противоречит ни международно-правовым нормам, ни Конституции РФ или трудовому законодательству, поскольку в ст. 8 Пакта и п. «c» ст. 2 Конвенции подчеркивается, что обязательный труд осужденных не рассматривается как вид принудительного труда.

В то же время обязанность трудиться не распространяется на осужденных, достигших пенсионного возраста, а также инвалидов I и II группы, которые, впрочем, также могут при желании трудиться с обеспечением всех предусмотренных для них трудовым законодательством льгот (см. ст. ст. 92, 94, 96, 99, 113, 138, 224 ТК РФ, Федеральный закон 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. ст. 8, 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ 2001 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду», и др.).

3. Учитывая объективные трудности обеспечения производительным трудом всех лиц, отбывающих лишение свободы (в течение последних 10 лет трудоустраивается менее половины работоспособных осужденных), УИК РФ в ст. 103 устанавливает обязанность администрации исправительных учреждений не обеспечить осужденных работой (как это было закреплено, например, в ИТК РСФСР), а привлекать к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Если осужденному наряду с лишением свободы приговором суда назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), привлечение к труду в соответствии с данной специальностью запрещено в течение всего срока лишения свободы.

4. Часть 4 ст. 103 УИК РФ содержит отсылочную норму о перечне работ, к которым привлечение осужденных запрещено. Согласно перечню, установленному в Правилах внутреннего распорядка (далее — ПВР ИУ) (приложение N 9), осужденных запрещается использовать на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС); в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, хранится оружие, служебная документация, специальные технические средства. Не допускается также труд осужденных по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций; работа с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; труд, связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин, в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

5. Труд, организуемый в местах лишения свободы, должен обусловливаться экономической целесообразностью, материальной заинтересованностью как самих осужденных, так и предприятия в его конечных результатах. В то же время, учитывая специфику правового статуса работников, ч. 5 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных. Более жесткая формулировка, закрепленная в виде принципа деятельности УИС, содержится в ст. 1 Закона «Об учреждениях и органах. «, согласно которой интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Названные нормы не только направлены на предупреждение возможных злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы, но и подчеркивают приоритет главной цели наказания — исправления осужденных.

Читайте так же:  Виды кадастровых ошибок и порядок их исправления

Государство оказывает содействие производственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий УИС. Так, на основании ст. 14 Федерального закона 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» учреждениям УИС предоставляются преимущества при участии в размещении заказов. Но концептуальное значение, определившее серьезные изменения организационно-правовых основ производственной сферы УИС, имеет Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ, согласно которому на государственных унитарных предприятиях УИС создаются центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений. Деятельность производственного комплекса УИС ориентируется на решение социальных задач — восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе.

В соответствии со ст. 18 Закона «Об учреждениях и органах. » центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, действуют на основе принимаемого Минюстом России Примерного положения и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в воспитательных колониях, и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в лечебных исправительных учреждениях.

7. На период отбывания наказания осужденные лишаются предусмотренного ст. 37 Конституции РФ и ст. 409 ТК РФ права на забастовку как способа ведения трудовых споров. Однако самого права на индивидуальные или коллективные споры осужденные не лишены и могут вести их, не прекращая работу или не отказываясь от нее.

Правовое регулирование привлечения к труду осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

юридические науки

  • Худякова Екатерина Александровна , студент
  • Вологодский институт права и экономики ФСИН России
  • ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ТРУДУ
  • ТРУДОВОЕ ПРАВО
  • УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
  • ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Похожие материалы

Значение труда для формирования личности осужденного в условиях исправительного учреждения (ИУ) трудно переоценить. Он формирует систему отношений не только на производстве, но и в быту. Учет этих обстоятельств предопределяет сегодня необходимость такой организации труда, при которой у осужденного возникает в нем потребность и заинтересованность.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с институтом труда как средством исправления осужденных.

Предмет исследования – это правовые нормы, регулирующие вопросы трудовой деятельности осужденных как средства их исправления.

Целью исследования является научная разработка вопросов трудовой деятельности осужденных к лишению свободы.

Исправление осужденных — это основная цель уголовно–исполнительного законодательства.

Трудовое воспитание осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, — это достаточно действенное направление в организации исправительного процесса. Главная особенность труда — это учет ряда немаловажных факторов, а именно личностного фактора, уровня развития трудовых навыков, возможностей и способностей человека и готовности осужденного к участию в общественно полезном труде.

Тем не менее, И. В. Дворянсков и С. А. Злотников справедливо отмечают, что, если осужденные во время отбывания наказания не будут трудиться, их социализация после освобождения будет затруднена — на свободе они уже не смогут и не захотят трудиться. Следовательно, основополагающие цели уголовно–исполнительного законодательства (то есть исправление осужденных и предупреждение совершения новых

преступлений) не будут достигнуты. Поэтому ИУ должны создавать и обеспечивать все необходимые условия для приобретения (восстановления) осужденными профессиональных трудовых навыков, выработки у них психологической и нравственной потребности трудиться.

В ст. 103 УИК РФ указано, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией учреждения.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными говорится, что «все осужденные (заключенные) обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями», а международный пакт «О гражданских и политических правах» не рассматривает обязательный труд осужденных как вид принудительного труда.

[2]

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ) закрепляется свобода труда как основной принцип правового регулирования трудовых отношений. Таким образом, трудовое законодательство полностью объединяет возникновение трудовых правоотношений с добровольным соглашением сторон при свободном волеизъявлении, которое является правообразующим юридическим фактом.

Как обоснованно, отмечает Еремина С. Н., специфика заключается в следующем: «возникновение данных правоотношений не связано с заключением трудового договора. Труд в данном случае является для осужденного не правом, а обязанностью. Они привлекаются к труду, так как отбывают наказание. Тем самым у них нет права выбора работодателя и профессии, что обязательно при заключении трудового договора на основании принципа свободы труда (ст. 2 ТК РФ)».

Требования, содержащиеся в ст. 103 и 129 УИК РФ, ст. 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 4, 11, 15, 16 ТК РФ, исключают возможность заключения трудовых договоров с осужденными. В силу ч. 3 ст. 129 УИК РФ вопросы, связанные с приемом на работу данных лиц, их увольнением, переводом на другую работу, не подпадают под правовое регулирование законодательства Российской Федерации (РФ) о труде. В соответствии с ч. 1 ст. 104 УИК РФ трудовым законодательством регулируются только те условия труда осужденных, которые по своему содержанию не отличаются от условий труда свободных граждан. К ним относится продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Нормы уголовно–исполнительного законодательства должны регулировать такие условия труда осужденных, которые имеют свои особенности, обусловленные режимом отбывания наказания. Это может быть время начала и окончания работы (смены), продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и т. п.

В юридической литературе относительно наличия у осужденных права на труд существуют различные мнения. Одни авторы полагают, что осужденные имеют право на труд, так как являются членами общества, хотя временно и ограничены в некоторых правах, другие считают, что осужденные вообще не имеют данного права. Третьи, что осужденные имеют право на труд, но не в смысле конституционного права, ибо применительно к осужденным оно видоизменяется и применяется не в полном объеме (так, участие осужденных в трудовых процессах осуществляется согласно распоряжению администрации ИУ, они не могут сами выбирать вид и место своего труда).

Читайте так же:  Почему моргает свет в квартире

Международное же сообщество также в целом одобряет возможность использования принудительного, обязательного труда заключенных.

В соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными они обязаны трудиться. При этом труд заключенных не должен приносить им страдания; все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом; заключенные должны иметь возможность выполнять работу по своему выбору, если это совместимо с правильным выбором ремесла и требованиями управления и дисциплины в заведении; организация и методы работы в заведениях должны максимально приближаться к тем, которые приняты за их стенами, чтобы заключенные приучались таким образом к условиям труда на свободе, и т. д.

Международные акты рекомендует создавать условия, дающие заключенным возможность заниматься полезным вознаграждаемым трудом, что облегчит их реинтеграцию на рынке рабочей силы их стран и обяжет их оказывать финансовую помощь своим семьям и родственникам. Таким образом, как следует из международных правовых актов, труд заключенных по приговору суда с некоторыми оговорками обязателен и не является принудительным трудом и должен быть использован в качестве средства исправления и получения дохода осужденным.

Между тем, на наш взгляд, труд сам по себе не может оказывать должного исправительного воздействия на осужденного, если он носит принудительный характер, организован под страхом наказания и низко оплачивается или вообще не оплачивается. Думается, следует согласиться с мнением О. Г. Ковалева, который указывает, что социальная сущность труда заключается в его целесообразности для того, кто трудится, и только хорошо организованный оплачиваемый труд способствует ресоциализации осужденного, поскольку дает ему возможность не только обеспечить себя, но и оказать материальную помощь семье и выполнить решения суда о взыскании с осужденных исков и алиментов.

В связи с чем, полагаем, что труд осужденных к лишению свободы необходимо перевести из разряда обязанностей в категорию права, но с учетом существующих реалий, когда из–за объективной невозможности реализовать право на труд всех трудоспособных осужденных он своим поведением должен заслужить право быть привлеченным к оплачиваемому труду.

Основанием возникновения трудовых отношений, в силу ст. 16 ТК РФ, является трудовой договор. Заключение трудового договора с осужденным к лишению свободы законодательством не предусмотрено. Труд осужденных является обособленной принудительной мерой исправления. Осужденные привлекаются к труду не по собственной инициативе, поэтому они не могут рассматриваться в статусе работников с позиции норм трудового законодательства. Именно такой позиции придерживаются суды, разрешая судебные споры с участием осужденных по вопросу привлечения их к оплачиваемому труду.

Правом добровольного участия в труде наделены в соответствии с уголовно–исполнительным законодательством только инвалиды и лица, достигшие пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет). С данными категориями осужденных, действительно, можно подумать о возможности заключения срочных трудовых договоров, но на сегодняшний день такая возможность законодательно не предусмотрена. Анализируя законодательство и правоприменительную практику можно сделать следующий вывод: отношения, связанные с трудом осужденных к лишению свободы, трудовыми не являются и находятся в сфере регулирования ТК РФ только опосредованно.

Вместе с тем среди ученых существуют и иные мнения на этот счет. Так, например, Н. П. Шилова считает, что с момента фактического допуска осужденного к работе между ним и ИУ возникают именно трудовые отношения. Доказывая свою точку зрения, она ссылается на норму ст. 16 ТК РФ, в которой предусматривается в качестве одного из оснований возникновения трудовых отношений фактический допуск работника к работе. Именно фактический допуск и является основанием для заключения трудового договора в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Поэтому мы предлагаем дополнить УИК РФ нормой о заключении трудовых договоров с осужденными, работающими в местах, определяемых администрацией ИУ, а также распространить трудовое законодательство на трудящихся, отбывающих наказание в виде лишения свободы, с особенностями правового регулирования, учитывающего цели наказания, изложив их в главе 14 УИК РФ.

Список литературы

  1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. – М. : Юрид. литература, 1990. – С. 290–311.
  2. Конвенция МОТ от 25 июня 1958 г. № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» // Ведомости ВС СССР. – 1961. – № 44. – Ст. 448
  3. Уголовно–исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 (ред. от 20.12.2017) № 1–ФЗ // СЗ РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198; 2017. – № 52 (Ч. I). – Ст. 7933.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 (ред. от 05.02.2018) № 197–ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3; 2018. – № 7. – Ст. 968.
  5. Волкова В. В., Стребков Н. Н., Рассадина М. Н. и др. Актуальные проблемы привлечения к оплачиваемому труду осужденных к лишению свободы // Казанская наука. 2016. — № 12. — С. 26–28.
  6. Дворянсков И. В., Злотников С. А. Некоторые проблемы совершенствования исполнения наказания в виде лишения свободы в России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. — № 2. — С. 71.
  7. Еремина С. Н. Возможность реализации права на труд осужденными к лишению свободы // Юридический мир, 2013. — № 8. — С. 58–61.
  8. Шилова Н. П. Особенности труда лиц, осужденных к лишению свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2009. — № 5. — С. 79; Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы // Законность. 2005. — № 11. — С. 50
  9. Ковалев О. Г. Перспективы научного обеспечения реформирования производственной деятельности УИС // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно–исполнительной системы : сб. науч. тр.. М.: НИИ УИС МЮ РФ. 2003. — С. 9.
  10. Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. — М. : Юрид. литература, 1990. — С. 290–311.
  11. Пашерстник А. Е. Право на труд. — М., 1951;
  12. Крахмальник Л. Г. Труд заключенных и его правовое регулирование в СССР. — Саратов, 1963.
  13. Стручков Н. А. Советская исправительно–трудовая политика и роль в борьбе с преступностью. — Саратов, 1970;
  14. Шмаров И. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания. — М., 1974.
  15. Определение Владимирского областного суда от 09.08.2011 г. по делу № 33–2533/2011; апелляционные определения Оренбургского областного суда от 13.02.2012 г. по делу № 33–507/2013; от 13.02.2012 г. по делу № 33–510/2013 и т. п. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Читайте так же:  Как получить кадастровую выписку о земельном участке

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Труд осужденных к лишению свободы и проблемы, возникающие при его реализации

юридические науки

  • Соколов Николай Александрович , кандидат наук, доцент
  • Вологодский институт права и экономики ФСИН России
  • ПРАВО НА ТРУД
  • ОСУЖДЕННЫЙ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Похожие материалы

Видео (кликните для воспроизведения).

Труд осужденных к лишению свободы за некоторыми исключениями регулируется трудовым законодательством России, а проблема трудовой деятельности осужденных постоянно находится в центре внимания государства.

Несмотря на тенденции сокращения количества осужденных, оно продолжает оставаться значительным, так по состоянию на 1 июня 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 651 360 человек, из которых около 90% составляют мужчины в трудоспособном возрасте, а Россия вошла в тройку «лидеров» по численности осужденных, уступая только США (2,2 млн человек) и Китаю (1,65 млн человек).

Одним из ключевых направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года закреплено формирование эффективной системы социальной поддержки уязвимых категорий населения и профилактики правонарушений, в том числе интеграция лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, а также гуманизация системы исполнения уголовных наказаний, перед которой помимо прочего ставиться цель исправительного характера.

Результатом указанной цели должны являться снижение рецидива преступлений и ресоциализация осужденных, то есть возвращение в общество законопослушных граждан. Труд в данных условиях рассматривается государством прежде всего с позиций воспитания и исправления, а вопросы эффективной организации труда осужденных выходят на первый план.

Гармонизация социально-трудовых отношений в исправительных учреждениях тесно коррелирует с эффективностью обеспечения и поддержания безопасности государства, общества и человека. Общественно полезный труд и профессиональное обучение законодательно закреплены в качестве основных средств исправления осужденных, а также предупреждения совершения новых преступлений.

Промышленный сектор уголовно-исполнительной системы входит в число ведущих отечественных товаропроизводителей по объему производства и ассортименту выпускаемой продукции.

Более 800 подразделений Федеральной службы исполнения наказаний, расположенных в большинстве субъектов Российской Федерации, производят свыше 100 тысяч наименований продукции машиностроения, металлообработки, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, легкой промышленности, черной, цветной металлургии и других отраслей народного хозяйства.

Учреждения, исполняющие наказания, привлекают осужденных к оплачиваемому труду с учетом трудоспособности осужденных и, по возможности, специальности.

Продолжительность рабочего времени осужденных, согласно Уголовно-исполнительного кодекса РФ (Далее УИК РФ), регулируется трудовым законодательством. На осужденных в полном объеме распространяются устанавливаемые трудовым законодательством правила предоставления, сокращенного рабочего дня, неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, работы в ночное время, сверхурочных работ.

Так, нормами уголовно-исполнительного законодательства для осужденных установлен восьмичасовой рабочий день, сорока восьмичасовая неделя с одним выходным днем еженедельно. Перерыв на обед – один час. Начало и конец рабочего дня устанавливается распорядком дня исправительного учреждения. В дни общегосударственных праздников осужденные отдыхают на общих основаниях.

Если по условиям производства не могут быть соблюдены установленная для осужденных еженедельная и ежедневная продолжительность рабочего дня, допускается суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы средняя продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала восьми часов в день. Если возникает необходимость привлечь осужденных на работу в выходные и праздничные дни, то это разрешено делать, но с предоставлением в течение месяца других дней для отдыха.

Осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью двенадцать рабочих дней с выездом за пределы исправительной колонии. Порядок выезда регулируется уголовно-исполнительным кодексом. Осужденным, освобожденным от труда также может быть предоставлен однократный ежегодный выезд за пределы исправительного учреждения.

Время работы осужденного в период отбывания наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж.

Оплата труда осужденных к лишению свободы производится в соответствии с его качеством и количеством по нормам и расценкам, установленным законодательством о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ).

Вместе с тем осужденные могут привлекаться к работам без оплаты труда, но только к связанным с благоустройством исправительного учреждения и прилегающих к нему территорий (ч. 1 ст. 106 УИК РФ).

К таким работам осужденные привлекаются в порядке очередности, в свободное от работы время. Продолжительность работ не должна превышать двух часов в неделю, однако по желанию осужденного она может быть увеличена.

В то же время привлечение осужденных к труду осложняется проблемами правоприменения некоторых норм. Так, согласно ч. 1 ст. 103 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана привлекать всех осужденных к труду, за исключением отдельных категорий, перечисленных в самом Кодексе. Однако администрация исправительного учреждения не всегда в состоянии этого сделать, так как количество рабочих мест ограничено. Получается, что администрация исправительного учреждения вынуждена нарушать закон, не выполняя предписаний данной нормы.

Кроме того, исправительные учреждения по своей организационно-правовой форме являются государственными унитарными предприятиями, а в соответствии с гражданским законодательством государственные унитарные предприятия в своей деятельности преследуют цель получения прибыли. Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 103 УИК, производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений – исправлению осужденных. Но фактически цель исправления осужденных с помощью труда заменяется стремлением получить прибыль.

Ч. 6 ст. 103 УИК о безусловном запрете осужденным прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов также является достаточно спорной, так как даже при нарушении работодателем правил охраны труда, техники безопасности, и т.д. работник-осужденный вынужден работать, поскольку закон не позволяет ему прекратить работу. Учитывая особые условия пребывания осужденных в местах лишения свободы, запрет организовывать и проводить забастовки должен сохраняться, но работники-осужденные должны иметь право прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов.

Читайте так же:  Исковое заявление изменения договора социального найма жилья

Основной же проблемой в сфере регулирования труда осужденных, по мнению А. Губенко, которое мы разделяем, является то, что нормы российского уголовного законодательства не содержат в качестве одного из карательных элементов лишения свободы возможность привлечения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к труду. Следовательно, труд осужденных это их право, а не обязанность.

Правоотношения, в которых работниками выступают осужденные к лишению свободы, реализуются чаще всего в замкнутой сфере, т.е. в пределах исправительного учреждения, поэтому принцип свободы труда в отношении осужденных к лишению свободы действует с некоторыми особенностями. Осужденный к лишению свободы лишен права выбора профессии и рода деятельности, но не лишается права на труд. Трудовые отношения осужденных к лишению свободы должны быть урегулированы трудовым законодательством с субсидиарным применением норм уголовно-исполнительного законодательства.

Список литературы

  1. Губенко А. Регулирование труда осужденных к лишению свободы // Законность. М. 2005, № 11
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, утв. Федеральным Законом от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 № 260-ФЗ).
  3. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  5. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: har-ka UIS
  6. World Prison Population List (eleventh edition) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:1 th edition.pdf

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Некоторые аспекты трудоустройства осужденных в местах лишения свободы

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. признает за каждым человеком право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 23). Государства-участники Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права (ст. 6). Участвующие в этом Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности: а) вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равную оплату за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Кроме того, должны быть гарантированы условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, одинаковая для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации[1].

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 99УИК РК[2]: во первых, все осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения; Тут следует обратить внимание на два момента, первое, то что осужденные к лишению свободы обязаны трудиться, и второй момент, то, что места и работы определяются администрацией исправительного учреждения. Мы согласны с мнением Аккулева А.Ш., который считает, что пришло время пересмотреть устоявшуюся дефиницию об обязанности труда осужденных, как не соответствующую объективной реальности, и не способствующую позитивному воспитательному процессу осужденных. На сегодня, государство заботится лишь о механическом увеличении числа работающих осужденных к лишению свободы, не озабочиваясь внутренним психологическим содержанием этой самой работы, автоматически подразумевая, что если осужденный занят трудом, он приносит пользу себе, своим близким и обществу[3].

Схожее мнение высказал В.И. Поздняков, он говорил: «Считалось так: работает значит, воспитывается трудом. Однако на деле такой подход нередко приводил к противоположному результату отвращению к труду и озлоблению осужденного по поводу принуждения к выполнению неинтересной и неперспективной для него работы. Поэтому труд осужденных при таком подходе к его организации следует рассматривать, скорее всего не как «воспитание трудом», а именно как «наказание трудом» [4,с.35].

В настоящее время, налагаемая законодателем на осужденных обязанность трудиться, по сути, исключает их права на труд, которое в силу первичности «обязанности» носит крайне усеченный характер, поскольку у осужденных отсутствует реальный выбор места работы, так как оно в принципе определяется администрацией исправительного учреждения. При этом осужденный может быть наказан за отказ от выбранной для него работы. Это еще больше усугубляется острой нехваткой этих самых мест работы. Таким образом говорить об истинном осуществлении осужденным своего права можно с большой натяжкой. А там где изначально, в самой основе правоотношений имеется дисбаланс между правом и обязанностью, как нам думается, нельзя говорить о внутреннем позитивном восприятии индивидом такой ситуации.

В юридической литературе относительно наличия у осужденных права на труд существуют различные мнения. Так, одни авторы полагают, что осужденные имеют право на труд, так как являются членами общества, хотя временно и ограничены в некоторых правах [5]. Другие считают, что осужденным вообще не принадлежит право на труд [6]. Как отмечает А.В. Симонян, лишение свободы заключается в том числе, в лишении прав осужденного свободного распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию [7,с. 11]. Некоторые полагают, что осужденные имеют право на труд, но не в смысле конституционного права, ибо применительно к осужденным оно видоизменяется и применяется не в полном объеме (так, участие осужденных в трудовых процессах осуществляется на основании распоряжения администрации ИТУ, они не могут сами выбирать вид и место своего труда) [8].

Понашему мнению, в настоящее время, мизерная оплата труда осужденных и отсутствие выбора различных видов деятельности в соответствии со своими наклонностями, навыками, специальностью, не говоря, уже о каких-то интересах и увлечениях приводит к тому, что труд осужденных не может в полной мере становиться средством исправления осужденных и не приносит ощутимого дохода для того, чтобы строить свое светлое будущее, помочь близким, изменить свой подход к жизни, отказаться от своих преступных принципов жизни.

Читайте так же:  Домовая книга на частный дом – как получить

В международной практике имеются подобные модели организации труда осужденных. Например, в Италии работа для заключенных считается льготой, которую надо заслужить [12,с. 37]. Во Франции с 1983 годы обязательный труд отменен, осужденных не заставляют работать, но большинство делает это без принуждения, так как тюремный магазин представляет большой стимул для их работы [13,с.470]. К примеру, в США заключенные выпускают 100% всех военных касок, форменных ремней и портупей, бронежилетов, идентификационных карт, рубашек, брюк, платков, палаток, рюкзаков и фляжек для армии страны. Помимо военного снаряжения и обмундирования тюрьмы производят 98% от рынка монтажной инструментов, 46% пуленепробиваемых жилетов, 36% бытовой техники, 30% наушников, микрофонов, мегафонов и 21% офисной мебели, авиационное и медицинское оборудование и многое другое .

Например, в немецких тюрьмах работы по благоустройству территории также оплачиваются [14,с.33-36]. Во французских тюрьмах работы по обслуживанию самих пенитенциарных учреждений, по содержанию помещений, работа на кухне, разнос пищи по камерам и т.д. также оплачиваются [15]. Как показывает изучение мирового опыта, фактически все развитые страны мира устанавливают для заключенных размер заработной платы гораздо ниже заработной платы свободного человека за аналогичный труд. Например, в США средние почасовые заработки работающих осужденных в 5-7 раз ниже, чем у работающих в промышленности или строительстве. Итальянское законодательство устанавливает, что осужденные не могут получать более 2/3 ставки профсоюзного тарифа за аналогичную работу. В Норвегии заработная плата осужденного за день должна соответствовать часовой ставке промышленного рабочего [16,с.290].

Мы согласны с мнением, Аккулева А.Ш., который считает, что привлечение осужденных к неоплачиваемым работам, если она не связана с самообслуживанием, является дискриминацией, а также нарушением права осужденного на достойную оплату его труда, так как он привлекается к работам в общественных местах, за которые необходимо платить. Поскольку в свободном обществе, учитывая постоянный характер подобной работы, она оплачивается[3].

По-нашему мнению до сих пор не решен вопрос о том, что места и работы определяются администрацией исправительного учреждения и осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, в государственных организациях или организациях иных форм собственности при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции;

На сегодняшний день мы не можем утверждать, что администрации всех исправительных учреждений определили в соответствии с количеством трудоспособных осужденных места и работы для всех кто по законодательству обязан, и в том числе желает работать. Данный вопрос в течении действия уголовноисполнительного законодательства, то есть в период с 1 января 1998 года по 1 января 2015 года не был исполнен в полном объеме, как это установлено вышеуказанным законодательством.

На наш взгляд, осужденные с первых дней пребывания в местах лишения свободы должны ознакомиться с перечнем работ и услуг, которые предлагает администрация учреждения, при этом перечень должен быть обширным с точным указанием места работы, размера заработной платы, длительности рабочего времени и требовании к работнику.

-в третьих, в соответствии с законодательством осужденные могут заниматься индивидуальной трудовой деятельностью; Какими видами индивидуальной трудовой деятельности, на какие средства, в каких местах, в каких исправительных колониях при каком режиме, на основе каких документов, в каких местах будет разрешено нанимать жилое помещение для занятия индивидуальной трудовой деятельностью, можно ли данный вид деятельности назвать предпринимательской, многие и другие вопросы на практике не разрешены и не реализованы до сих пор, что является одной из острейших проблем требующих своего незамедлительного разрешения.

-в четвертых, осужденным запрещается прекращать работу в целях разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение мер взыскания и материальной ответственности. В частности, ч. 2 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан осужденным запрещается прекращать работу в целях разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы является злостным нарушением порядка отбывания наказания и может повлечь применение мер взыскания и материальной ответственности.

По нашему мнению, данное положение требует определенной корректировки, так как это противоречит ч. 3 ст. 24 Конституции РК, которая гласит, признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

[1]

Представляется, что осужденный должен безропотно работать, хотя он, скажем, не согласен с условиями труда, с отношением или манерой обращения представителя администрации, т.е. имеет место ущемление интересов осужденных. Конституция по этому поводу никаких оговорок не содержит.

В перспективе всех осужденных необходимо обеспечить работой, создать систему всеобуча новым профессиям и повышения квалификации.

Положительный опыт обеспечения трудозанятости осужденных в России, Узбекистане, США исследован Х.Х. Валиевым [16, с. 60].

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно утверждать, что на данном этапе, как на законодательном уровне, так и на практике труд не выступает в качестве фактора, способствующего реализации целей уголовного наказания.

Источники


  1. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.

  2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.

  3. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  4. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
  5. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
Обязан ли трудиться осужденный в местах лишения свободы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here