Плата за сервитут на земельный участок – расчет стоимости

Главное по теме: "Плата за сервитут на земельный участок – расчет стоимости" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности»

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1461
«Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности»

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1461)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (далее — земельные участки).

2. Размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута, если иное не установлено настоящими Правилами.

3. Размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

[2]

4. Смена правообладателя земельного участка не является основанием для пересмотра размера платы по соглашению об установлении сервитута, определенного в соответствии с настоящими Правилами.

5. В случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка в соответствии с настоящими Правилами.

Утверждены Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

По общему правилу плата равна 0,01% кадастровой стоимости участка за каждый год срока действия сервитута.

В отношении участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, плата может определяться как разница рыночной стоимости указанных прав до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком.

Смена правообладателя участка основанием для пересмотра размера платы не является.

Если сервитут устанавливается в отношении части участка, то размер платы определяется пропорционально площади такой части.

Постановление вступает в силу с 01.03.2015.

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в

отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности»

Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

Приложение. Расчет платы за публичный сервитут

Приложение
к распоряжению Министерства
имущественных отношений
Мурманской области
от 4 октября 2017 г. N 36

Расчет
платы за публичный сервитут

Кадастровый номер земельного участка/учетный номер части

Кадастровая стоимость земельного участка, руб.

0,12% кадастровой стоимости земельного участка в год, руб.

Площадь земельного участка, кв. м

Площадь учетной части земельного участка, кв. м

Плата за публичный сервитут пропорционально площади учетной части земельного участка, руб. в год

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 8. Плата за публичный сервитут

Статья 8. Плата за публичный сервитут

1. Размер платы за публичный сервитут, а также порядок и срок ее внесения определяются соглашением, заключаемым обладателем сервитута с правообладателем обслуживающего земельного участка: собственником или лицом, которому такой земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, либо арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Если в течение одного месяца со дня принятия решения об установлении публичного сервитута указанное в части первой настоящей статьи соглашение не подписано правообладателем обслуживающего земельного участка вследствие его отсутствия по адресам его места жительства или нахождения юридического лица либо вследствие его отказа от переговоров по данному вопросу с обладателем публичного сервитута, обладатель публичного сервитута вправе приступить к использованию земельного участка для целей, в соответствии с которыми он был установлен.

3. Правообладатель обслуживающего земельного участка вправе заключить соглашение о плате за публичный сервитут в течение всего его срока действия, а в случае несогласия с размером платы за публичный сервитут — вправе требовать его установления в судебном порядке.

4. В отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, плата за установление публичного сервитута определяется в соответствии с порядком, установленным Советом министров Республики Крым.

5. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, правообладатели обслуживающего земельного участка вправе требовать от обладателя сервитута соразмерную плату за его установление, которая, однако, не может превышать уменьшения рыночной стоимости земельного участка в связи с его обременением публичным сервитутом. В случаях если необходимо использование части земельного участка, такая плата устанавливается пропорционально площади указанной части земельного участка.

Читайте так же:  Порядок применения дисциплинарной ответственности

6. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования, собственник обслуживающего земельного участка вправе требовать выкупа данного земельного участка или соответствующей его части, а иной правообладатель земельного участка — соразмерного возмещения убытков. Указанные требования предъявляются к обладателю публичного сервитута, установление которого привело к невозможности использовать земельный участок, а при наличии нескольких публичных сервитутов — к обладателю того публичного сервитута, установление которого было применительно к земельному участку наиболее обременительно.

>
Прекращение публичного сервитута
Содержание
Закон Республики Крым от 15 сентября 2014 г. N 74-ЗРК «О размещении инженерных сооружений» (с изменениями и дополнениями)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Плата за публичный сервитут 2019 год

Плата за сервитут

  • размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — реального ущерба);
  • упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — упущенной выгоды);
  • убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

В соответствии с п. 2.1. Методических рекомендаций плата должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления такого обременения. Таким образом, соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы равна размеру убытков, причиненных собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав.

Плата за публичный сервитут на земельный участок

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.

— срока и площади установления сервитута;
— характера и интенсивности использования земельного участка собственником;
— выводов о размере реального ущерба, причиненного собственнику земельного участка;
— периода установления сервитута, указанного в повторной судебной экспертизе.

Сервитут на земельный участок

  1. заявление лица, в пользу которого будет установлен сервитут;
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя (для физического лица), а также соответствующие документы для юридического лица (доверенность, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  3. документ об оплате госпошлины;
  4. соглашение о сервитуте, соответствующие акты федеральных или муниципальных органов власти либо решение судебных органов;
  5. если обременение относится к части участка, то предоставляется кадастровый паспорт земельного надела с отмеченной на нем зоной действия сервитута, либо кадастровая выписка с аналогичными сведениями. Если сервитут устанавливается на весь участок, то указанный документ не требуется.
  • свободное перемещение через участок;
  • обустройство общественно-значимых инженерных коммуникаций, таких как электросети, линии связи, газопровод и так далее;
  • доступ для создания и поддержания в надлежащем состоянии мелиоративной системы и системы водоснабжения;
  • прочих нужд, удовлетворение которых невозможно без установления сервитута.

Сервитут на земельный участок — что это такое? Договор сервитута земельного участка

В зависимости от численности землевладельцев может быть частным и публичным сервитут на земельный участок. Что это такое? Своеобразное требование по отношению к потенциальному собственнику участка или собственникам, как говорит само название. Первый подразумевает наличие права пользования земельными ресурсами у определенного круга людей, второй же не выдвигает каких-либо требований относительно того, кто может являться землевладельцем.

  • организация общественного прохода или проезда к другому наделу;
  • реализация ремонтно-монтажных работ, создание коммуникационных путей, электрогазопровода, которые проходят через соседний участок;
  • организация дренажа другого землевладения, когда проведение работ без эксплуатации земли чужой не представляется возможным;
  • водообеспечение в случае прохождения на обременяемом участке водного русла;
  • осуществление общественных работ по косьбе сена в сельскохозяйственных нуждах;
  • удовлетворение потребностей охотников, рыбаков, если участок предоставляет такую возможность;
  • сбор трав, которые обладают целебными свойствами.

Приказ Министерства транспорта РФ от 5 сентября 2014 г

Размер платы за публичный сервитут в отношении участков в границах полос отвода автодорог общего пользования федерального значения устанавливает Росавтодор, регионального и межмуниципального значения — уполномоченный орган госвласти субъекта Федерации, местного значения — уполномоченный орган местного самоуправления.

1. Настоящий Порядок определения платы за публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации (далее — Порядок, земельные участки) разработан в соответствии с частью 4.7 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»* и пунктом 5.2.53(52).6 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395**, и устанавливает последовательность действий по определению размера платы за публичный сервитут в отношении земельных участков.

Оценка и расчёт стоимости сервитута земельного участка

Понятие причинённого неудобства является математической величиной и подлежит вычислению в соответствии с имеющимися методологическими положениями. При взаимодействии частных лиц, право требования может быть инициировано исключительно со стороны собственника.

Плату нужно требовать тогда, когда договорённости об использовании части участка, выходят за рамки устного разрешения и приобретают правомочность, оформленную соглашением сторон или односторонним решением, с приложением судебного постановления.

Читайте так же:  Как правильно писать заявление на материальную помощь образец

Публичный сервитут на земельный участок

Гарантом установления публичного сервитута вправе выступать только государство в лице уполномоченного органа. Оформляется подобное обременение нормативным актом субъекта, в ведении которого находится обремененный земельный участок. В документе излагаются причины определения ограничений на участок, цель применения сервитута и период времени действия обременений.

Договоренность о проведении обременения земельного участка в публичных целях может быть оформлена соглашением между собственником имущества и лицами, претендующими на получение сервитута. Также законодательством предусмотрена возможность предоставления сервитута исходя из содержания завещания собственника (владелец указал на необходимость предоставления сервитута определенной группе лиц или государственному органу).

Как устанавливается и взимается соразмерная плата за сервитут на земельный участок: о чем следует знать владельцу

В каждом из таких случаях необходимо внесение изменений в соглашение между сторонами. Если в роли пользователя сервитута выступает частное лицо, то изменения достигаются в порядке личной договоренности, но с обязательным документальным подтверждением. Публичный сервитут в праве изменить государственный или местный орган управления, путем поправок в соглашение. Принимается нормативный акт, изменяющий действующий нормативный акт в той части, которая касается размера выплат за обременение. В случае нарушения прав собственника, последний имеет право обратиться в суд.

Неуплата или нарушение сроков выплат пользователем сервитута могут повлечь штрафные санкции в пользу владельца. При систематических нарушениях выплат, владелец участка может потребовать пересмотра договора. Кроме того, при грубых нарушениях суд может лишить нарушителя права пользования землей и расторгнуть договор.

Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок

Истец А. подал иск в суд о признании недействующим постановления главы муниципального образования об установлении на его участке бессрочного сервитута, аргументировав это тем, что постановление было подписано без проведения общественных слушаний, которые предусматриваются статьей 23 Земельного кодекса. Суд первой инстанции отменил данное постановление. Однако в суде кассационной инстанции было выявлено, что сервитут устанавливается не по результатам слушаний, а с учетом результатов. То есть обязанности обосновывать постановление на результатах слушаний законом не предусмотрено.

4. Принятие органом власти решения об установлении сервитута и издание нормативного правового акта. В акте обязательно должно быть указание на земельный участок, обременяемый сервитутом (его площадь, место расположения, кадастровый номер и т.д.), сведения о собственнике участка, цели установления и срок сервитута и т.д.

Ограниченное пользование (сервитут) земельным участком

Часть 2 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает, что производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Линейные сооружения пролегают по различным категориям земель, имеющим разнообразный правовой режим, например, общая протяженность ОАО «Газпром» подземных газопроводов и газопроводов отводов составляет 151,6 тыс. км, протяженность линейных объектов, находящихся в эксплуатации ОАО «ФСК ЕЭС», составляет порядка 44,3 тыс. км. Однако в Земельном кодексе РФ земли, на которых расположены линейные сооружения, отнесены к землям промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иным землям в составе категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, т.е. распорядителей и собственников земельных участков много и, соответственно, договоров о сервитуте.

Особенности учета сервитута и налогообложение

Понятие «сервитут» известно из римского права, но в России оно законодательно закреплено Гражданским Кодексом РФ только в 1995 году. Слово латинского происхождения и в прямом переводе означает «рабство вещи». По сути в России данное понятие в упрощенной форме используется в качестве закрепления права использования участка 3его лица (если речь идет о земле). Но предметом сервитута могут быть земельные участки, сооружения на них, здания или части помещений. Определение нашло свое закрепление и в Лесном и Земельном кодексах страны. Именно земля является основным предметом сервитута.

Понятие и предмет сервитута

Ситуации, когда требуется оформление сервитута:

  • Вы не можете использовать собственный участок без наложения сервитута на соседний;
  • Участки являются смежными и пользование одним без другого затруднено.

ВАЖНО: установить сервитут могут не только собственники, но и арендаторы с правом «постоянного бессрочного» пользования землей. Обычно понятие ассоциируется исключительно с землей. Если обратиться к ГК РФ, то подобные ограничения все- таки возможно ввести и в отношении помещений. Будет ли это именно ограничением или вещным правом? Законодательно это закреплено в качестве обременения в использовании вещного права.

ВАЖНО: участниками сервитута обязательно являются 2 и более сторон, в зависимости от характеристики участников сервитут бывает частным и публичным.

Сколько стоит сервитут

Стоимость сервитута может быть определена в формате единовременной выплаты или аннуитетного платежа. На практике чаще всего оценка сервитута и его закрепление происходят в судебном порядке. Ведь у противоположных сторон кардинально разное видение ситуации: плательщик не хочет платить много, а собственник участка наоборот. Для определения стоимости могут использоваться следующие методики:

  • По величине реального ущерба;
  • В размере упущенной выгоды;
  • По фактически понесенным убыткам.

Правила учета сервитута при различных формах оценки

При отражении стоимости сервитута в налоговом учете используются следующие правила:

1. Для определения величины реального ущерба рассчитывают разницу между стоимостью земли без обременения и с обременением. Обычно для этого изучают цены на рынке земельных участков. Однако на практике почти невозможно найти одинаковые участки в одной локации с подобным требованием.

На рынке действительно продаются земельные участки с обременениями, но корректно понять каким образом изменилась стоимость практически невозможно. Для этого есть всего 1 важная причина: низкий уровень развития рынка купли-продажи подобных участков.

2. Размер упущенной выгоды для целей налогового учета оценивается по величине денежных потоков, которые мог бы получать собственник до введения сервитута на свою недвижимость.

Например, на рассматриваемом земельном участке предполагалось строительство базы отдыха общей площадью 1 000 кв.м. А после установления бессрочного обременения на земельный участок общая площадь построенного объекта может быть не более 500 кв.м., ввиду конфигурации сервитута. Таким образом, сервитут снижает общую площадь планируемой к строительству базы отдыха, а оценщик может помочь определить стоимость такого сервитута.

Читайте так же:  Как можно получить свидетельство о праве на наследство

3. Реальную величину понесенных убытков рассчитывают по факту расходов, понесенных сразу после установления ограничения, выявляя прямую зависимость между сервитутом и убытками.

Например, на земельном участке с/х назначения был установлен временный сервитут для проведения работ по укладке газопровода. После проведения всех работ, собственник участка обнаружил, что подрядная компания нанесла урон мелиоративной системе его участка. В таком формате восстановление системы является реальным убытком для собственника.

Варианты отражения сервитута в налоговом учете

  • Сервитут, когда компания на ОСНО

Признать в качестве расходов можно обоснованные документально подтвержденные затраты (см. ст. 252 НК РФ), а также понесенные налогоплательщиком убытки (см. ст. 265).

Получается, если расходы на сервитут экономически оправданы их можно признать при расчете налогооблагаемой прибыли.

В налоговом учете такие расходы относятся к прочим (см. ст. 264 НК РФ, п. 1, пп. 49, письмо Минфина 03-03-06/1/36 от «01» февраля 2010 г.).

  • Сервитут, когда компания на УСНО
Видео (кликните для воспроизведения).

Расходы, которые можно учесть «урощенцам» перечислены в перечне (см. ст. 346.16 НК РФ п. 1). Там нет затрат, относящихся к сервитуту. Значит, включить подобную плату в расходы при расчете налогооблагаемой базы не получится.

Пример № 1 – фирма платит за сервитут:

У компании есть недвижимость. Сервитут оформлен для прокладки трубопровода через участок соседней фирмы. Ежемесячная плата составляет 75 000 руб. (в т.ч. НДС 18% 11 440,68 руб.). В бухгалтерском учете сервитут является расходом по обычным видам деятельности начисляется проводками в дебет счета 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» на сумму 63 559,32 руб., дебет счета 19 «НДС» на сумму 11 440,68 руб. в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками». Уплата госпошлины за оформление сервитута отражается в учете проводкой: Д-т 68 «Расчеты с бюджетом» К-т 51 «Расчетный счет».

В налоговом учете госпошлина будет отражена как прочий расход на производство и реализацию, ежемесячная плата будет прочим расходом для фирм на общем режиме налогообложения. Размер платы учитывается за минусом НДС.

Пример № 2 – фирма получает плату за сервитут:

В бухгалтерском учете такие доходы считаются прочими и отражаются по счету 91 «Прочие доходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами (Д-1 76 К-т 91-1). Учет ведется в размере платы за сервитут. Расходы на НДС учитываются проводкой в дебет счета 91 «Прочие расходы» с кредита счета 68 «НДС». Полученная плата фиксируется по дебету счета 51 в корреспонденции с кредитом счета 76.

Доходы от сервитута в налоговом учете признаются и у налогоплательщиков на ОСНО и УСН. «Упрощенцы» признают такие доходы в момент получения платы за сервитут. Фирмы на общем режиме отражают их методом начисления в соответствии с условиями договора. Такие доходы признаются в качестве внереализационных при расчете базы для налогообложения прибыли.

Можно ли поставить сервитут на баланс

К примеру, ваша организация заключила договор сервитута на пользование земельным участком сроком 5 лет. Как отразить данную операцию в учете компании? Можно ли поставить участок на баланс или следует учесть его за балансом?

По правилам ведения бухгалтерского учета в финансовой отчетности организации найдет свое отражение только плата за сервитут. Поставить сервитут на баланс в качестве актива нельзя, так как у фирмы нет на него права собственности, да и самого объекта в материально-вещественной форме не существует. Поэтому учесть сервитут нельзя даже за балансом. В финансовой отчетности условия сервитута раскрываются в пояснительной записке.

Вот если бы фирма несла ответственность за утрату имущества, на которое оформлен сервитут, тогда такой объект мог бы отражаться за балансом, но не в самом балансе. Ведь это лишь обременение, а не отдельно существующий актив. Конечно, информация о его существовании вносится в кадастр недвижимости, но не на счета бухгалтерского учета компании, хотя сервитут и неразрывен с самим участком, на который он наложен и передать его отдельно от земли нельзя.

Используют сервитут обычно для прохода или проезда, прокладки инженерных сетей (временных или бессрочных), доступа к прибрежным полосам и другое. Причина возникновения сервитута обусловливает срок, на который он оформляется. Для бухгалтерского учета специфика отражения будет единой. В дебете собираются все расходы на сервитут в корреспонденции со счетом расчетов с поставщиками.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях . Мы ответим на все поступающие вопросы. Только правда про финансы.

Какой объект может быть обременён сервитутом? Существуют ли земельные участки, на которые нельзя наложить право ограниченного пользования?

Говоря на тему права собственности, невозможно пройти мимо обременения сервитутом.

Данная процедура имеет ряд особенностей на которые стоит обратить внимание.

Что это такое и сколько стоит? В этой статье мы ознакомимся со всеми аспектами оформления сервитута от А до Я.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Обременение сервитутом – это установления права ограниченного пользования чужим земельным наделом. Также необходимо знать что есть публичный и частный сервитуты. Публичный сервитут – ограничения, которые накладываются на участок не в интересах конкретного владельца, например соседнего участка, а в целом государства. О сервитуте в международном праве, а также вещном и земельном, мы рассказывали тут.

Более подробно о том, что такое сервитут на земельный участок читайте в этой статье, а примеры передачи права пользования другим лицам вы найдете в отдельном материале.

Читайте так же:  Возмещение судебных расходов в гражданском процессе

Какой земельный участок может быть обременен?

Обремененным может быть каждый земельный надел, здесь ограничений нет. Основной вопрос состоит в том, обременен ли он по договоренности сторон либо же решением суда.

Основания установления ограниченного права пользования землёй

Руководствуясь Земельным Кодексом, а именно статьей 39.23 основаниями для обременения земельного участка сервитутом могут быть:

  • проведение изыскательных работ;
  • для проведения работ, связанных с затрагиванием недр;
  • установка связных сооружений, специальных информационных знаков, линейных объектов и прочего, что не будет перечить закону.

Обременение сервитутом может быть совершено:

  • через суд;
  • по решению владельца;
  • на законных основаниях (в частности публичный сервитут).

Право сервитута защищено иском. Если право ограниченного пользования устанавливается по решению владельца, то он обязан заключить договор и зарегистрировать его в гос.структуре (именно это предусмотрено в частном сервитуте).

Иногда установление ограниченного права пользования ведет к тому, что земельный участок невозможно эксплуатировать. В таком случае владелец земли имеет все основания потребовать изъять участок с условием возместить государственной структурой финансовую компенсацию либо запросить равноценный участок вместо того.

[3]

Если земельный участок обременённый сервитутом затруднительно эксплуатировать, владелец земли имеет право потребовать от государственной структуры возместить моральный ущерб. Если же одна из сторон не считает что-либо справедливым, она может обратиться в суд для дальнейших разбирательств.

Что может быть основанием возникновения сервитута и какие законодательные нормы его регулируют вы узнаете здесь.

Цели такого ограничения

Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть использовано для следующих целей:

  1. Свободное перемещение по земельному участку.
  2. Обеспечение возможности проведения работ по ремонту, установки инженерных коммуникаций.
  3. Монтаж специальных знаков и свободный доступ к ним.
  4. Предоставление воды.
  5. Возможность выпасать, прогонять скот, косить сено.

Установление платы

В начале статьи мы рассматривали частный и публичный сервитуты. Так вот, еще одно их отличие – установление платы. Шестой пункт статьи 23 Земельного Кодекса гласит, владелец участка обременённого сервитутом, имеет все основания требовать установление платы. А вот при публичном сервитуте такая практика возможна только лишь если ограниченное право пользования очень сильно затрудняет пользование земельным наделом.

Как рассчитывается плата за сервитут?

Расчет производится с помощью просчета таких данных:

  • размер реального ущерба, который причиняется владельцу земли при прекращении обязательств перед другими;
  • размер потерянной выгоды, которая причиняется владельцу при прекращении обязательств перед другими;
  • размер убытков, которые причинены владельцу при прекращении обязательств перед другими.

Выплачиваться компенсация может как единожды, так и многоразово вплоть до окончания сервитута. Это решается либо судом, либо нормативно-правовым актом.

Сервитуты делят на те, что устанавливаются на определенный срок (срочные) и на неопределённый (постоянные).

Ко всему прочему, размер платы может меняться в течение всего срока существования ограниченного право пользования землёй.

Предусмотрены такие случаи:

  • существенное изменение начальных обстоятельств;
  • изменение количества ограничений в меньшую либо большую сторону;
  • по соглашению стороны;
  • по решению суда;
  • иные случаи.

Размер установленной платы равноценен потерянной выгоде по причине установления сервитута. Также на размер влияет целевое использование участка.

Подробнее о том, как рассчитывается плата за сервитут земельного участка, читайте в этой статье.

Оформление

Регистрация сервитута происходит в гос. реестре на протяжение трех недель с момента подачи соответствующих бумаг.

К ним относят:

    Заявление, изъявившего установить сервитутный режим.

Все особенности процедуры установления сервитута вы найдете здесь, а о государственной регистрации такого соглашения читайте тут.

Прекращение соглашения

  • Если причины, по которым был установлено право ограниченного пользования исчезают.
  • Если в суде было доказано, что наложение сервитута делает участок непригодным для использования.

Когда установление сервитута ведет к тому, что земельный участок невозможно эксплуатировать, владелец земли имеет все основания потребовать изъять участок с условием возместить государственной структурой финансовую компенсацию либо запросить равноценный участок вместо того.

  • Если земельный участок обременённый сервитутом уничтожается.
  • Если земля изымается и становится недоступной для простых граждан.
  • Если владелец участка, на который наложен сервитут, покупает участок который был причиной возникновения сервитута.
  • Если срок действия нормативного акта подходит к концу.
  • О прекращении действия земельного сервитута мы писали в отдельном материале.

    Заключение

    Чтобы не допустить появления различных проблем, с каждым вопросом нужно детально ознакомиться. Вопрос об обременении земельного участка сервитутом не стал исключением.

    Вооружившись данной информацией вы сможете быть уверены, что никаких неприятных ситуаций в процессе не возникнет и установить ограниченное право пользования землёй, либо же обжаловать его в случае, если вы выявили его незаконным – для вас окажется самой легкой задачей.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    Сервитут на землю сколько стоит

    Для ответа на это вопрос рассмотрим сначала правовую сторону.

    Сервитут — плата за право пользования землей или иным недвижимым имуществом.

    Сервитут на земельный участок

    Статьи 271-274 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливают значение сервитута на земельный участок как особой формы обременения надела, которая обеспечит функционирование соседним земельным участкам за счёт эксплуатации в определенных нуждах некоторой территории более привилегированного по его расположению участка.

    Формы сервитутов

    • Срочные и постоянные (зависит от срока действия такого обременения);
    • Частные и публичные (участниками соглашения — частные лица или государство).

    Независимо от формы сервитута, будет установлена плата, размер которой устанавливается по результатам проведенной оценки.

    Кто проводит оценку сервитута на земельный участок?

    В действующем законодательстве этот вопрос не урегулирован.

    Размер стоимости должен быть установлен в процессе урегулирования всех вопросов до подписания соглашения заинтересованными сторонами.

    Процедура оценки сервитута на землю сложная, так как должны учитываться все существующие факторы, которые могут существенно ухудшить положение владельца обремененного имущества, для судов рекомендуют использовать услуги независимых оценочных компаний.

    Что учитывается при определении цены сервитута?

    • Реальные убытки, которые вызваны процедурой использования сервитута и установления такого обременения на конкретный земельный участок — по принципу сопоставления рыночной стоимости одного квадратного метра земли в той категории, к которой относится участок и той площади участка, которая подвергается обременению;
    • Упущенная выгода, возникшая из-за установления сервитута — путем вычисления той суммы денежных средств, которые потерял владелец обремененного участка, когда было установлено такое обременение, если бы он мог использовать участок по-другому, например, сдавать в аренду;
    • Размер реального ущерба, который возник из-за того, что на участок было наложено обременение в виде сервитута, которое ограничило возможности использования такого участка и снижение стоимости участка — производится путем сравнения рыночной стоимости конкретного участка с обременением и без такового и вычисление разницы.
    Читайте так же:  Как можно заказать инн в налоговой службе через интернет

    Стоимость сервитута устанавливается путем сложения всех этих оценок.

    При частном сервитуте, лицо, выступившее инициатором установления сервитута принимает решение согласиться или оспорить с выставленными владельцем обремененного участка требованиями.

    В случае, если требования будут оспорены, назначается процедура судебного урегулирования, в ходе которого суд выносит решение о назначении итоговой суммы (для ее определения может быть привлечена независимая оценочная организация). Основным параметром при такой оценке будет считаться степень обременения от 0% (если обременение ничтожно) до 100% (когда использование участка будет невозможно).

    Формулы для определения стоимости сервитута

    Реальная стоимость убытков (РСУ)

    РСУ = рыночная стоимость 1 кв. м земли * общий объём отчуждаемой земли в процентном соотношении к площади участка

    Вторая часть расчетов представляет собой уравнение, в котором определяемся стоимость использования участка, если он используется на праве постоянного бессрочного пользования, но максимальный срок составит сорок девять лет:

    49*65 711=3 219 839 рублей.Это та сумма, которую инициатор установления сервитута должен был бы выплатить, если бы пользовался участком на праве постоянного бессрочного пользования в течение 49 лет.

    Предположим, что сервитут устанавливается на 2 года, то сумма будет составлять: 2*65 711=131 422. Эта сумма высчитывается по уравнению: 49 лет=100% стоимости, а срок сервитута — Х% стоимости.

    Таким образом, базовая стоимость всех понесенных убытков составит 131 422 рублей.

    Упущенная выгода

    Упущенная выгода от эксплуатации земельного участка рассчитывается как разница тем количеством денежных средств, которые владелец участка может получить при эксплуатации своего надела без обременения и которые получает при установлении такого обременения.

    Участок без обременения сдаётся в аренду по стоимости 20 тысяч рублей в месяц, что составит за два года 20000*24=480 000. С обременением величина арендной платы составит 15 тысяч рублей, а общая сумма 15000*24=360 000.Разница составит 120 тысяч рублей. Эта сумма прибавляется к базовой стоимости всех понесенных убытков: 131 422+120000=251 422 рублей.

    Реальный ущерб

    Реальный ущерб формируется путем установления разницы между рыночной стоимостью участка без установления обременения и с таковым.

    Участок площадью 11,9 соток без обременения стоит 3 400 000 рублей (285 714 рублей за сотку). С обременением его цена падает до 2 100 000 рублей (176 470 тысяч за сотку). Разница составляет 1 300 000 рублей.Общая стоимость сервитута в этом случае составит 251 422+1 300 000=1 551 442 рублей.

    Эту сумму лицо, инициировавшее установление сервитута должно будет выплатить владельцу обремененного участка. Порядок выплат устанавливается в заключенном договоре сервитута.

    Цена сервитута = Реальная стоимость убытков + Упущенная выгода + Реальный ущерб

    Отчет об установлении сервитута

    Отчёт об установлении сервитута является обязательным документом в том случае, если стороны не смогли договориться о величине суммы и обращались за помощью в специализированные оценочные организации.

    Отчёт состоит из пяти основных частей:

    • Общая характеристика документа — кто составлял документ, когда он готовился и в отношении какого объекта недвижимости.
    • Стандарты, которые использовались для определения основных направлений оценки.
    • Перечисление методов, которые использовались проведения оценки соразмерной платы за установление сервитута (соразмерная плата за установление сервитута — более популярное в данный момент наименование стоимости установленного сервитута земельного участка).
    • Объект оценки. Здесь указывается конкретное обременение на земельный участок с фиксацией того срока, на который устанавливается обременение.
    • Текст заключения, в содержании которого должна быть представлена подробная характеристика устанавливаемого сервитута со ссылками на проект договора, а также на кадастровые характеристики участка. Кроме того, в тексте отчета указываются сведения о том, для каких целей устанавливается сервитут и на какой срок. Ещё одна часть отчета содержит все подробные расчеты с расшифровкой тех показателей, которые содержатся в тексте документа.

    Отчет о расчете стоимости установленного сервитута приобщается в полном виде к тексту заключаемого соглашения с целью обоснования той суммы, которая установлена в договоре в качестве обязательной к уплате. Такой отчет оформляется в виде самостоятельного приложения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для вынесении судебного решения, отчет может считаться либо как доказательство правоты одной или другой стороны дела либо в качестве документа, на основании которого выносится судебное решение об установлении конкретной суммы в качестве стоимости сервитута.

    Источники


    1. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.

    2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

    3. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
    4. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
    Плата за сервитут на земельный участок – расчет стоимости
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here