Особенности и перспективы ндфл в россии

Главное по теме: "Особенности и перспективы ндфл в россии" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Роль НДФЛ в формировании бюджета РФ

экономические науки

  • Разова Зарина Рузалимовна , студент
  • Минеева Вера Михайловна , кандидат наук, доцент, преподаватель
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • НАЛОГИ

Похожие материалы

В условиях рыночных отношений налоги являются основой государственного управления. Для эффективной деятельности России в целом необходимо, чтобы система налогообложения была приспособлена к экономической ситуации в стране. Она должна согласоваться с мировым опытом и учитывать национальные особенности развития нашей экономики[3].

Одним из важнейших источников дохода бюджета Российской Федерации является налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода (может быть получен как в денежной, так и в натуральной форме) физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Работник может получить от организации доходы как в денежной, так и в натуральной форме.

К доходам, полученным в денежной форме, относят:

  • заработную плату;
  • стимулирующие надбавки и доплаты (например, за стаж работы, совмещение деятельности, работу в ночное время и в праздничные дни и пр.);
  • премии, вознаграждения и т.д.

К доходам, полученным в натуральной форме, относят оплату за работника товаров (работ, услуг), в том числе коммунальных услуг, питания, обучения и т.д. Эти выплаты рассчитываются по цене, предусмотренной в статье 105.3 НК РФ.

Преимуществом налога на доходы физических лиц является то, что его платит все работающее население страны, вследствие чего поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от муниципального до федерального. В настоящее время этот налог в РФ регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Есть еще доходы, не облагаемые НДФЛ. Это:

  1. пособия по безработице, беременности и родам, по уходу за больным ребенком (не включаются больничные) и пр.;
  2. компенсации, связанные с:
    • возмещением вреда, причиненного на рабочем месте;
    • бесплатным предоставлением жилья;
    • оплатой стоимости питания, спортивного инвентаря, спортивной формы работникам физкультурно-спортивных организаций;
    • возмещением расходов на повышение профессионального уровня и т.д.
  3. суммы единовременных выплат ( например, работнику, вышедшему на пенсию; из числа малоимущих и пр.);
  4. выплаты, связанные с ущербом из-за стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;
  5. доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
    • стоимость подарков, полученных от организации;
    • стоимость призов в денежной и натуральной формах;
    • суммы материальной помощи и т.д.

Налоговые ставки по НДФЛ установлены в статье 224 НК РФ:

  • 35% — на выигрыши, призы, материальную выгоду от заемных средств;
  • 30% — на доходы нерезидентов;
  • 15% — на дивиденды, полученные от нерезидентов;
  • 13% — на доходы резидентов.

[1]

По налогу на доходы физических лиц установлены следующие виды вычетов[1]:

  1. Стандартные — на самого работника и на детей;
  2. Социальные — на лечение и обучение;
  3. Имущественные — при продаже и приобретении имущества;
  4. Профессиональные — ИП, адвокатам, нотариусам и другим лицам, занимающимся частной практикой.

В Государственную Думу РФ уже много раз поступали законодательные предложения «О внесении корректив в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», которые предусматривают введение прогрессивной ставки налогообложения. Согласно законопроекту ставка налога будет зависеть от годового дохода плательщика НДФЛ[5]:

  • до 5 млн. руб. в год ставка составит 13%;
  • от 5 млн. руб. до 50 млн. руб. в год — 18%;
  • от 50 млн. руб. до 500 млн. руб. в год — 23%;
  • свыше 500 млн. руб. в год — 28%.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам выразил несогласие.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны плоской и прогрессивной шкал налогообложения.

Плюсы единой шкалы:

  • Стимулирование экономического роста, т.к. люди могут сохранить большую часть своего дохода;
  • Стабильность налоговой системы;
  • Низкие административные и судебные издержки;
  • Привлекательность для зарубежных инвесторов, и это позволяет повысить долю иностранного капитала в российской экономике.

Минусы единой ставки:

  • Налоги идут в федеральный бюджет, минуя региональный;
  • Огромный разрыв между доходами граждан.

Положительные стороны введения прогрессивной шкалы:

  • Сокращение бюджетного дефицита за счет увеличения налогов;
  • Увеличение дохода бюджетов субъектов РФ;
  • Устранение неравенства в распределении доходов в обществе.
  • Затруднительность отрегулирования уплаты налогов (вследствие уклонения от налогов, возврат к серым зарплатам и увеличение теневого сектора);
  • Обнищание отдаленных регионов страны, т.к. налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
  • Спад общей инвестиционной привлекательности России;
  • Потеря доверия к власти и отток капитала и высококвалифицированных специалистов.

Существует мнение, что введение прогрессивной ставки налогообложения приведет к тому, что богатые станут богаче, а бедные — беднее.

Необходимость введения прогрессивного налогообложения — вопрос спорный. В первую очередь, необходимо на этапе обсуждения законопроекта точно спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена.

НДФЛ — один из важнейших инструментов формирования бюджетов всех уровней, обеспечения источников финансирования и координатор процессов экономики. Налоги всегда анализируются для того, чтобы увеличить эффективность их собираемости.

Проанализируем отчет о поступлении НДФЛ в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности в таблице[4].

Табл.1. Поступление НДФЛ за 2014-2016 гг., тыс. руб.

Публикация научных работ

Журнал «Проблемы современной науки и образования» выходит ежемесячно, 15 числа (уточняется в месяц выхода). Следующий номер журнала № 10(143), октябрь 2019 г. Выйдет — 14.10.2019 г. Статьи принимаются до 09.10.2019 г.

Если Вы хотите напечататься в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в Редакцию.

08.00.00 Экономические науки

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НДФЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w > Печать
  • Электронная почта

Категория: 08.00.00 Экономические науки Создано: 19.05.2017 14:29 Просмотров: 694

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дуюнова Ника Александровна – бакалавр экономических наук, кафедра учета, анализа и аудита, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград

Аннотация: в статье анализируются проблемы и перспективы совершенствования НДФЛ в Российской Федерации. В результате исследования выявлено, что НДФЛ в России следует реформировать, в результате чего в стране может быть достигнуто улучшение демографической и социальной обстановки, а также повышена легализация доходов. Следует сказать, что, несмотря на большое количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, остается востребованным комплексное научное исследование НДФЛ как инструмента социальной политики государства.

Читайте так же:  Декларация для налогового вычета за жилье при покупке квартиры как получить вычет и что для этого ну

Ключевые слова: НДФЛ, налоги, прогрессивная шкала.

PROBLEMS AND THE PROSPECTS OF IMPROVEMENT OF A PERSONAL INCOME TAX IN THE RUSSIAN FEDERATION

Duyunova Nika Alexandrovna– Вachelor of economic sciences, DEPARTMENT OF THE ACCOUNTING OF THE ANALYSIS AND AUDIT, THE RUSSIAN PRESIDENTAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION, VOLGOGRAD

Abstract:

the article analyzes problems and the prospects of improvement of a personal income tax in the Russian Federation. As a result of a research it is revealed that the personal income tax in Russia should be reformed therefore in the country improvement of a demographic and social situation can be reached, and also legalization of the income is increased. It is neces sary to tell that, despite a large number of publications concerning the taxation of the income of natural persons, there is demanded a complex scientific research of a personal income tax as instrument of social policy of the state.

Keywords: personal income tax, taxes, ascending scale.

Список литературы / References

Ссылка для цитирования данной статьи

Дуюнова Н.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НДФЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Проблемы современной науки и образования №19 (101), 2017. — С. .

Налог на доходы физических лиц: этапы и перспективы развития в России

В то же время кардинальная замена налогового законодательства была бы губительна для экономики. Необходимо последовательное развитие и совершенствование налогообложения физических лиц, корректировка выявленных недостатков.

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц в первую очередь относится введение прогрессивной ставки налога и ужесточение мер по собираемости налога на доходы в особенности с лиц, доходы которых значительно превышают средний уровень.

4. Источники информации

1. «Налоги и налогообложение». Учебно-методическое пособие для дистанционной формы обучения (6-ое издание) ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», Москва, 2011

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Ветрова В.Л. Налог на доходы физических лиц: Комментарий (постатейный) к главе 23 НК РФ. М.: Вершина, 2005. -335 с.

4. Федеральный законы: от 25.11.2009 N 281-ФЗ,от 27.07.2010 N 229-ФЗ,
от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 28.12.2010 N 395-ФЗ, от 07.03.2011 N 23-ФЗ, от 21.04.2011 N 77-ФЗ, от 21.06.2011 N 147-ФЗ, от 18.07.2011 N 235-ФЗ

Актуальность для России зарубежного опыта налогообложения физических лиц

экономические науки

  • Трембач Ольга Валентиновна , студент
  • Финансовый Университет при Правительстве РФ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
  • НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
  • БЮДЖЕТ
Тип лицензии на данную статью – CC BY 4.0. Это значит, что Вы можете свободно цитировать данную статью на любом носителе и в любом формате при указании авторства.

Похожие материалы

На сегодняшний день активно ведутся обсуждения о реформе налога на доходы физических лиц, которая позволит усилить фискальную функцию налога, а также достичь справедливости налогообложения. Первой ступенью для реализации реформы необходимо изучить опыт зарубежных стран при налогообложении доходов физических лиц.

Рассматривая природу налога на доходы физических лиц, а также его влияние на социальную сферу, целесообразно обратить внимание на практический опыт в данной области тех стран, для которых характерен наиболее высокий показатель уровня жизни. Рассмотренные выше страны входят в рейтинг стран с наиболее высоким индексом жизни в соответствии с Докладом ООН о человеческом развитии в 2014 г [1, с. 55].

Для проведения данного анализа взяты три страны, имеющие некоторые схожие черты в части подоходного налога: Норвегия, Швеция, США. Характерной особенностью налогообложения рассматриваемых стран выступает манипулирование ставками налогами, вычетами и другими элементами налога. Следующей характерной чертой является определение налоговой базы как совокупного дохода, что позволяет при расчете налоговой базы учитывать личные потребности налогоплательщика.

Также необходимо обратить внимание на высокий уровень налогового администрирования, который в настоящее время несопоставим с российским. В Швеции и Норвегии налоговые органы самостоятельно исчисляют сумму налога, поскольку имеют доступ ко всем данным налогоплательщика, необходимым для произведения расчета. В целях повышения уровня поступления налогов, со стороны налоговых властей, устанавливаются строгие штрафные санкции за неполную, несвоевременную уплату или уклонение. Однако применяются и поощрения в виде выплаты процентов за переплаченную сумму налога.

Опыт Швеции

Подоходный налог взимается с резидентов на центральном уровне и на уровне муниципалитетов. На центральном уровне обложению данным налогом подлежит только та часть дохода, которая превышает установленный в стране минимальный уровень. Резиденты обязаны уплачивать налог со всех доходов, независимо от их местонахождения, нерезиденты же уплачивают налог только с тех доходов, которые получены на территории данной страны.

Максимальная ставка подоходного налога наивысшая в мире и составляет 57% [6]. Несмотря на это, население платит налоги исправно. Это объясняется высокой социальной направленностью расходов государства, поскольку система налогов используется как эффективный регулятор перераспределения доходов населения. Необходимо учесть, что при практике налогообложения, которая существует в настоящий момент, лица, получающие наиболее высокие доходы, теряют большую их часть, в то время как родители-одиночки и люди пенсионного возраста получают из бюджета больше, чем отдают государству. Из этого следует, что система использования подоходного налога выступает в качестве мощного инструмента перераспределения доходов.

Как уже было сказано выше, налог в Швеции подразделяется на муниципальный и центральный. Ставки на центральном уровне устанавливаются в зависимости от размера дохода и варьируются от 31 до 57%, доход от капитала облагается по ставке 30% [6]. На местном уровне данный налог исчисляется по плоской шкале ставок и составляет от 28,89 до 34,17% в разных муниципалитетах. Система налогов Швеции предусматривает налоговые вычеты, представляющие собой затраты на получение дохода, который подлежит налогообложению. Кроме того, предметом уменьшения налогооблагаемой базы могут выступать взносы граждан на пенсионное обеспечение и медицинское страхование [2, c. 186].

Так же необходимо отметить уровень налогового администрирования. Каждый гражданин имеет свой ID, оформляющийся как расчетный счет и на котором отражаются все суммы, уплаченных налогов. На основании налоговой декларации уплачивается налог, заполняется налоговым органом, которые имеют доступ ко всем данным о доходах налогоплательщика. Налоговые органы исчисляют подлежащий уплате налог, налогоплательщик, в свою очередь либо подписывает декларацию, либо опровергает в вышестоящем органе информацию, которую она содержит. В случае обнаружения неуплаты или недоплаты налогов, законодательными органами страны предусмотрены крупные штрафы. А в случаях переплаты данная сумма подлежит возврату с начисленными процентами.

Читайте так же:  Чем отличается временная регистрация от постоянной

Экономика Швеции выступает классическим примером смешанной экономики, в которой государство вмешивается в жизнь общества с целью обеспечения социальной защиты и стабильности. Наряду с этим, подоходный налог дает возможность в руках государства аккумулировать денежные средства и направлять их на реализацию социальной политики[2, c. 188].

Опыт Норвегии

В Норвегии характерной чертой обложения доходов физических лиц является дифференциация налоговых ставок, которая зависит от вида дохода: доход от акций, облигаций, совокупный доход, а также доход от инвестиций. Совокупный доход составляет заработную плату, дополнительные льготы, пенсии, алименты, доход от предпринимательской деятельности, проценты на капитал и суммы, возмещенные из фондов социального страхования. Индивидуальный доход может быть уменьшен на суммы фактических затрат, которые подтверждены документально, но не более чем на 20% [4].

Подоходный налог состоит из двух составляющих: государственный и муниципальный. Ставки по государственному налогу составляют от 28 до 51,3%, в зависимости от суммы и вида дохода. Ставки по муниципальному налогу в зависимости от суммы и группы доходов налогоплательщиков составляют 9,5 и 13,7%. Базовая ставка составляет 28%. Также, возможно применение персональной льготы, составляющая 47 150 норвежских крон в год для лиц, не состоящих в браке и 94300 крон в год для лиц, состоящих в барке, если супруг имеем доход менее 41 000 крон в год [4]. Налогоплательщики в Норвегии делается на две группы, первую группу составляют одинокие граждане, вторую – граждане, имеющие одного и более иждивенцев на своем содержании [2, с. 125].

В конце каждого года налогоплательщикам присылается бланк декларации о доходах. Налоговый инспектор проверяет декларации и происходит начисление суммы налога на основании сумм доходов. Далее сумма налога сообщается налогоплательщикам. Уклонение от уплаты налога является серьезным нарушением, которое влечет за собой наказание в виде лишения свободы до пяти лет.

В Реестре населения каждый норвежец получает персональный номер. Для получения такого номера необходимо зарегистрироваться в местном отделении налогового ведомства, трудоустройство без персонального номера невозможно. Вся полная информация о начисленных и уплаченных суммах налога каждого налогоплательщика хранится на федеральном уровне, помимо деклараций и платежных документов содержит данные из других источников, которые влияют на формирование налогооблагаемой базы.

Таким образом, в Норвегии наблюдаются высокие налоговые ставки при налогообложении физических лиц, дифференциация ставок по налогу, которая зависит от вида и суммы дохода, сложная система определения налоговой базы, а также высокий и жесткий уровень администрирования налогов, который позволяет одновременно и в полной мере реализовывать фискальную и регулирующую функции налога.

В настоящее время налоговая система не только обеспечивает денежными средствами государственный бюджет, но и выступает инструментом экономического регулирования. Наиболее значимым федеральным налогом выступает личный подоходный налог. В структуре доходов государства подоходный налог занимает около 40%. Он является самым крупным источником доходов федерального бюджета, составляет его основную часть и взимается подоходный налог с личных доходов населения, включая доходы от индивидуального бизнеса. Данный налог предполагает наличие необлагаемого минимума, скидок, личных расходов.

Налог может исчисляться как с совокупного дохода граждан, так и с совокупного семейного дохода. Из исчисленного совокупного дохода вычитаются все расходы плательщика налога. К личным расходам можно отнести: транспортные издержки, взносы в благотворительные фонды, расходы на медицинское обслуживание в определенных пределах [2, c. 92]. В результате чего получается налогооблагаемый доход, к которому применяется соответствующая ставка. Необлагаемый минимум составляет 4 тысячи долларов. Подоходный налог взимается по семиступенчатой схеме, границы ступеней зависят от статуса налогоплательщика, ставки налога носят прогрессивный характер. В настоящее время насчитывается семь налоговых ставок для разных категорий граждан, размер ставок варьируется от 10 до 39,6% [6].

Каждый имеет право на установление собственной налоговой ставки. Необходимо отметить, что подоходный налог выступает основным источником доходов бюджетов штатов. В случае, если гражданин получает доход в разных штатах, последний облагается по ставке, установленной в том штате, в котором был получен доход. Налоговая база в разных штатах может различаться, также существуют штаты, в которых не взимается подоходный налог.

В заключении можно сказать, что подоходный налог в США отличается относительно невысокими ставками, в сравнении с другими зарубежными странами, но наряду с этим достаточно сложной является система расчета налога. Подоходный налог призван не только обеспечивать бюджет доходами, но и выступает инструментом регулирования экономики.

Практика России

Некоторые элементы налога, используемые в зарубежных странах, возможно, применить в Российской практике подоходного налога, но внедрение их в налоговое законодательство должно осуществляться поэтапно. В настоящее время, переход к прогрессивной шкале ставок налога представляется возможным, однако нововведение стоит реализовывать постепенно. Целесообразно стоит начинать с установления необлагаемого минимума, который на начальных этапах данной реформы будет равен прожиточному минимуму. В дальнейшем необлагаемый минимум будет подлежать увеличению с параллельным установлением прогрессивных налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. В процессе реализации преобразований необходимо осуществление постоянного контроля статистических данных об уровне жизни граждан. При применении прогрессивных ставок стоит исходить из их размера, в целях избегания нарушений основного принципа налогообложения, а именно учета финансовых возможностей плательщика налога.

Параллельно с преобразованием шкалы ставок налога возможен переход к качественному уровню налогового администрирования. Целесообразно будет применение базы данных по примеру Швеции с ведением информации по каждому налогоплательщику, с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются иными органами власти. Данное нововведение позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога. Еще одним важным шагов будет являться внесение изменений в систему расчета налоговой базы.

На примере вышеупомянутых стран, налоговую базу предлагается рассчитывать как разницу сумм полученных доходов и расходов, которые совершались для получения дохода. Кроме этого, важной составляющей является полная перестройка системы вычетов по налогам, к примеру, увеличить их размер на основании текущей ситуации экономики. Управление налоговыми вычетами даст способность для реализации социальной функции. Мгновенное увеличение налоговых ставок на раннем этапе представляется невозможным, поскольку общество не заинтересовано в кардинальных переменах, особенно если под угрозу ставиться существующая стабильность [3, с. 92].

В дополнение может облагаться налогом совокупный доход семьи, это даст возможность учитывать личные потребности, а также финансовое положение каждого налогоплательщика, такого как содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей и неработающих членов семьи.

Читайте так же:  Увольнение беременной женщины в каких случаях законно, а в каких нет

Таким образом, регулирующую функцию налога возможно и необходимо использовать в налогообложении РФ, в особенности на современном этапе экономики России, где наблюдается стремительное развитие новых или традиционно высокодоходных производств с максимизацией извлечения прибыли, а также замедленное развитие всех других отраслей. В какой-то степени это и влияет на заметный разрыв доходов населения, который необходимо сократить с помощью предстоящих реформ. На этапе реализации вышесказанной задачи целесообразно детально осуществить переход к задуманной системе подоходного налогообложения, опираясь на опыт зарубежных стран, а также на особенности экономики РФ и ее социальной сферы. Созданная система сможет обеспечивать высокий доход бюджета, а также способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев граждан.

Список литературы

  1. Доклад ООН. Доклад о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости. – М.: Весь Мир, 2014. – 236 с.
  2. Абдурахманов О.К. Налоговые системы зарубежных стран: монография. – М.: Палеотип, 2006. – 356 с.
  3. Калужский М.Л. Мониторинг социально-экономических противоречий / Стратегические направления регионального развития Российской Федерации: Материалы Всеросс. научно-практич. конференции. – Омск: ИА “Курьер”, 1999. – С. 91-94.
  4. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 5 (38). – С. 63-65.
  5. Министерство Финансов Норвегии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.regjeringen.no
  6. World Tax Rates 2014/2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.taxrates.cc

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Совершенствование налога на доходы физических лиц в РФ

Основные направления совершенствования НДФЛ в России

В России налог на доходы физических лиц является одним из основных пополняющих бюджет источников. При этом аналогичные налоги в западных странах по своему уровню развития и степени достижения экономической эффективности ушли далеко вперед Пансков В. Новейшие коллизии налогообложения доходов физических лиц: суть и возможности разрешения // Российский экономический журнал. 2011, № 6, С. 35-39. Соответственно, назрела необходимость пересмотра формы взимания НДФЛ в Российской Федерации.

В свое время, отказ от социальной функции данного налога привел к тому, что была установлена единая ставка налога, не зависимо от уровня доходов налогоплательщика. Так, при заработной плате работника в 14000 руб. основная часть уходит на обеспечение прожиточного минимума и уплату налога, тогда как человек уже не способен инвестировать и накапливать.

При заработной плате в 30000 рублей на обеспечение прожиточного минимума и уплату налогов приходится уже менее половины заработной платы, соответственно, человек способен инвестировать, вкладывать свободные средства и получать дивиденды, которые облагаются по меньшей ставке — 9%.

Таким образом, налоговое бремя в большей степени ложится на малообеспеченные слои населения. Вместе с тем, происходит увеличение дифференциации доходов Павлова Л.П., Понкратов В.В. Отдельные аспекты совершенствования налоговой политики // Финансы. — 2011. — № 4 — С. 18-23.

Идут долгие споры о совершенствовании регулятивной функции социальных налогов, предполагается установить прогрессивную шкалу ставок налогообложения, для этого оптимален именно налог на доходы физических лиц.

Так как он, во-первых, самый массовый, во-вторых, именно размер дохода, чаще всего, характеризует благосостояние граждан.

Имеет смысл льготировать такие виды деятельности как сдача в наем жилых и нежилых помещений, доходы автоперевозчиков, преподавателей и других субъектов индивидуальной трудовой деятельности, а для всех остальных установить прогрессивную ставку налогообложения Карбушев Р.И., Зимин В.М. Совершенствование налоговой системы России // ЭКО. — 2011. — №2. — С. 58 — 73..

При этом прогрессия должна быть сложной, предполагающей деление облагаемого дохода на определенные части и обложение каждой последующей части по повышенной ставке.

Более логично будет ввести для лиц, получающих менее 150000 рублей в год налоговую ставку — 10%, с доходом до 500 тыс.руб. — 15%, а для сумм свыше 500 тыс. руб. — 20% ставку. При больших объемах (свыше 5 млн.руб.) ставка может доходить до 30% Пансков В. Новейшие коллизии налогообложения доходов физических лиц: суть и возможности разрешения // Российский экономический журнал. 2010, № 6.

Для улучшения фискальной функции НДФЛ, а именно для увеличения его собираемости, видится целесообразным установить контроль за расходами налогоплательщиков со стороны налоговых органов, как это делается в ряде стран с развитой рыночной экономикой.

Предоставление льгот позволяет создать стимул у населения заниматься определенными видами деятельности, т.е. НДФЛ можно использовать в качестве инструмента проведения социальной и макроэкономической политике, что относится к федеральному уровню.

[3]

При этом в перспективе целесообразно предать НДФЛ регионам и разделить на региональный и местный, что будет являться шагом к классическому налоговому федерализму с разделенными и непересекающимися налогами и в целом снизило бы дисбаланс бюджетной системы по вертикали Караваева И.В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита // Финансы. — 2011. — №1, С. 23-27. Уплата налога не по месту работы, а по месту жительства способствовало бы стимуляции его уплаты, поскольку именно по месту жительства оказываются основные социальные услуги Караваева И.В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита // Финансы — 2011 , № 1. Рассмотрев основные направления совершенствования НДФЛ в России в целом, разработаем мероприятия по исправлению выявленных ошибок в исчислении и уплате налога на доходы физических лиц в исследуемой организации.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Драненко Л. П. Налог на доходы физических лиц: развитие и роль в налоговой системе РФ / Л. П. Драненко, Д. А. Питиляк, А. Е. Лысковец. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – 4. – С. 89-98.

Видео (кликните для воспроизведения).

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: РАЗВИТИЕ И РОЛЬ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РФ

Л.П. Драненко, старший преподаватель

Д.А. Питиляк, старший преподаватель

А.Е. Лысковец , студент

Сахалинский государственный университет

(Россия, г. Южно-Сахалинск)

Аннотация. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем что, си с тема налога на доходы физических лиц , сложившаяся в РФ , не в полной мере отвечает современным реалиям. В данной статье проводится анализ и дается оценка места и роли НДФЛ в налоговой системе РФ. Приведены фактические данные поступления НДФЛ в консолидированный бюджет РФ. Проанализирова на значимость поступлений налога при ф ормировании бюджета Сахалинской области . Рассмотрены возможные пути разв и тия НДФЛ в РФ. Проведен анализ проблемы дифференциации доходов населения на пр и мере Сахалинской области . Выявлены положительные стороны внед рения прогрессивной шкалы НДФЛ в Сахалинской области. В ходе проведенного исследования использовались такие научные методы , как анализ, синтез, графический метод . В результате исслед о вания выявлено, что НДФЛ имеет большое значение для консолидирован ных бюджетов регионов и местных бюджетов. С помощью изменения налога на доходы физических лиц можно оказать значительное воздействие на существующую проблему неравномерности распределения доходов населения.

Читайте так же:  Как составить доверенность на регистрацию или переоформление транспортного средства

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговая система, налоговая ста в ка, налоговые поступления, бюджет Сахалинской области, неравенство доходов, пр о грессивная шкала налогообложения, Сахалинская область .

Особенностью сложившийся системы НДФЛ в РФ является в большой степени фискальный характер налога. Однако на сегодняшний день в нашей стране остро стоит проблема дифференциации доходов населения в связи, с чем НДФЛ важен не только с финансовой точки зрения, но и как в первую очередь социальный регул я тор – регулятор доходов населения. Мех а низм НДФЛ предназначен для изъятия части высоких доходов в пользу нужда ю щихся в дополнительных средствах кат е горий населения и в интересах общества в целом в целях нивелирования неравенства в доходах [1]. Такой точки зрения приде р живается Ашмарина У.В.

Волохов С.П. в работе «Индивидуал ь ное подоходное налогообложение как и н струмент социально-ориентированной н а логовой политики» высказывается схожее мнение о том, что НДФЛ носит ярко в ы раженный социальный характер и облад а ет значительным воздействием на велич и ну реальных доходов граждан [2].

Изотова О.И. предлагает концепцию реформирования подоходного налогоо б ложения физических лиц, основанную на переходе к прогрессивному налогообл о жению, целью которого является обесп е чение реализации задач социальной пол и тики государства на современном этапе развития российской экономики и общес т ва [3].

Тарасова Т.М. в своей статье приходит к выводу, что для сглаживания резкой н е равномерности в доходах физических лиц необходимо использовать систему льгот по налогу на доходы физических лиц [4].

Схожее мнение о социальной напра в ленности НДФЛ высказывают в своих н а учных работах такие авторы как: Скры п ник Н.В., Еремина Н.В., Юрченкова Н.В. , Лященко Н.А.

Несмотря на значительное количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, по-прежнему о с тается востребованным комплексное нау ч ное исследование НДФЛ.

[2]

Н алоговая система в настоящее время немыслима без налога на доходы физич е ских лиц. Преимущество этого налога з а ключается, прежде всего, в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное на селение страны, а его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет. Актуал ь ность выбранной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц , я в ляясь по сути одним из экономических рычагов государства, с помощью кото рого должны решаться вопросы не только фи с кального, но и регулирующего харак тера, в полной мере не отвечает реалиям совр е менности в РФ.

В отличие от большинства других нал о гов этот вид налогообложения сравн и тельно молод. Первая попытка ввести о т носительно справедливое обложение нал о гом в зависимости от финансового состо я ния налогоплательщика была осуществл е на в Англии в конце XVIII века в вид е у т роенного налога на роскошь [ 5 ].

В России налог на доходы физических лиц прошел нескольк о этапов, прежде чем стать таким, каким он является . Эти этапы включали в себя законы, указы и пост а новления (рисунок 1) [6 ] .

Рис . 1 . Этапы становления НДФЛ в России

Современная система налога на доходы физических лиц базируется на определе н ных принципах, закрепленных в НК РФ. Важнейшим принципом и отличительной чертой подоходного налога является р а венство налогоплательщиков вне завис и мости от социальной или иной прина д лежности. Только размер совокупного г о дового дохода определяет уровень обл о ж ения любого налогоплательщика [7 ] . Данная особенность налога накладывает на законодательные и исполнительные о р ганы любой страны огромную экономич е скую и социальную ответственность за п о строение шкалы этого налога, установл е ние размера необлагаемого минимума, н а логовых льгот и вычетов.

Так, например, в США подоходный н а лог должны платить все его резиденты н е зав и симо от того, где они проживают и в какой стране получают дохо д. После оформления декларации налог оплачив а ется в 3 адреса: на федеральный уровень, непосредственно штату, где проживает декларант, городу или округу. Ставки н а логов федерального уровня колеблются в пределах от 10% до 39,6% в зависимости от уровня дохода [8 ] .

Таблица 1. Ставки НДФЛ, применяемые в США

Нал о говая ставка

Налогооблагаемый годовой доход в долларах США

Особенности и перспективы развития налогообложения доходов физических лиц 2

Пример готовой дипломной работы по предмету: Налоги

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ 5

1.1 История развития налогов на доходы физических лиц в России 5

1.2 Сущность НДФЛ и его роль в формировании бюджета страны 8

1.3 Налоги на доходы физических в отдельных странах 10

1.4 Особенности налогообложения физических лиц в налоговой системе России 11

2 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ООО 19

2.1. Организационно-экономическая характеристика ГБОУ СПО МО «МЫТИЩИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ училище» 19

2.2. Анализ исчисления и уплаты НДФЛ 32

2.3. Основные направления совершенствования налогового учета ГБОУ СПО МО «МЫТИЩИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ» 45

3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ 58

3.1 Проблемы НДФЛ 58

3.2 Совершенствование механизма исчисления и уплаты НДФЛ в России 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79

Выдержка из текста

В рамках данной темы дипломной работы необходимо определить, что из себя представляет налог на доходы физических лиц в системе налогообложения России. Налогообложение физических лиц представляет существенно важный, значимый интерес, поскольку в составе бюджета России занимает передовые позиции.

Читайте так же:  Где взять справку о регистрации по месту жительства

Налогообложение доходов физических лиц имеет давнюю историю, с длительным периодом времени оно развивалось и совершенствовалось, при этом, на развитие налогообложения доходов физических лиц существенное влияние оказала ориентация на зарубежную практику. Итак, обращение к теме расчетов с бюджетом по НДФЛ в организации можно определить тем, что налог на доходы физических лиц в структуре бюджета занимает одно из первостепенных мест и необходимо обеспечить совершенствование в аспекте его исчисления и взимания. НДФЛ уплачивают налоговые агенты, ввиду указанного факта необходимо обеспечить совершенствование контроля за организацией данного процесса (также важно отслеживание правомерности действий налоговых агентов в отношении работников).

Цель — на основе анализа практики исполнения функций налогового агента определить направления совершенствования расчетов с бюджетом по НДФЛ в организации. Задачи работы:

  • раскрыть исторические аспекты реформирования подоходного налогообложения в России;
  • показать значение НДФЛ для бюджетной системы Российской Федерации;
  • раскрыть теоретические основы, правовое регулирование, элементы налогообложения и порядок исчисления НДФЛ;
  • обобщить обязанности и ответственность налоговых агентов при выплате доходов физических лиц.

Объектом исследования является налогообложение доходов граждан и индивидуальных предпринимателей.

Предметом исследования — особенности исчисления и уплаты НДФЛ в современной России.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении определена актуальность темы, выявлены цель и задачи, объект и предмет, структура работы.

Первая глава — «Теоретические аспекты исчисления налога на доходы физических лиц в России», определяет особенности понятия налога на доходы физических лиц, выявляет современную практику уплаты НДФЛ в современной России.

Вторая глава — «Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц на примере», определяет основы системы налогообложения на примере организации.

Третья глава — «Приоритетные направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц в РФ», определяет основные направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц в современной России.

В заключении обобщены выводы по работе.

Важно также определить степень разработанности темы. Так, в настоящее время существует много пособий и учебников по данному вопросу. В данной работе, использовались труды таких экономистов, как Азаров О.Г. [4], Акимова В.М. [5], Гуревич В.Д. [13], Захаров С.С. [14], Китов С.Я. [16], которые исследовали как широкий спектр проблем налоговой политики, включая политику налогообложения доходов физических лиц.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от

1. декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. —

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон РФ от

3. ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (ред. от 01.01.2015) (Статья

4. НК РФ) // СПС «Гарант», 2015

4. Азаров О.Г. Налоги.- М.: АСТ, 2014.- 399 с.

5. Акимова В.М. Налогообложение доходов физических лиц. Монография.- М.: Верто-М 5, 2014.- 109 с.

6. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие. — М.: Инфра-М, 2014. — 515 с.

7. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 288 с.

8. Балакирев Н.Н., Литвиненко А.Н. Налоговое планирование на предприятии: Учебное пособие. — М.: Знание, ИВЭСЭП, 2014. — 59 с.

9. Букаев Г. И. Каждому из граждан Российской Федерации надлежит четко уяснить // Ведомости.- 2004.-

10. Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. — М.: Герда, 2014. — 160 с.

11. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2012. — 308 с.

12. Вылкова Е.С., Романовский, М.В. Налоговое планирование. — СПб.: Питер, 2013. — 634 с.

13. Гуринович В.Д. Налоги.- М.: АСТ, 2014.- 326 с.

14. Дедусенко М. Л. Фискальное содержание налога на доходы физических лиц и факторы, влияющие на его поступление [Текст]

/ М. Л. Дедусенко, М. О. Прудникова // Молодой ученый. — 2014. — № 7.

15. Залинков Л. Налоги и налогообложение.- М.: Пресс, 2012.- 649 с.

16. Китов С.Я. Налогообложение.- М.: Дрофа, 2014.- 395 с.

17. Маркина Е.В. Направления совершенствования налоговой политики РФ // Jour-club.- 2014.- май

18. Музаков Я.Б. Налогообложение граждан в России. Современные тенденции // Мир налогов.- 2013.- 3 сентября

19. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. — 487 с.

20. Соколов А.А. Теория налогов.- М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2011. — 712 с.

21. Фарафонов Г. Ю. Налогообложение в России.- М.: ВиД, 2014.- 412 с.

22. Федеров Д.Г. Статистика налоговых поступлений // Налоги.- 2013.- 1 февраля

23. Фулик Д. Что изменилось в стандартных вычетах по НДФЛ // Бухгалтерия.- 2013.- 1 декабря

24. Ядгаров Р.С. Налоговое право.- М.: Дрофа, 2014.-399 c.

25. Ясмин Д.Б. Налоги.- М.: Проспект, 2014.- 329 с.

27. Официальный сайт ФНС: www.nalog.ru/ (дата обращения )

Видео (кликните для воспроизведения).

28. Электронный ресурс buh7.ru/articles/423 (дата обращения )

Источники


  1. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.

  2. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.

  3. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
  4. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
  5. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.
Особенности и перспективы ндфл в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here