Особенности административной ответственности несовершеннолетних лиц в рф

Главное по теме: "Особенности административной ответственности несовершеннолетних лиц в рф" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами, прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом — одна из важных граней понятия «ответственность».

§ 6. Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Как было показано в предыдущем параграфе, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХявляется составной частью общего института административной ответственности. Видимо, исходя из этого положения, действующий КоАП РФ в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Несмотря на то что ст. 2.3 КоАП РФ определяет возраст -16 лет, – по достижении которого административная ответственность наступает в полном объеме, для граждан, не достигших 18-летнего возраста, законодателем установлены значительные исключения:

1) несовершеннолетний возраст определяется КоАП РФ как обстоятельство, смягчающее административную ответственность (ст. 4.2);

2) с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, органом специальной юрисдикции – комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, – а также судом или уполномоченным должностным лицом и органом это лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних;

3) практически все категории дел об административных правонарушениях рассматриваются во внесудебном порядке комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (большинство составов) или уполномоченными органами и должностными лицами (например, ст. 11.18 «Безбилетный проезд», гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения») в том случае, если органы или должностные лица, к которым поступает дело, не принимают решения о передаче дел на рассмотрение комиссий;

4) административная ответственность несовершеннолетних в большей степени, чем административная ответственность полностью дееспособных нарушителей, преследует цель воспитания нарушителя посредством убеждения и порицания, т. е. посредством использования морально-нравственных мер воздействия. Именно поэтому к несовершеннолетним правонарушителям сугубо репрессивные наказательные средства административного воздействия применяются достаточно редко, в виде исключения, причем, например, такая мера наказания, как административный арест, к несовершеннолетним, не достигшим возраста 18 лет, не применяется вообще.

Кроме того, при определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, поскольку здесь необходимо не только реализовать общеправовые принципы, но и обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций и отрицания противоправного поведения.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что несовершеннолетний является специальным субъектом производства по делам об административных правонарушениях.

• категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст. 5);

• основания проведения индивидуальной профилактической работы (ст. 6);

• сроки проведения индивидуальной профилактической работы (ст. 7);

• права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст. 8).

Реализация наказательной функции административной ответственности в отношении несовершеннолетних также обладает собственной спецификой. В частности, можно констатировать, что меры наказания предусмотрены не только в КоАП РФ, но и в специальных нормативных правовых актах федерального уровня.

1. Закон о профилактике безнадзорности в ст. 8^1^ «Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет, что за нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться такие меры взыскания, как предупреждение, выговор, строгий выговор. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться такие меры взыскания, как сообщение родителям или иным законным представителям, исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

При реализации данных мер наказательно-воспитательного воздействия законодателем предусматривается «двойная» защита несовершеннолетних от необоснованного, неправомерного и незаконного принуждения, поскольку, с одной стороны, при реализации любого государственного принудительного воздействия должны реализовываться общеправовые принципы и гарантии (например, принципы законности, гласности, уважения чести и достоинства и др.), а с другой – в специальных актах, в частности в рассматриваемом Законе о профилактике безнадзорности, установлены дополнительные, детализирующие и учитывающие специфику несовершеннолетних субъектов ответственности гарантии. Так, согласно ст. 8^1^ этого акта по отношению к несовершеннолетним не допускаются:

• применение физического и психического насилия;

• применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;

• применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;

• ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;

• уменьшение норм питания;

2. Среди мер ответственности несовершеннолетних можно назвать и меры, предусмотренные все еще формально действующим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (в ред. от 6 февраля 1986 г.) (с изм. от 25 февраля 1993 г.), к которым в соответствии со ст. 18 относятся:

• возложение обязанности принести публичное или сделанное в иной форме извинение потерпевшему;

• объявление выговора или строгого выговора;

• возложение обязанности на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 минимального размера оплаты труда;

Читайте так же:  Порядок оформления удо

• наложение на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штрафа в случаях и в размерах, предусмотренных законодательством РФ;

• передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;

• передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;

• направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;

[1]

• помещение несовершеннолетнего в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное учебно-воспитательное учреждение. Данная мера может назначаться условно с испытательным сроком в один год. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет – в специальное профессионально-техническое училище.

Только в том случае, если у комиссии есть серьезные основания полагать, что никакая из вышеперечисленных мер воздействия не будет способствовать исправлению несовершеннолетнего правонарушителя, ею налагаются предусмотренные КоАП РФ меры административного наказания.

Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют четко определенную нормами права компетенцию, причем законодатель особенно подчеркнул значимость этих субъектов административной юрисдикции тем, что комиссии, образуемые органами местного самоуправления, включил в общегосударственную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, например, в ст. 4 Закона Московской области от 30 декабря 2005 г. № 273/2005-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» определена система комиссий, которую составляют:

1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области;

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области.

Еще одна особенность административной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что в значительном числе случаев к административной ответственности привлекаются не сами несовершеннолетние правонарушители (например, при недостижении ими возраста 16 лет или в случае отсутствия у них собственного источника дохода), а их родители (опекуны, попечители). Именно поэтому вопросы административной ответственности несовершеннолетних и их родителей взаимосвязаны и должны рассматриваться комплексно.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙпредусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. В этих случаях административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними, рассматриваются и как основания административной ответственности либо применения иных средств государственного принуждения к их родителям, опекунам, попечителям (законным представителям). Например, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

К институту административной ответственности несовершеннолетних теснейшим образом примыкает институт административной ответственности за правонарушения с участием несовершеннолетних и (или) ущемлением (нарушением) их прав, свобод и законных интересов. Так, КоАП РФ в Особенной части предусматривает следующие виды составов :

• статья 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;

• статья 5.36 «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей»;

• статья 6.7 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения»;

• статья 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ» (причем те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, влекут наложение более жесткого административного наказания);

• статья 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»;

• статья 20.22 «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей.

И последнее, что важно отметить, завершая характеристику особенностей административной ответственности несовершеннолетних, – несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, он устанавливает особенности при применении к этим специальным субъектам некоторых видов административных наказаний. Например:

1) штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2);

2) административный арест как мера административного наказания к несовершеннолетним не применяется (ст. 3.9).

Особенности административной ответственности несовершеннолетних (стр. 6 из 13)

Срок направления протокола в орган, уполномоченный его рассматривать, определен в статье 28.8 КоАП РФ. Протокол направляется в течение суток с момента его составления. Если протокол и другие документы составлены неправомочным лицом, неправильно, если в них неполно представлены и оформлены другие материалы, которые невозможно восполнить при рассмотрении дела (ч. 3 ст. 28.8 . п. 4 ч.1 ст. 29.4); то они возвращаются в орган или должностному лицу, их вставившему, для надлежащего оформления. Об этом выносится определение. Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются в комиссию в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков. Законом предписано, что недостатки протокола устраняются в течение трех дней со дня их получения. Думается, что комиссия должна контролировать выполнение своего определения, которое обязательно подлежит исполнению лицом, которому оно адресовано.

Читайте так же:  Какие документы нужны для продажи дома с земельным участком

При изучении дел комиссией в порядке подготовки к рассмотрению, выяснению и разрешению вопросов, перечисленных в ст. ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, о принятом решении выносится определение (постановление) лишь в случае необходимости. К примеру, о возвращении дела и других материалов для дооформления, о передаче протокола по подведомственности, о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения, издания акта амнистии; действия лица в крайней необходимости; отмена закона, устанавливающего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; смерть лица, в отношении которого возбуждено административное производство, или наличие постановления о прекращении дела по этому же событию, или возбуждения уголовного дела по этим же обстоятельствам).

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность приостановления срока давности привлечения к административной ответственности лишь в одном случае: если удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства. Время, с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления дела в комиссию по месту жительства лица при исчислении срока давности не учитывается (ч. 5 ст. 4.5).

Наряду с этим законом (ст.29.5 КоАП РФ) установлено, что дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также подведомственные комиссиям дела о вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10) и дела об ответственности родителей за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических веществ в общественных местах (ст. 20.22) рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административное производство.

Как свидетельствует практика, значительная доля несовершеннолетних совершает правонарушения на территории другого субъекта Российской Федерации [2; 88].

Однако законодатель это обстоятельство не включил в основание для приостановления срока давности. Попытки на практике расширительно толковать содержание ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ незаконны. При любых обстоятельствах в отношении несовершеннолетних срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться в общем порядке.

Указанной нормой предусмотрены и иные сроки давности привлечения к административной ответственности (1 год) за правонарушения, субъектами которых несовершеннолетние, как правило, не являются.

Данная норма предусмотрела возможность продления комиссией срока рассмотрения дела, но не более чем на один месяц. Продление комиссией срока рассмотрения дела (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ) возможна лишь в двух случаях: 1) если от участников производства по делу поступило ходатайство; 2) в случае, если есть необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств правонарушения. В указанных случаях комиссия выносит мотивированное постановление. При продлении срока комиссия должна соблюдать срок давности привлечения к административной ответственности. Он остается неизменный, и дело должно быть рассмотрено в двухмесячный срок с момента совершения правонарушения.

В главе 23 кодекса содержится перечень руководителей государственных органов, структурных подразделений, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях. Комиссия, получая для рассмотрения дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, перечисленных в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ (безбилетный проезд, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения), при подготовке дела к рассмотрению (ст. 29.1) обязана проверить, компетентным ли органом (лицом) направлены эти дела в комиссию. Данная позиция не включена в перечень вопросов в ст. 29.1. подлежащих выяснению при подготовке дела к слушанию. Это вытекает из норм главы 3 кодекса. Если будет установлено, что протокол и иные материалы направлены в комиссию лицом, неправомочным рассматривать дела об административном правонарушении, комиссия, как представляется, обязана возвратить протокол и материалы лицу, правомочному его рассматривать, ибо только это лицо вправе решать вопрос — принимать меры административного наказания или направить дело в комиссию для разрешения по существу.

Необходимость в вынесении решения возникает и тогда, когда применяетсяпривод лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ. К ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законный представитель этого несовершеннолетнего, свидетель. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения комиссии (ч. 2 ст. 27.15), поэтому определение о приводе должно направляться руководителю органа внутренних дел [12;273].

Подготовка к рассмотрению дела должна осуществляться коллегиально на заседании комиссии. Это вытекает из содержания ч. 1 ст. 29.1, в которой указано, что орган, а не член комиссии готовит дела к рассмотрению. Содержание статьи 29 Положения о комиссиях, предписывающее изучать дела председателем комиссии или его заместителем в порядке подготовки их к рассмотрению комиссией, не распространяется на дела об административных правонарушениях, поскольку производство по делам об административных правонарушениях регламентируется кодексом об административных правонарушениях РФ (п. 4 ч. 1 ст. 1.3).

Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Однако, по общему правилу, к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные «Положением о комиссии по делам несовершеннолетних». Что же это за меры?

 Обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.

 Объявить выговор или строгий выговор,

 Возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб.

 Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф.

 Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации.

 Передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу.

· приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,

Видео (кликните для воспроизведения).

· жестокое обращение с животными,

· повреждение транспортных средств общего пользования,

· групповые передвижения с помехами для дорожного движения,

[3]

· повреждение телефонов – автоматов,

· распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах,

[2]

Применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Читайте так же:  Перечень документов и инструкция о том, как закрыть ип

К лицам, совершившим такие виды административных правонарушений, как

· нарушение правил дорожного движения,

· нарушение порядка обращения с оружием,

· правил пограничного режима и др.

Применяются меры наказания на общих основаниях с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.13, 14 КАП).

Возраст административной ответственности – 16 лет к моменту совершения административного правонарушения (ст. 13 КАП)

Какие административные наказания могут применяться к несовершеннолетним?

Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. Существуют следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, административный арест на срок до 15 суток.

Однако, к подросткам административный арест применяться не может (ст.24 -32 КАП).

Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до 18 лет – в спецпрофучилище (ст. 18 КАП).

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Особенности административной ответственности несовершеннолетних лиц в РФ

«Особенности административной ответственности несовершеннолетних»

В ст. 2.3 КоАП РФ определено, что несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет, несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Общая для всех субъектов административного правонарушения норма (ст. 2.9) позволяет освободить лицо от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения и ограничиться устным замечанием. Комиссия в этом случае выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Для несовершеннолетних возможны и иные основания освобождения от административной ответственности. Часть 2 статьи 2.3 КоАП РФ позволяет комиссии с учетом обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, освободить лицо от административной ответственности с применением меры воздействия, предусмотренной законодательством о защите прав несовершеннолетних. Решая вопрос об освобождении от административной ответственности с учетом положений ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ, комиссия выносит определение.

Кроме того, по отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН). Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два – это предупреждение и административный штраф. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена в ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В качестве дополнительных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

В настоящее время несовершеннолетние зачастую совершают правонарушения, предусмотренные ст. 6.8 (Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества), 6.9 КоАП РФ (Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача), что подтверждает повышенный уровень распространения наркотических веществ среди подростков.

Таким образом, на сегодняшний день административная ответственность несовершеннолетних применяется достаточно активно, подростки все чаще совершают административные правонарушения, не задумываясь об ответственности, которая может быть применена как к ним, так и к их родителям.

Кирово-Чепецкого городского прокурора Н. С. Исупова

Особенности административной ответственности несовершеннолетних

По общему правилу административной ответственности могут быть подвергнуты лица, достигшие 16 летнего возраста.

Дела об административных проступках, совершенных не­совершеннолетними рассматри­ваютсятолько районным (городским)судом (судьей). В отношении несовершеннолетнего может быть назначе­но любое административное взыскание, за исключением административного ареста.

Сам факт совершения административного правонарушения несовершеннолетним лицом является смягчающим вину обстоятельством. В соответствии с действующим административным законодательством к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, чаще всего применяются особые меры воздействия, не являющиеся административными взысканиями, предусмотренные ст. 24′ КУоАП Украины Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним»), а именно:

1) обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего;

3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам,их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу сих согласия, а также отдельным лицам поих просьбе.

Применение таких мер воздействия является правом, а не обязанностью суда (судьи). Суд (судья) применяет административное взыскание или меры воспитательного воздействия с учетом личности несовершеннолетнего.

В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет специально оговоренных административных правонарушений с достаточно высокой степенью общественной вредности, таких как мелкое хищение государственного или коллективного имущества; незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств без цели сбыта в небольших размерах; мелкое хулиганство; злостное неповиновение законному требованию работника милиции, народного дружинника, военнослужащего или оскорбление их — они подлежат административной ответственности на общих основаниях. Однако с учётом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к указанным лицам (за исключением лиц, совершивших злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, военнослужащего либо оскорбление их) могут быть применены вышеуказанные меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним.

Читайте так же:  Как узнать задолженность по электроэнергии по адресу или лицевому счету

Необходимо добавить, что совершение несовершеннолетними лицами в возрасте от 14 до 16 лет административных проступков влечет административную ответственность родителей или лиц их заменяющих в виде штрафа, в связи уклонением от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по обеспечению необходимых условий жизни, обучения и воспитания несовершеннолетних детей.

Совершение несовершеннолетними деяний, содержащих признаки преступления, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом, если они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность (от 14 до 16 лет), также влечёт наложение административного штрафана родителей или лиц, их заменяющих.

ТЕМА 6

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Субъектами административного правонарушения, в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В отличие от положений, установленных КоАП РФ, уголовной ответственности за совершение преступлений, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления возраста четырнадцати лет (ст. 87 УК РФ).

В общем порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных несовершеннолетними, рассматриваются районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые образуются муниципальными органами и представляют собой одну из немногочисленных разновидностей негосударственных органов административной юрисдикции.

Данные комиссии действуют в соответствии с еще пока не отмененным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Исключение из общего правила рассмотрения дел данной категории составляют дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также о таких административных правонарушениях, как безбилетный проезд на транспорте. Данные административные правонарушения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение данной комиссии.

К несовершеннолетним не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест.

Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о нем, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

К числу указанных мер в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 20-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся следующие: предупреждение; выговор; строгий выговор; сообщение родителям или иным законным представителям; исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

Направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов здравоохранения возможно только на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также согласия несовершеннолетних, их родителей или законных представителей. К учебно-воспитательным учреждениям относятся специальные общеобразовательные школы и специальные профессиональные училища открытого типа, на которые возложены задачи осуществления реабилитационных мероприятий и индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обеспечения их медицинского обслуживания, получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, начального профессионального образования.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием направляются, как правило, несовершеннолетние, совершившие преступления, но не подлежащие уголовной ответственности по основаниям, определенным п. 3 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основаниями для содержания несовершеннолетних в указанных учебно-воспитательных учреждениях являются постановление судьи или приговор суда.

При назначении административного наказания несовершеннолетнему необходимо расценивать факт совершения им административного правонарушения в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ). Вместе с тем во внимание должны быть приняты и исследованы и иные обстоятельства по делу, в частности, сведения, характеризующие личность правонарушителя, характер совершенного правонарушения, отношение несовершеннолетнего к совершенному деянию и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности административной ответственности несовершеннолетних (стр. 3 из 13)

Уже в 1931-1933гг. именно милиция заняла главенствующую роль в задержании беспризорных. В этот период в органах Народного комиссариата внутренних дел СССР были созданы новые структурные подразделения — комнаты привода детей, ставшие прообразом современных инспекций по делам несовершеннолетних. Их компетенции излагалась в утвержденной приказом НКВД СССР № 116 от 28 июня 1935г. инструкции «О порядке задержания и дальнейшего направления беспризорных детей». Приказом НКВД № 1208 от 21 декабря 1940г. названные органы были переименованы в детские комнаты милиции и определена их компетенция [22], дополненная в инструкции «О порядке изъятия органами милиции безнадзорных и беспризорных детей с улиц, общественных и других мест возможного их пребывания» (утвержденной приказом НКВД № 312 от 28 июня 1944г) [23].

Таким образом, судьбы детей были переданы в руки карательных ведомств. Принцип приоритета воспитательных мер больше не фиксировался. Прецедент устранения подсудности несовершеннолетних общими судами и полного упразднения их тюремного заключения на практике закрепить не удалось.

После ликвидации КДН никакого другого органа, в комплексе решающего задачи борьбы с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями детей и подростков, создано не было, если не считать формально учрежденных отделов трудного детства в органах народного образования, которые фактически не имели ни собственных штатов, ни элементарных возможностей для борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Обстановка, сложившаяся в период Великой Отечественной войны, буквально заставила вновь пересмотреть структуру и характер деятельности органов, занятых предупреждением правонарушений несовершеннолетних. Расширение применения принципа замены уголовного наказания мерами воспитательного и профилактического характера обусловило создание комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, в задачи которых входило устройство нуждающихся в этом детей и подростков в детские дома и семьи трудящихся, их трудоустройство, оказание им материальной помощи [28;37].

Читайте так же:  Температура теплоносителя в системе отопления норматив

26 августа 1967г. Они задумывались законодателем как принципиально новые органы, воплотившие в себе положительные достижения бывших комиссий и вместе с тем учитывавшие новую ситуацию. Их профилактическая, правозащитная и юрисдикционная функции были дополнены организующей, координирующей и контролирующей.

В целом новое законодательство о комиссиях отражало принцип приоритета воспитательных и профилактических мер, закрепляло взаимосвязь социального воспитания, социально- правовой охраны и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

1.2 Понятие и сущность административной ответственности несовершеннолетних

Совершенствование общества, общественного сознания, социальных наук, особенно правоведения, находит выражение и в развитии понятийного аппарата, фиксирующего формы противоправных явлений. Уже в римском праве мы находим систему определений, фиксирующих правовую форму деликта (определения субъекта, объекта, субъективной и объективной сторон деяния). Значит, круг отношений, порождаемых деликтом, является объектом правового регулирования с момента возникновения классового общества (государство и права), что нашло выражение в развивающейся системе правовых определений, фиксирующих деликт со стороны его формы. «Совокупность этих определений, — пишет Ю.А. Денисов, — позволяет выделить деликт из массы других проявлений социальной жизни в процессе правоприменительной деятельности» [1;17].

Любые запрещенные законом поступки людей являются правонарушениями, противоправными действиями. Их множество. Классифицируются они, как правило, согласно видам ответственности, установленным законодательством: уголовные, гражданские, административные, финансовые, земельные и т.д. степень их общественной опасности различна. Например, преступление, являясь уголовным деянием, — наиболее опасный и тяжкий вид правонарушения. Поэтому оно обычно выделяется из всей указанной системы, вследствие чего сам термин «правонарушения» употребляется в двух смыслах: преступление и другие противоправные действия [14;4,5,7].

Оценивая преступление, мы говорим о преступном поведении. Определяя цену другим правонарушениям, мы ведем речь о непреступных формах противоправного (антиобщественного) поведения. В данном случае обозначим все непреступные деяния — деликтами. Предметом данного исследования являются административные проступки (деликты), которые часто предшествуют преступлениям. Криминальное поведение начинается с возникновения отдельных негативных свойств, проявляющихся в менее опасных поступках, и, развиваясь, становится закономерным следствием такого поведения. Криминологи, в целях проведения необходимых исследований сами «выбирают» из практики такие поступки. Этот вопрос не регулируется правом. Однако, как указывают некоторые авторы, борьба с различными антиобщественными проявлениями предполагает соответствующую юридическую квалификацию [25;128-133].

Следовательно, деликты определяются законодательством. Административным деликтом (проступком) является деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, на различные формы собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное деяние. Она состоит в применении к субъекту административного наказания.

Понятие административного деликта включает в себя определенное качество, совокупность ряда существенных для него свойств, признаков, таких, как противоправность, виновность и наказуемость. Это сознательный (умышленный или неосторожный) поступок (действие или бездействие), его совершают физические вменяемые лица, достигшие определенного возраста.

В статье 2.3 КоАП РФ определено, что несовершеннолетние, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет, несут ответственность в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.2.3). Имеется общая для всех субъектов административного правонарушения норма (ст.2.9), которая позволяет освободить лицо от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Для несовершеннолетних возможны и иные основания освобождения их от административной ответственности. Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ позволяет комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, освободить его от административной ответственности с применением меры воздействия, предусмотренной законодательством о защите прав несовершеннолетних. Представляется, что в таких случаях следует руководствоваться действующим Положением о комиссии по делам несовершеннолетних (1967г.), ст. 18 п.п. «б», «в», «г», «е», «ж». Перечисленные пункты статьи 18 не противоречат Конституции РФ и КоАП РФ, международным принципам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решая вопрос об освобождении от административной ответственности с учетом положений ч.2 ст. 2.3 КоАП РФ, комиссия выносит определение. При применении мер воздействия, перечисленных в статье 18 Положения о комиссиях, комиссия вправе, руководствуясь п. «и» ст. 18, выйти в орган опеки и попечительства с предложением рассмотреть вопрос о возможности применения к несовершеннолетнему ч.4 ст.26 Гражданского кодекса РФ.

Источники


  1. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.

  2. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.

  3. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
Особенности административной ответственности несовершеннолетних лиц в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here