Понятие безработного и его правовой статус в рф

Главное по теме: "Понятие безработного и его правовой статус в рф" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного, так же как и правовой статус гражда­нина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах служ­бы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работу от двух вари­антов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профес­сии (специальности) — в случае двух отказов от получения профес­сиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для реги­страции их в качестве безработных.

Для признания гражданина безработным причина его увольнения с предыдущего места работы значения не имеет. Безработным может быть признан и гражданин, расторгнувший трудовой договор по собственному желанию, и тот, кто уволен по инициативе администрации, причем даже за нарушения трудовой дисциплины. Послед­нее может сказаться на выплате пособия по безработице. Так, в соот­ветствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости выплата пособия может быть отложена на срок до трех месяцев в случаях увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством.

Как уже говорилось выше, в соответствии с Законом о занятости правительством определен порядок регистрации безработных граждан * . Она осуществляется органами занятости по месту жительства.

* См. : постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. // Российская газета. 1997. 15 мая.

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных и для получения информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо доку­ментов.

Для регистрации в целях поиска подходящей работы, безработные граждане представляют в органы занятости по месту жительства справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют паспорт (или иной документ, удостове­ряющий личность), трудовую книжку и документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию.

Органы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходя­щей работы, включая работу временного характера, а впервые ищу­щему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

При отсутствии подходящей работы зарегистрированному в целях ее поиска может быть предложено при его желании участие в оплачиваемых общественных работах или прохождение профессиональной подготовки.

Регистрация гражданина в качестве безработного органами заня­тости осуществляется не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными, таким образом, признаются граждане, которые:

не имеют работы и заработка;

зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;

ищут работу и готовы приступить к ней;

не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установ­ленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию.

В некоторых случаях, указанных в постановлении, которым утвержден Порядок регистрации безработных граждан, безработные могут быть сняты с регистрационного учета. К ним, в частности, относятся: признание граждан занятыми, прошедшими профессио­нальную подготовку, неявка без уважительных причин безработного в службу занятости в установленные сроки и др.

Для решения вопросов трудоустройства важное значение имеет понятие «подходящая работа».

Статья 4 Закона о занятости определяет ее как работу, соответст­вующую профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоро­вья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная уда­ленность предлагаемой работы (пределы транспортной доступнос­ти) определяется соответствующими местными органами власти с учетом развития сети общественного транспорта в данной местнос­ти. В Москве, например, для женщин, имеющих детей, установлено, что до работы от места жительства не должно быть более одного часа езды * .

* См.: Аргументы и факты. 1991. № 44.

Предлагаемая работа должна оплачиваться не ниже среднего за­работка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы. Это положение не распространяется на граждан, среднеме­сячный заработок которых превышал средний уровень заработка в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в названных выше субъектах Федерации.

Понятие «подходящая работа» имеет иное содержание для граждан, впервые ищущих работу. К ним прежде всего относятся несовершеннолетние, окончившие школу, и молодые женщины, не ра­ботавшие в связи с рождением ребенка. Поскольку и те, и другие чаще всего не имеют определенной профессии (специальности), им в первую очередь надо предложить обучение той профессии (специальности), по которой служба занятости имеет возможность предоставить работу. Первичное профессиональное обучение молодежи в возрасте до 20 лет осуществляется, как правило, в учебных заведениях системы профессионального образования и в учебных центрах предприятия.

Если организовать профессиональную подготовку впервые ищу­щих работу не удалось, таким лицам подбирается работа, не требую­щая подготовки (в том числе работа временного характера). При этом должен учитываться возраст, состояние здоровья и иные особенности каждого конкретного лица. В соответствии с трудовым законодательством труд женщин и молодежи допускается не на всех предприятиях, а для женщин, имеющих малолетних детей, установ­лен ряд льгот (ст. 160, 161, 163, 164 КзоТ РФ, ст. 6 Основ законодательства РФ об охране труда; постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г .; постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 сентября 1980 г . с изменениями от 21 июня 1985 г и некоторые другие нормативные акты).

Читайте так же:  Родственникам осужденных надо знать это!

Решение службы занятости о признании предлагаемой работы подходящей в случае несогласия с этим безработного может быть обжаловано в вышестоящий орган системы службы занятости, а также и в суд в порядке, установленном ст. 11 Закона о занятости.

Всем гражданам предоставлено право на профессиональную дея­тельность во время их пребывания в зарубежных странах, а также право на поиск работы и трудоустройства за границей

Невыполнение безработным установленных обязанностей может повлечь применение к нему санкций. Так, в случае нарушения им обязанности регистрации, перерегистрации или трудоустройства без уведомления службы занятости выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев. В случае неявки без уважительных причин в службу занятости для получения направления, а также на переговоры с работодателем в течение трех дней со дня направления размер пособия может быть уменьшен на 25 процентов на срок до одного месяца.

Таким образом, всем безработным, как высвобожденным из предприятий, так и впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после перерыва, государство предоставляет определенные права, обеспечивая их следующими денежными вы­платами; пособиями по безработице; оплатой за участие в общественных работах; компенсацией затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

Кроме того, высвобожденным работникам выплачивается выход­ное пособие и сохраняется заработная плата в течение установленно­го законом срока, а тем, кто осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку или повышает квалификацию, выплачивается стипендия. Установлены следующие размеры стипендии:

для граждан, имеющих трудовой стаж свыше одного года, — в размере 75 процентов их среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда;

для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года, — в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан,

для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профес­сионального заболевания, — за счет средств соответствующих предприятии в размере 100 процентов среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда.

Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышает­ся на каждого иждивенца на 10 процентов, но не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.

Для безработных установлен особый порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого безработный получает стипен­дию или пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает его.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Правовой статус безработного гражданина

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы. В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесп­латному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости — корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

Читайте так же:  Как выписать человека из квартиры через суд

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8304 —

| 7926 — или читать все.

Трудовое право

Правовой статус безработного гражданина

В соответствии с п. 2 ст. З Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным.

При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, он признается безработным с первого дня представления необходимых документов.

Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости.

Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным.

При этом регистрация гражданина с целью поиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанных документов.

Но в этом случае решение о признании гражданина безработным по истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с момента представления им перечисленных документов. При невыполнении данной обязанности гражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий орган и (или) в суд.

По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе в признании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращение в органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органы корреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованное решение.

При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этих органах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенного решения. Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости – корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей.

Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

Понятие безработного, его правовой статус

Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета (далее – орган по труду, занятости и социальной защите) в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней (ст. 1 Закона о занятости).

Читайте так же:  Возможные судебные расходы в гражданском процессе

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении.

При регистрации в качестве безработного в соответствии с п. 2.30 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 119. 1/11590; 2011. № 11. 1/12314], гражданин предъявляет:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку (при её наличии);

– диплом или другой документ об образовании, квалификации, её повышении, профессиональной подготовке и переподготовке;

– справку о среднем заработке (доходе) за последние 12 месяцев работы;

[3]

– декларацию о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

– военный билет и справку о размере денежного довольствия по последней воинской должности – для уволенных с военной службы;

– свидетельство о рождении ребёнка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 14 лет (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при наличии такого свидетельства);

– удостоверение ребёнка-инвалида – для лиц, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

– справку об освобождении – для лиц, освобождённых из мест лишения свободы;

Видео (кликните для воспроизведения).

– справку о самостоятельном трудоустройстве либо об отказе в приёме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку – для выпускников учреждений образования;

– заключение врачебно-консультационной комиссии – для лиц, имеющих ограничения по состоянию здоровья к работе;

– индивидуальную программу реабилитации инвалида – для инвалидов.

Согласно ч. 2 п. 4 Положения о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учёта, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 ноября 2006 г. № 1549 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 190. 5/24246; 2007. № 92. 5/25018, № 292. 5/26272; 2008. № 6. 5/26438, № 53. 5/26825; 2009. № 83. 5/29526, № 131. 5/29780; 2010. № 186. 5/32267], с изм. и доп., органами по труду, занятости и социальной защите дополнительно запрашиваются по:

– высвобожденным работникам в случаях направления их на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации – справка о профессиональной переподготовке или повышении квалификации за последние пять лет, предшествующие высвобождению;

– лицам, получающим пособия (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей), – справка о размере пособия;

– лицам, получающим пенсии по инвалидности, – справка о размере пенсии.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о занятости безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

– не достигшие 16-летнего возраста;

– которым в соответствии с законодательством назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;

– отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;

– проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

– представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными;

– обучавшиеся за счёт средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.

Одна из основных задач службы занятости – подыскать безработному подходящую работу.

Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учётом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено Законом о занятости (ст. 4 Закона о занятости).

Законом о занятости установлено, что подходящей не может считаться работа, если:

– она предоставляется за пределами максимальной удалённости от места жительства безработного;

– отказ от неё обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами;

– условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда;

– предлагаемый заработок на 10 и более процентов ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина.

По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учётом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения.

Подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности, для следующих категорий безработных:

– впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности);

– стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года);

– прекративших трудовой договор, заключенный на неопределённый срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо трудовой договор с которыми прекращён по основаниям, предусмотренным п. 4, 5, 7–9 ст. 42, п. 5 ст. 44 и ст. 47 ТК, а также уволенных (отчисленных) за нарушение воинской (учебной) дисциплины;

– обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после занятия предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью;

– выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);

– направленных органами по труду, занятости и социальной защите на обучение и отчисленных из учреждений образования за виновные действия;

– обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после прекращения трудового договора, заключённого на время выполнения сезонных работ;

– состоящих на учёте в органах по труду, занятости и социальной защите более 12 месяцев.

Читайте так же:  Точная сумма материнского капитала

Безработному не может быть предложено одно и то же место работы (профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности)) дважды.

Максимальная удалённость подходящей работы от места жительства безработного определяется местными исполнительными и распорядительными органами с учётом транспортной доступности нового места работы.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать и иные критерии подходящей работы, усиливающие социальную защищённость безработных.

Правовой статус безработного, кроме определения, включает в себя также его права и обязанности. Определёнными правами в области занятости населения наделены граждане как обладающие, так и необладающие статусом безработного. Следует отметить, что Закон о занятости отдельными статьями устанавливает права всех граждан в области занятости населения, а специальных статей, содержащих в концентрированном виде перечень прав и обязанностей безработных, нет, но их можно выявить исходя из содержания Закона о занятости.

Так, безработные имеют право на:

– бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

– пособие по безработице, стипендию в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

– бесплатный медицинский осмотр при приёме на работу;

– участие в оплачиваемых общественных работах и др.

Наряду с правами законодательством установлен и ряд обязанностей безработных:

[1]

– самостоятельно подыскивать работу и информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите по их требованию;

– являться по вызову органов по труду, занятости и социальной защите для получения направления на работу (учёбу);

– в течение 3 рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении органов по труду, занятости и социальной защите;

– информировать органы по труду, занятости и социальной защите о временном выезде в другой населённый пункт;

– для получения пособия по безработице выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых общественных работах по направлению органа по труду, занятости и социальной защите.

Снятие с учёта безработных, в том числе безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае:

– признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона о занятости (кроме случаев, предусмотренных данным Законом);

– направления его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

– подачи им письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите;

– неявки безработного более трёх месяцев с даты последней явки в органы по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин;

– попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путём;

– назначения ему в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии;

– отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;

– переезда безработного на другое место жительства;

– истечения 36 календарных месяцев со дня регистрации безработного;

– осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы или пожизненному заключению;

– направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Безработные, снятые с учёта на основании неявки их более 3 месяцев без уважительных причин, при обращении в органы по труду, занятости и социальной защите могут быть зарегистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода со дня предыдущей регистрации, а снятые с учёта на основании переезда на другое постоянное место жительства – по истечении 12-месячного периода со дня последнего снятия с учёта.

Дата добавления: 2016-11-03 ; просмотров: 262 | Нарушение авторских прав

Правовое регулирование экономических отношений

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.

В частности, государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.

В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.

Важнейшие из них:

  • вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
  • вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.

Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

Подходящей считается работа, соответствующая:

профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность бухгалтера, для слесаря-сантехника — работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;

условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;

состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.

транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Читайте так же:  Что можно сделать вкусного и полезного из сухого молока

При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.

Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства.

К таким категориям относятся граждане:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
  • ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • некоторые другие категории граждан.

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

[2]

  1. она связана с переменой места жительства;
  2. ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
  3. предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)

Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.

Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • в следующие четыре месяца — в размере 60%;
  • в дальнейшем — в размере 45%.

Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины.

Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.

Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия. К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

В то же время законодательство предусматривает и возможность уменьшения пособия по безработице. Так, например, размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случае неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплачивается пособие, как правило, два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице, но только в размере 20% величины прожиточного минимума.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основанием для этого могут послужить:

  • отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
  • некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.

Основанием для прекращения выплаты пособия по безработице является признание гражданина занятым в соответствии с Законом о занятости.


Кроме того, выплата пособия по безработице прекращается одновременно со снятием гражданина с учета, в качестве безработного в случаях:

  • прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • переезда безработного в другую местность.
  • в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.

Источники


  1. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.

  2. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

  3. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
  4. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
Понятие безработного и его правовой статус в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here