Основные положения и особенности применения закона о приватизации жилья

Главное по теме: "Основные положения и особенности применения закона о приватизации жилья" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Информация об изменениях:

Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 11 июня 2008 г., 16 октября 2012 г., 29 февраля 2016 г., 20 декабря 2017 г.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ) бесплатная приватизация гражданами РФ государственного и муниципального жилищного фонда не предусматривалась с 1 марта 2017 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названное положение признано утратившим силу

См. также: Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР, утвержденное постановлением коллегии Госкомитета ЖКХ РСФСР от 18 октября 1991 г. N 7; Примерное положение о порядке проведения бесплатной приватизации жилья, утвержденное решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 г. N 4; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Председатель Верховного Совета
РСФСР

Дом Советов РСФСР,

4 июля 1991 года

Закон о приватизации жилищного фонда устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Согласно закону, под приватизацией подразумевается бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Установлено право граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Определены категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.

Установлен порядок передачи приватизируемых жилых помещений в собственность граждан.

Закон вводится в действие с момента его опубликования.

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1991 г., N 28, ст. 959, в «Российской газете» от 10 января 1993 г. N 5

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П статья 4 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ)

Изменения в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона вступают в силу 1 марта 2017 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названные изменения признаны утратившими силу

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2016 г.

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2013 г.

Федеральный закон от 11 июня 2008 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

Изменения в части статей 3, 9, 10 и раздела III настоящего Закона, а также в части первой статьи 4

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Можно ли жарить шашлык по закону во дворе, на балконе, в городе

Федеральный закон от 11 августа 1994 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-1

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

К основным принципам и условиям приватизации жилищного фонда относятся следующие:

  1. Право приватизации предоставлено только гражданам Российской Федерации.

Указанное правило следует из Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 15 мая 2001 года N 54-ФЗ[1], которым в Закон о приватизации внесены существенные изменения, в соответствии с которыми с 31 мая 2001 года (дата вступления Закона в действие) приватизировать жилые помещения могут только граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на основании договора социального найма.

До вступления в силу указанного Закона участие в приватизации не было связано с наличием гражданства Российской Федерации. Указанный Закон установил запрет на участие в приватизации жилья иностранных граждан, что допустимо в силу пункт 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства обладают теми же правами и обязанностями, что и граждане Российской Федерации, кроме случаев, установленных законом или международным договором.

  1. Приватизации подлежат жилые помещения только государственного и муниципального жилищного фонда.

Граждане могут приватизировать жилые помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у предприятий и учреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированных предприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и в соответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальную собственность.

В зависимости от того, к какой форме собственности относится предприятие или учреждение, жилищный фонд, находящийся у предприятий и учреждений на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, является либо государственной собственностью (федеральной или субъекта Российской Федерации), либо муниципальной собственностью.

Следует иметь в виду, что в отношении приватизированных предприятий, на балансе которых находится жилищный фонд, не включенный в уставный капитал и подлежащий передаче в муниципальную собственность, до момента реальной передачи в муниципальную собственность жилищный фонд, находящийся на балансе приватизированных предприятий, является собственностью субъекта Российской Федерации или федеральной собственностью в зависимости от того, к какой форме собственности относилось предприятие до приватизации.

Закон о приватизации[2] не распространяется на передачу гражданам занимаемых ими жилых помещений, находящихся в собственности хозяйственных обществ (например, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью), поскольку безвозмездная передача указанными юридическими лицами жилья в собственность граждан не является сделкой приватизации, а является гражданско-правовой сделкой дарения, которая регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

  1. Приватизации подлежат только жилые помещения, пользование которыми осуществляется на основании договора социального найма.

Жилые помещения, занимаемые гражданами на основании коммерческого найма или ином основании, приватизированы быть не могут.

Незаселенные жилые помещения не могут быть приватизированы путем безвозмездной передачи.

  1. Возникновение права на приватизацию должно следовать из волеизъявления на приватизацию или отказа от участия в ней.

Жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (статья 2 Закона о приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда, когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнуто соглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).

Необходимо учитывать жилищные права граждан, которые в данной квартире на момент приватизации не проживают, но имеют законное право на проживание. Статьей 71 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно пункту 4 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Право на приватизацию сохраняют несовершеннолетние, снятые с регистрационного учета по различным основаниям, направленные в образовательные и лечебные учреждения, к родственникам и опекунам (попечителям), в том числе и к приемным родителям.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 августа 1993 года N 8[3] указал на то, что за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения.

Следует добавить, что в случае приобретения жилья одним из супругов жилище не попадает в общее имущество супругов, поскольку имущество, приобретаемое одним из супругов безвозмездно, является его «единоличной» собственностью.

[1]

Многие субъекты Российской Федерации в целях предотвращения злоупотреблений при осуществлении приватизации установили правило, по которому граждане, изменившие свое постоянное место жительства после принятия Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и желающие приватизировать жилое помещение, к заявлению прилагают документ, подтверждающий, что ранее занимаемое жилье не было ими приватизировано.

  1. Приватизация жилья осуществляется бесплатно.

В декабре 1992 года были внесены изменения и дополнения в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Слово «продажа» жилых помещений было исключено из статьи 1 Закона о приватизации, и в результате понятие «приватизация жилья» однозначно определяется как бесплатная его передача в собственность граждан в государственном и муниципальном жилищном фонде. Тем самым принцип бесплатности приватизации жилья был распространен на всю территорию Российской Федерации.

  1. Однократность приватизации жилья.

Использовать право на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда гражданин Российской Федерации может только один раз.

Это правило не относится к несовершеннолетним, ставшим собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации. По достижении совершеннолетия они не утрачивают право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения. При этом несовершеннолетние граждане могут приватизировать жилое помещение также только один раз.

В абзаце 1 статьи 11 Закона о приватизации четко установлено право всех граждан без указания возраста приватизировать занимаемое жилое помещение один раз, а для несовершеннолетних абзацем 2 установлено дополнительное право однократной приватизации по достижении совершеннолетия. Таким образом, гражданин может участвовать в приватизации жилья два раза: первый раз в возрасте до 18 лет, второй раз — после его достижения.

Читайте так же:  Установленные сроки вступления на наследство по закону

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

[1]Федеральный закон от 15.05.2001 N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

[2] Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Информация об изменениях:

Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.

См. также: Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР, утвержденное постановлением коллегии Госкомитета ЖКХ РСФСР от 18 октября 1991 г. N 7; Примерное положение о порядке проведения бесплатной приватизации жилья, утвержденное решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 г. N 4; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

См. постановление ВС РСФСР от 4 июля 1991 г. «О введении в действие Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Председатель Верховного Совета
РСФСР

Дом Советов РСФСР,

4 июля 1991 года

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1991 г., N 28, ст. 959, в «Российской газете» от 10 января 1993 г. N 5

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П статья 4 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

[3]

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ)

Изменения в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона вступают в силу 1 марта 2017 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названные изменения признаны утратившими силу

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2016 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2013 г.

Федеральный закон от 11 июня 2008 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

Изменения в части статей 3, 9, 10 и раздела III настоящего Закона, а также в части первой статьи 4

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 августа 1994 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-1

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Парковка в москве в субботу, воскресенье и праздничные дни правила и стоимость

Изменения в закон о приватизации

В данной статье подробно рассказывается какие внесены изменения в закон о приватизации, и все что об этом надо знать. В настоящем законе установлены действующие нормы, носящие принципиальные характер. Осуществить приватизацию государственной или муниципальной собственности, а также её использование на Российской территории в социальном намерении, можно только в соответствии с правовыми, социальными и экономическими основами. Другими словами приватизировать какое-либо здание не совсем просто. Этот процесс стал ещё сложнее после того, как в закон о жилищной приватизации был внесен целый ряд поправок и изменений.

Более того разгосударствление должно проходить в соответствии со всеми законами и нормами. Иначе у человека, который задумал приватизировать ранее государственную собственность, и сделать из неё личное. Итак, этап присвоения довольно непрост, но чтобы сделать всё максимально правильно, просим вас ознакомиться с основными изменениями в данном законе. И также обратите внимание, что некоторые статьи вообще потеряли свою юридическую и государственную силу. Если вы с должным вниманием подойдёте к прочтению статьи, то вопросов касающихся изменений в законе о приватизации, у вас остаться не должно.

Основные статьи, и о чём они говорят

Какая основная цель закона, спросите вы. Регламент призван создать условия для ведения личного выбора у каждого свободного гражданина на удовлетворение его желаний, касающихся жилищного выбора. Ещё одним важным фактором является сохранение и более улучшенное использование фонда жилищных домов.

Вступить в правовую собственность на конкретную площадь можно, более того после приватизации у каждого гражданина появляется шанс максимально плодотворно вкладывать свои финансовые средства. Человек, благодаря закону о приватизации свободно может:

  • Накапливать недвижимую собственность (дома, квартиры, жилищные комплексы и так далее);
  • Свободно продавать, а также покупать жилища на рынке;
  • Беспрепятственно владеть своими домами.

Первая статья: Любой род приватизации, бесплатной передачи жилищ третьим лицам, а также бронирование помещений осуществляется в соответствии со всеми требованиями всероссийского закона о приватизации.

Вторая статья: Все граждане РФ вправе претендовать на приватизацию любого имеющего на территории страны жилищного комплекса. Также можно осуществить разгосударствление и взять конкретное жильё в собственность, только при условии, что все остальные претендующие напишут письменное согласие, о том, что они не имеют никакой необходимости в приватизации этого здания.

Жилые дома, квартиры и другие комплектующие жилищного фонда передаются людям, чей возраст равен четырнадцати годам по письменной просьбе родителей. Также помещения, в которых находятся несовершеннолетние, могут передаться в их собственность, также и по письменному заявлению усыновителей. Также в случае непредвиденной кончины одного или сразу обоих родителей или опекунов, Специальные ведомства оформляют в течение нескольких месяцев документ, который говорит, что отныне этот жилищный комплекс принадлежит несовершеннолетним детям, которые остались без родителей.

Оформленный акт о возможной передачи жилого помещения несовершеннолетним, готовится исключительно за счёт финансовых средств людей, которые являются владельцами этого помещения.

Какие помещения не принадлежат приватизации?

Приватизировать запрещено помещения, которые являются:

  • Аварийными, или непригодными для проживания;
  • Общежитиями;
  • Домами в военных городках;

Исключением обладают дома, находящиеся в различных сельскохозяйственных совхозах. Также если вы являетесь собственником, какого ни будь фонда, но одновременно за этим комплексом закреплена комиссия жилищного владения, вы не можете в полной мере владеть вашим помещением.

Стоит помнить, что непосредственная передача помещений, речь идёт о квартирах, домах и других жилых комплексах, происходит только собственниками этого владения. Но бывает, что передача может осуществиться специальным муниципальным учреждением, так как некоторые здания могут быть закреплены не за одним человеком, а за конкретным предприятием или органом. Во время передачи оформляется специальный документ, который называется договор передачи. Заключают этот документ органы власти или местное само управленское поселение, если таковое имеется. Приятным бонус является то, что документ не требует нотариального заверения, и за него нет необходимости платить государственную пошлину. В акт передачи можно внести также несовершеннолетние лица, которые будут также иметь право владеть этим жильём в полной мере.

Несмотря на то, что многие статьи были убраны из закона о разгосударствлении, на их место пришли другие положения, которые компенсируют их недостаток. Выше были предоставлены самые основные положения.

В этой статье вы узнали, какие внесены изменения в закон о приватизации. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В РФ

Под приватизацией жилых помещений в РФ понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений. Такое определение дает Закон РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (Закон).

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

1. В соответствии со статьей 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, но не более, чем один раз.

При этом несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия.

2. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с Законом, а бывшие наймодатели сохраняют обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16 Закона).

3. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения (статья 17 Закона).

4. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, должен быть передан правопреемникам этих предприятий, учреждений, если они определены.

В противном случае предприятия или учреждения переходят в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке. При этом все жилищные права граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений, сохраняются.

Обратите внимание! Перечисленные выше принципы утрачивают силу с 1 марта 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 №189-ФЗ (Закон 189-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона приватизировать жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе граждане РФ. При этом соответствующее право реализуется с учетом согласия:

  • всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи;
  • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Читайте так же:  Как узаконить пристройку правильно пошаговая инструкция

Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статье 3.1 Закона в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными. Иными словами, при определении доли жилья, приходящегося на одного из собственников, необходимо разделить общую площадь помещения на число собственников.

Согласно статье 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения:

  • предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года;
  • находящиеся в аварийном состоянии;
  • в общежитиях;
  • в домах закрытых военных городков;
  • служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных;
  • стационарных учреждений социальной защиты населения, находящихся в сельской местности.

Однако положение статьи 4, в силу которого не подлежат бесплатной приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, признано не соответствующим статье 19 Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 №6-П, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

То же относится и к положению статьи 4, запрещающему приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, — в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения. Как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, рассматриваемое положение не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 №316-О).

Рассматриваемая статья 4 Закона утрачивает силу с 1 марта 2010 года (Закон 189-ФЗ).

Основные положения и особенности применения закона о приватизации жилья

Бесплатная консультация юриста в Москве

Право на приватизацию жилых помещений входит в содержание прав нанимателя по договору социального найма.

Приватизация — бесплатная передача в собственность граждан занимаемых или жилых помещений.

Закон о приватизации жилищного фонда дает определение приватизации жилья как бесплатной передачи в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых или жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде (ст. 1).

Приватизация возможна лишь при соблюдении определенных принципов, предусмотренных Законом о приватизации жилищного фонда в РФ:

добровольности — для граждан (ст. 1);

безвозмездности независимо от занимаемого жилья (ст. 11 ч. 1);

однократности бесплатной приватизации (за исключением несовершеннолетних граждан, которые вправе участвовать в приватизации жилых помещений, занимаемых по договору найма, дважды — до достижения 18 лет в составе семьи; после достижения совершеннолетия — приватизировать предоставленное им жилое помещение согласно ч. 2 ст. 11);

сохранении у граждан права на приватизацию жилья при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности или их ликвидации.

При этом жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья (ст. 18).

В силу ст. 4 Закона о приватизации жилья не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, в служебных жилых помещениях, за исключением жилого фонда совхозов и др. сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Однако в отношении служебных жилых помещений право принимать решения об их приватизации было предоставлено как собственнику жилищного фонда или уполномоченному им органу, так и предприятию, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного владения, и учреждению, в оперативное управление которого передан жилищный фонд с согласия собственника (ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда).

Закон о приватизации определяет условия и порядок приватизации жилья. Граждане, занимающие жилое помещение по договору социального найма, вправе приобрести его в собственность с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласие это должно быть в письменной форме, при этом учитываются и временно отсутствующие члены семьи.

Жилые помещения приобретаются в общую собственность или в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Член семьи, давший согласие на приватизацию жилья, но не пожелавший стать собственником приватизированного жилого помещения, сохраняет право бессрочного пользования данным жилым помещением.

Приватизация: основной закон и особенности

Что такое приватизация

Законодательство определяет приватизацию как передачу имущества, которое находится в собственности у государства (на федеральном и региональном уровнях) или муниципалитетов, в частные руки, то есть физическим или юридическим лицам. Возможно разгосударствление следующих объектов:
  • имущественных комплексов вместе с земельными участками, на которых они располагаются;
  • зданий и сооружений совместно с земельными участками;
  • объектов незавершенного строительства;
  • исторических и культурных памятников;
  • акций акционерных обществ;
  • земельных участков. Исключение: земли, специально отведенные для государственных или муниципальных нужд;
  • жилых помещений.

Иными словами, суть разгосударствления – это передача имущества из государственных в частные руки. Собственность при этом теряет публичный статус.

Невозможно приватизировать следующие объекты жилого фонда:

  • общежития;
  • помещения, находящиеся в аварийном или ветхом состоянии;
  • служебное жилье;
  • дома и квартиры, расположенные на территории ЗАТО.

Закон о приватизации жилья (ст.13) содержит следующие способы передачи:

[2]

  • превращение государственных и местных предприятий в акционерные общества;
  • продажа на открытом аукционе (ст.18). Если у участников имеются одинаковые ценовые предложения (то есть они выставили одну и ту же цену на имущество), то победителем признается лицо, которое подало соответствующее предложение раньше по времени;
  • конкурс, публичное предложение и иные подобные формы торгов. Конкретно публичное предложение применяется тогда, когда аукцион был признан несостоявшимся;
  • внесение собственности в качестве вклада в капиталы частных организаций.

Каждый из способов конкретизируется в положениях. Всего насчитывается около 11 различных путей передачи имущества от государства к частникам.

Кто может быть приобретателем? Физические или юридические лица (п.1 ст.5 Закона). Не могут выступать в роли покупателей государственные и муниципальные предприятия, а также компании, в которых государственная доля составляет больше 25%.

Сама процедура вводилась не просто так. Рыночные отношения требуют свободного обмена, который возможен только при частной собственности. К тому же, изменилась идеология государства. Определившись с понятием, следует разобрать особенности регулирования данной сферы отношений.

Читайте так же:  Исковое заявление о ликвидации организации

Правовое регулирование

Основной регулирующий федеральный закон — №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества», принятый в 2001 году. Помимо этого, существует также закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», который на практике используется редко (многие статьи акта попросту потеряли свою силу). ФЗ №178 содержит следующую информацию:

  • понятие приватизации государственного и муниципального жилищного фонда;
  • принципы приватизации;
  • способы передачи имущества;
  • порядок получения и реализации;
  • отдельные особенности и нюансы.

Интересно: закон о приватизации жилищного фонда содержит положения о так называемых «прогнозных планах». Иными словами, приватизация осуществляется не спонтанно, а строго в соответствии с установленными задачами и прогнозами. Политика тут играет решающую роль.

Принципиально значимый вопрос: как соотносится ФЗ с Гражданским кодексом? Ответ хранится в самом ГК РФ, где указано, что иные акты должны соответствовать главному гражданскому нормативному акту.

Законодательство о приватизации находится в совместном ведении России и входящих в нее субъектов. Регионы могут устанавливать собственные акты в данной сфере. К примеру, в Москве имеется специальный закон, регулирующий подобные отношения. Нормы, установленные на уровне субъектов, не должны противоречить положениям федерального закона. Следует отметить, что акты муниципальных органов в общую систему не входят и вопросы решаются на основании федерального закона.

Фундаментом любого государственного регулирования являются принципы. Все строится на основе следующих положений:

  • равенство приобретателей;
  • открытость. Деятельность государственных органов известна широкому кругу лиц;
  • возмездный характер:
  • добровольность. Никакого принуждения со стороны.

Особый принцип, стоящий особняком от остальных – одноразовость. Получить собственность у государства можно только один раз в жизни и никогда больше.

Интересно: приватизация жилья не всегда была платной. В самый начальный период (с 1991 по 1994 год) использовались так называемые чеки, благодаря которым лица имели право на приобретение собственности. К слову, закон Украины о приватизации государственного жилищного фонда содержит аналогичные чеки в настоящее время.

Правовой «костяк» в виде закона есть. Остается вопрос: каким образом гражданину или организации получить заветное имущество?

Оформление

Вооружившись ФЗ №178, можно разделить процесс на следующие стадии:

  1. подготовка документов;
  2. обращение в департамент;
  3. получение согласия;
  4. регистрация в Росреестре.

Первый шаг включает в себя подготовку следующих документов:

  • заявления;
  • паспорта РФ;
  • технического паспорта объекта;
  • выписки из домовой книги;
  • справка, свидетельствующая об отсутствии долгов и финансовом благополучии.

Обращаться надо в жилищный департамент местной администрации. Орган рассмотрит пакет документов и выдаст обратившемуся договор о передаче имущества, который необходимо зарегистрировать в Росреестре. После успешного прохождения лицо становится полноценным собственником. Общий срок рассмотрения документов составляет около 1 месяца.

Разгосударствление жилищного фонда имеет множество нюансов и тонкостей, с которыми следует познакомиться поближе.

Особенности

Соответствие требованиям – первое и ключевое правило грамотного прохождения процедуры. Если имело место нарушение закона, то договор будет признан ничтожным. Толковый юрист может помочь в решении трудностей. Можно обойтись и без него, если лицо уверенно чувствует себя в юридических вопросах. Сама по себе приватизация имеет следующие достоинства:

  • экономическая выгода. Потратиться придется только на оформление документов, в то время как покупка недвижимости на рынке потребует несравнимо больше денежных средств. Отсюда вытекает огромная привлекательность передачи;
  • собственность. Лицо становится полноправным хозяином объекта. Можно прописывать кого угодно, сдавать имущество в аренду и т.д.;
  • легкость перепланировки. Изменение приватизированной квартиры не требует согласования с местными властями. Необходимо лишь договориться с жилищной инспекцией;
  • владельца нельзя выписать или выселить с объекта, даже если он задолжал по-крупному.

Несомненно, плюсы передачи недвижимости в частные владения весьма привлекательны. Однако у каждой медали есть обратная сторона:

  • сложность наследования. Завещание существенно облегчает проблему, но если такового не имеется, то наследникам придется договариваться самостоятельно;
  • неприятным сюрпризом может оказаться то, что приватизированное недвижимое имущество уже нельзя будет обменять на неприватизированное;
  • трудоемкость и затянутость процесса, который потребует много времени и сил.

Легче всего подводные камни можно проанализировать в конкретной жизненной ситуации. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Что можно сказать о малоимущих гражданах? Все довольно неоднозначно: с одной стороны, недвижимое имущество можно будет продать и купить жилье поменьше, а разницу использовать на свое усмотрение. С другой стороны, приватизированная квартира точно также требует расходов и уплаты налогов. Более того, став владельцем, гражданин потеряет возможность улучшения жилищных условий. Это воспринимается особо болезненно, если объект находится в аварийном или ветхом состоянии. Перед процедурой необходимо тщательно взвесить все за и против.

Следующая категория – пенсионеры. Пожилым людям должна понравиться идея, связанная с оформлением договора ренты. Новый владелец возьмет на себя финансовое бремя и будет обязан заботиться о пенсионере. Иными словами, это отличная возможность беззаботно провести старость. Из минусов: если произойдет несчастный случай, к примеру, пожар, то придется искать жилье уже собственными силами.

Другая ситуация связана с кооперативным недвижимым имуществом. Нужно ли ее приватизировать в случае выплаты пая? Закон не содержит подобной необходимости. Объекты, принадлежащие кооперативам, не входят в государственный или муниципальный жилищный фонд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Суммируя все плюсы и минусы, можно с уверенностью сказать, что приватизация – это благо. К настоящему моменту она никуда не пропала: Президент издал указ о введении бессрочной процедуры. Если ранее предполагалось ввести такую возможность до 1 марта 2017 года, то теперь беспокоиться не о чем: каждый может приобрести жилье. За границей передача государственной собственности частникам уже давно приобрела массовый характер, в то время как в России этот процесс только начинается. До выхода в свет специального закона царила полная неэффективность и неразбериха. В настоящее время имеются веские основания полагать, что разгосударствление никуда не пропадет и общество будет полноценно переходить на рыночные рельсы.

Источники


  1. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.

  2. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

  3. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.
  4. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
  5. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Основные положения и особенности применения закона о приватизации жилья
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here