Порядок прекращения права собственности на земельный участок

Главное по теме: "Порядок прекращения права собственности на земельный участок" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Основания для прекращения прав на земельный участок

Прекращение права собственности на землю – это установленная законодателем процедура, сопряженная с некоторыми сложностями и тонкостями надлежащего оформления.

Основанием прекращения права собственности являются фактические причины, которые возникают у собственника и заинтересованных лиц. Перечень оснований проведения этой процедуры установлен законодательством. По причинам, выходящим за рамки этого списка, не может быть прекращено право собственности лица на земельный участок. Также граждане Российской Федерации вправе добровольно отказаться от принадлежащего им имущества в установленном порядке.

Основные законодательные положения

Процесс отчуждения земли подробно изложен в земельном и гражданском законодательстве. Право граждан приобретать участки земли и распоряжаться ими установлено Конституцией Российской Федерации.

В главном, основополагающем законе России – Конституции содержатся следующие сведения, которые прямо касаются прав граждан на распоряжение собственностью:

  • каждый гражданин РФ может владеть земельным участком на правах собственности
  • владельцы могут использовать своею землю и распоряжаться ею в рамках установленных законодательством правил. Иными словами, действия собственника в отношении принадлежащего ему участка не должны нарушать права и законные интересы третьих лиц, положения законов. Также использование земли не должно причинять вред окружающей среде
  • условия и порядок использования наделов установлены законодательством

В системе законодательства установлена строгая иерархия, поэтому нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством России, не должны вступать в противоречие с Конституцией.

Данный принцип положен в основу порядка ликвидации имущественных прав на земельные наделы. Основные правила этой процедуры содержатся в Земельном кодексе:

  • имущественное право на земельный участок прекращается при конкретизированном волеизъявлении владельца, оформленном с соблюдением установленного законом порядка
  • право собственности на землю может быть прекращено принудительно при наличии установленных законодательством оснований и посредством утвержденной процедуры
  • оба способа ликвидации прав на з/у подробно изложены в Гражданском и Земельном кодексах, а также Федеральных законах РФ
  • имущественное право гражданина может быть аннулировано независимо от того, каким способом земля была приобретена (посредством купли-продажи, приватизации, наследования или другими подобными способами)

Во многих ситуациях, особенно связанных с принудительным прекращением права собственности на землю, гражданам целесообразно обращаться за квалифицированной юридической помощью для более эффективной защиты своих прав и интересов.

Основания для прекращения прав на землю

Основания прекращения собственнических прав на землю регламентируются в большинстве своем Земельным кодексом. Само основание – это причина, при наличии которой собственник участка лишается своих прав пользования, владения или распоряжения имуществом.

Основания прекращения прав на землю можно условно разделить на две достаточно объемные группы:

  1. Добровольное прекращение прав. В эту группу входят основания, по которым лицо добровольно отчуждает свое имущество. Для проведения процедуры требуется конкретизированное волеизъявление гражданина касательно передачи своей собственности другому лицу. К подобным случаям относится продажа земельного участка, передача в подарок, в аренду. Также законодательство устанавливает возможность для граждан совершить добровольный отказ от собственности в пользу государства или третьих лиц
  2. Принудительная ликвидация прав на землю. При подобной процедуре прекращаются права на имущество гражданина без учета его мнения. Основания, по которым права на собственность лица ликвидируются в принудительном порядке, установлены земельным и гражданским законодательством. Причины и процедура лишения гражданина имущества не должны вступать в противоречие с законами Российской Федерации. Порядок проведения ликвидации прав собственности четко регламентирован законодателем

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при ликвидации имущественных прав на землю влечет за собой недействительность процедуры независимо от того, кем она была проведена. При наличии у лица весомых поводов можно инициировать судебное разбирательство и вернуть свои права на участок.

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

Добровольно аннулируются имущественные права гражданина, как правило, при заключении какой-либо сделки. К подобным ситуациям относится продажа имущества, дарение, передача по завещанию. Для оформления отчуждения земельного участка возмездным или безвозмездным способом характерно составление письменного договора и последующая регистрация перехода права в компетентном органе. Таким образом, добровольное отчуждение земли проводится в два этапа:

  1. Заключение сделки. Стороны должны прийти к соглашению по всем существенным условиям передачи имущества и зафиксировать свои права посредством письменного документа. Участники сделки вправе воспользоваться нотариальными услугами по удостоверению сделки. В некоторых случаях нотариальное сопровождение является обязательным
  2. Регистрация перехода права собственности. Далее договор и пакет необходимых документов передается сторонами в Федеральную Регистрационную Службу или Многофункциональный Центр, где производится внесение сведений о новом собственнике в государственный реестр

Государственная регистрация сделки при этом является обязательной процедурой, без которой не наступят юридически значимые последствия и не произойдет переход права собственности.

Аренда земли также регистрируется, если договор заключается на срок более 1 года. При аренде право пользования земельным участком добровольно передается лицом другой стороне на определенный период.

При добровольной передаче имущественных прав на землю следует учитывать запреты на отчуждение некоторых категорий земель. Так, участки, изъятые из оборота, не могут становиться предметом гражданских правоотношений.

При продаже земли сельскохозяйственного назначения следует известить администрацию населенного пункта, поскольку государственным и муниципальным органам принадлежит право первоочередного выкупа таких участков. Это правило не действует в отношении наделов, предоставленных под ИЖС или постройку гаража, а также дачных или садовых участков.

Нюансы принудительного прекращения прав

Ликвидировать право собственности лица на участок без учета его мнения могут в следующих случаях:

  • при ненадлежащем использовании надела (к подобным случаям относится простой участка в течение трех лет или проведение работ, которые наносят вред свойствам земли и окружающей среде)
  • выкуп или изъятие з/у для нужд муниципалитета или государства (это может быть необходимость прокладки линий электропередач или размещение других значимых объектов)
  • реквизиция (при возникновении неотложных обстоятельств в целях обеспечения безопасности граждан или государства в целом у лица может быть изъят земельный участок с возвратом или последующей компенсацией)
  • изъятие земли, которая по установленным законом причинам не может принадлежать гражданину
  • конфискация (изъятие имущества в целях наказания за правонарушение и/или возмещения причиненного вреда)
Читайте так же:  Доверенность в росреестр от физического лица (образец)

При этом у граждан не может быть насильно изъята земля в случаях, которые не регламентированы действующим законодательством.

У лица может быть изъято имущество, в том числе и земельный участок, при наличии долговых обязательств, не исполненных в целях погашения задолженности. Эта процедура проводится только посредством судебного разбирательства.

Нюансы изъятия за выкуп

Государственные или муниципальные органы имеют право изымать у граждан землю с последующей компенсацией в целях реализации различных программ по размещению значимых объектов. Ликвидация прав лица при этом осуществляется посредством актов федеральных законов или актов субъектов Российской Федерации. При этом невозможно изъять землю граждан в черте города для проведения застройки.

Органы власти обязаны предупредить собственника участка за год до изъятия. Решение о проведении подобного мероприятия должно быть зарегистрировано в Росреестре. Собственник сохраняет свои права до вынесения соответствующего судебного решения или добровольного подписания документа об изъятии c компенсацией.

Государственный или муниципальный орган выкупает землю по рыночной стоимости, при этом оплачиваются также строения на участке. Из суммы, полученной собственником, исключаются расходы, которые он понесет на постройку и другие действия, способствующие увеличению рыночной стоимости и проведенные после получения уведомления об изъятии.

При определении рыночной стоимости участка необходимо обращаться к специалистам, производящим независимую оценку. Собственник вправе не согласиться с условиями, предоставленными государственными или муниципальными органами. В таком случае выкупающая сторона инициирует судебное разбирательство, в ходе которого определяется правомерность выкупа и достаточность предложенных собственнику условий.

Прекращение права собственности на земельный участок

Владелец надела может лишиться права собственности на него по собственной инициативе или по решению суда.

В большинстве случаев собственник получает компенсацию за землю и строения, сумма выкупа назначается исходя из рыночной стоимости и других условий.

Основания для прекращения права собственности на земельный участок

Права собственности на землю могут быть прекращены. Все основания для этого подробно изложены в законодательстве. Перечислим основные причины.

Отказ от права собственности на землю

С 2008 года в действие вступил новый порядок процедуры. Владелец должен подать заявление в Росреестр. После регистрации его обращения право собственности на земельный участок будет прекращено.

Отчуждение земли в пользу других лиц

Происходит на основании добровольной сделки или судебного решения. Касается как частных лиц, так и компаний.

Принудительное отчуждение земли в пользу государства

Возможно только по решению суда. Принудительное изъятие — самый сложный вариант, имеющий много нюансов и особенностей.

Изъять землю можно в случае выполнения государством международных обязательств, необходимости размещения муниципальных или федеральных объектов и иных государственных нужд

Земля может быть изъята, если на нее наложены обременения. Например, застройщик может взять кредит, оставив в залог участок. При невыплате денежных средств кредитор имеет право подать иск в суд, требуя изъять залоговый надел.

Основанием для принудительного изъятия может стать унаследование угодья иностранным гражданином. Согласно закону РФ иностранец не может владеть землей, ему разрешена только аренда. При оформлении наследства угодье может быть изъято в пользу государства с одновременным оформлением арендного договора. Отчуждение может быть добровольным или проведенным по решению суда.

Некоторые участки (признанные культурным наследием или важные в оборонном отношении) могут быть национализированы, реквизированы или конфискованы. В этом случае бывший владелец получает компенсацию или долю, выделенную в натуре. Возможно предоставление альтернативного надела по предварительной договоренности с собственником.

Если угодье эксплуатировалось ненадлежащим образом, государство вправе изъять его по решению суда. Владелец вправе опротестовать решение или подать встречный иск.

Порядок прекращения права собственности на земельный участок

Земельный надел может быть изъят с компенсацией или без нее. В большинстве случаев собственник получает финансовый эквивалент отчужденной земле. Это происходит, если участок изымается для нужд государства или муниципалитета, в случае эпидемии или катастрофы, для исполнения международных обязательств.

Гражданину могут компенсировать потерю земли, предоставив другой участок, но чаще предлагается равноценное возмещение

В сумму компенсации включается:

  • рыночная стоимость надела;
  • цена недвижимого имущества, расположенного на участке;
  • убытки, которые владелец понесет из-за потери земли;
  • убытки, понесенные из-за неисполненных обязательств перед третьими лицами.

При спорах о конечной сумме компенсации расходы, связанные с эксплуатацией участка, могут быть возложены на бывшего собственника. Если он не согласен с выкупной ценой, возможна подача встречного иска в суд.

При спорах о стоимости земли лучше заручиться помощью опытного юриста, который не только соберет неопровержимые доказательства, но и при необходимости представит интересы клиента на процессе.

Помощь юриста потребуется и при составлении кассационных жалоб и последующем сопровождении процесса отчуждения.

Процедура происходит согласно правилам, утвержденным в законодательства РФ:

  • вынесение решения об отчуждении земельного участка у бывшего собственника;
  • принятие решения о цене на землю;
  • уведомление владельца о причинах и порядке изъятия, а также о сумме компенсации и сроках ее выплаты;
  • изъятие земли;
  • выплата компенсации или предоставление альтернативного надела.

Если бывший собственник согласен на процедуру отчуждения, процесс на этом заканчивается, а при отсутствии договоренности федеральные или муниципальные власти подают в суд иск об отчуждении

Собственник может подать встречный иск и опротестовать действие властей либо заявить кассационную жалобу послу вынесения решения суда.

Если договоренность между властями и гражданином не достигнута, изъять землю возможно только после решения суда. Отдельный вопрос — ее выкупная цена. Даже если собственник согласен расстаться с землей, он может отказаться от предложенной суммы, требуя ее повышения. Принятие окончательного решения может затянуться, в некоторых случаях вопрос рассматривается в арбитражном суде.

Изъятие угодья без компенсации происходит редко и требует особых условий: совершения серьезного преступления или банкротства. Основанием может стать и автоматический переход земли из одной категории в другую. Например, при затоплении сельскохозяйственных угодий вследствие паводка или наводнения они будут переведены в водный фонд.

Читайте так же:  Можно ли и как уволить совместителя по инициативе работодателя

Право собственности на земельный участок может возникнуть на основании договора купли-продажи, получения наследства, мены или дарения. В некоторых случаях оно возникает вследствие решения суда или по решению, вынесенному муниципальными или федеральными властями. Физическое или юридическое лицо может арендовать у государства или муниципального образования надел, а затем выкупить его по условиям договора.

Достаточно редкий случай — право давности. При условиях владения землей в течение длительного времени можно заявить на нее свои права и получить одобрение.

Добросовестный приобретатель может владеть участком и распоряжаться им по своему усмотрению. При желании он может отказаться от собственности и от обязанностей по ее содержанию. В этом случае бывший владелец не будет платить налоги, поддерживать землю и строения на ней в надлежащем состоянии. В некоторых ситуациях право собственности может быть прервано принудительно. Все основания для такого решения изложены в законодательстве.

Решение об изъятии без компенсации принимает местный орган управления. Собственник уведомляется в письменной форме. При отсутствии согласия с решением властей подается иск в суд. Судебный орган рассматривает заявление и выносит свое решение в течение 1 месяца. После вынесения вердикта он вступает в силу, и надел отчуждается.

В зависимости от обстоятельств изъятие может проходить без согласия бывшего собственника. При этом владелец имеет право подать встречный иск или оспорить решение суда.

Добровольные основания прекращения права частной собственности на земельные участки

Право частной собственности на земельные участки добровольно прекращается при:

1) отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам в порядке, установленном гражданским законодательством (например, при продаже, дарении земельного участка). При совершении сделки, направленной на отчуждение зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, принадлежащих на праве собственности собственнику недвижимости, также происходит определение юридической судьбы земельного участка, вплоть до прекращения (перехода) на него права собственности (ч. 4 ст. 35 ЗК РФ, ч. 2 ст. 552 ГК РФ);

2) прекращении деятельности юридического лица (его ликвидации), использующего земельный участок на праве собственности. В данном случае прекращается право собственности на участок такого субъекта права, как юридическое лицо;

3) смерти гражданина и переходе права собственности на земельный участок по наследству к государству (например, при отсутствии у гражданина наследников);

4) добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок, который производится по письменному заявлению гражданина или юридического лица – собственника (ст. 53 ЗК РФ). При этом подача заявления не влечет за собой прекращение права собственности. По заявлению этого лица земельный участок принимается на учет по представлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот участок. Если земельный участок не признан по решению суда поступившим в муниципальную собственность, то он может быть вновь принят во владение, пользование, распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

2) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием с соблюдением установленных архитектурно-планировочных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных специальных требований (норм, правил, нормативов). Например, противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть не менее 6 метров. Возможность размещения строения на земельном участке специально указываться в правоустанавливающих документах не должна, за исключением случаев предоставления земельных участков для целей строительства. В этом последнем случае возведение на земельном участке строения или сооружения является обязанностью землепользователя в рамках разрешенного целевого назначения земельного участка. В случаях предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, возведение или невозведение строений или сооружений, соответствующих целевому назначению участка, является правом собственника земельного участка.

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. Данная норма регламентирует возможность осуществления на земельном участке работ, направленных на повышение плодородия почв. Данные мероприятия преимущественно осуществляются на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленных для целей производства сельскохозяйственной продукции.

2) сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельном участке в соответствии с законодательством. Федеральным законом «О геодезии и картографии» устанавливается обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, уведомлять федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ (ст. 16).

. Право пожизненного (наследуемого) владения землей (ч. 1 ст. 216, ст. 266, 267 ГК РФ и ст. 21 ЗК РФ) отличается от иных вещ­ных прав следующими основными особенностями:

• наибольшей стабильностью прав на земельный участок. Так, если право пользования земельным участком может быть временным, т.е. краткосрочным, то право владения принадлежит владельцу не только на протяжении всей его жизни:

• наибольшей широтой самостоятельности правомочий землевла­дельца в отношении использования земельного участка. Владелец вправе самостоятельно, без каких-либо специальных разрешений соб­ственника земельного участка возводить на земельном участке здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности, если законом не предусмотрено иное;

• узким кругом субъектного состава правоотношений по владению земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения. Поскольку наследователем может быть только гражданин или физи­ческое лицо, субъектный состав данного вида правоотношений огра­ничивается именно этой категорией лиц. Право пользования земель­ным участком может принадлежать и организациям, т.е. более широ­кому кругу лиц;

Читайте так же:  Последствия за неисполнение решения суда юридическим лицом и ответственность физических лиц

• наличием в правомочиях по владению земельным участком кон­ституционных положений о правах, свободах и обязанностях граждан, имеющих статус высшей ценности и составляющих смысл, содержа­ние и применение российского законодательства (ст. 2, 18 Конститу­ции РФ).

■ более широкий круг субъектов данного вида правоотношений — граждане и юридического лица (ч. 1 ст. 268 ГК РФ и ст. 20 ЗК РФ);

■ более узкий круг оснований приобретения данного вещного пра­ва;

■ наличие производной связи между правом на земельный учас­ток и правом на недвижимость, расположенную на данном участке;

■ относительно меньшая стабильность отношений землепользова­ния. Во-первых, право постоянного землепользования может быть пре­кращено по тем же основаниям, по которым оно возникло, — на ос­новании решения уполномоченного государственного или муниципаль­ного органа, принятого в установленном законом порядке; во-вторых, право землепользования может быть и временным, устанавливаемым на определенный срок.

В отношении права постоянного землепользования не предусмот­рено возможности передачи данных правомочий по наследству.

24. Сервитуты (п. 1 ст. 216, ст. 274—277 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ), выражающиеся в праве ограниченного пользования соседним земель­ным участком и может быть:

а. по источнику установления:

Видео (кликните для воспроизведения).

— частный сервитут — уста­навливается гражданским законодательством;

— публичный сервитут — устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ и органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государ­ства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка. Установление публичного сервитута осуществля­ется с учетом результатов общественных слушаний.

б. по сроку установления: временным или постоянным

в. по субъекту установления:

Сервитут может устанавливаться:

= соглашением собствен­ников земельных участков;

Собственник земельного участка вправе требовать, в том числе в судебном порядке, предоставления сервитута для обслуживания свое­го земельного участка.

г. по цели установления:

Сервитуты могут устанавливаться для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для прокладки и ремонта коммунальных или индивидуальных инженерных, электри­ческих и других линий и сетей; проведения дренажных работ на зе­мельном участке, забора воды и водопоя на земельном участке; прого­на скота через земельный участок; сенокоса или пастьбы скота на земельном участке в периоды, продолжительность которых соответству­ет местным условиям и обычаям; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и дру­гих работ, ремонтно-строительной полосы на земельном участке; воз­ведения здания, строения, сооружения определенной высоты на сосед­нем земельном участке, создания на земельном участке защитных лес­ных насаждений и иных природоохранных объектов; иные сервитуты.

Сервитут должен осуществляться способом, наименее обремени­тельным для земельного участка, в отношении которого он установ­лен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, впра­ве требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установ­лен сервитут, если иное не предусмотрено законом. За сервитуты, установленные в пользу сельских жителей и их объединений, плата не взимается.

Сервитута подле­жат государственной регистрации и сохраняется при перехо­де земельного участка к другому лицу.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения основа­ний, по которым он был установлен. В случае, если земельный учас­ток в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением земельного участка, собствен­ник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Особенности сервитута как вещного права следующие:

■ если основанием возникновения прав пожизненного наследуемого владения и прав постоянного пользования земельным участком явля­ется свободный от чьих-либо притязаний участок, то основанием сер­витута всегда является наличие соседнего используемого участка, ин­тересы надлежащей эксплуатации которого требуют вмешательства в пользование данным земельным участком;

■ право сервитута представляет своего рода право безысходности, невозможности не затрагивать интересы соседних землепользовате­лей. Если есть возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию участка, не ущемляя прав соседних землепользователей, то право сер­витута возникать не должно;

[1]

■ право сервитута представляет собой узкоцелевое использование земельного участка, выделенного для прохода или проезда; его нельзя использовать под складирование имущества, размещение каких-либо объектов и т.д.;

■ право сервитута не может быть самостоятельным предметом сде­лок. В частности, его нельзя приобретать, вносить в качестве вклада в имущество хозяйственного общества и использовать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав вне зависимости от зе­мельного участка, для обеспечения рационального использования ко­торого установлен данный сервитут;

■ право сервитута носит придаточный характер к основному пра­ву на земельный участок для лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут. С прекращением права этого лица на данный зе­мельный участок прекращается и право сервитута;

■ право сервитута не порождает у лица, в пользу которого уста­навливается данный сервитут, прав на земельный участок, служащий для сервитута (ограниченного пользования им), поскольку сервитут не влечет за собой лишения прав землепользователя на данный земель­ный участок (п. 2 ст. 274 ГК РФ);

■ сервитут устанавливается на период до устранения причин, породивших необходимость этого сер­витута, с устранением которых прекращается дей­ствие сервитута.

Основания и порядок прекращения прав на землю.

Права на земельные участки могут быть прекращены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

Общими основаниями прекращения вещных и иных прав на землю являются:

— ликвидация юридического лица;

— изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

— гибель земельного участка;

— принудительное изъятие земельного участка по основаниям, предусмотренным законом.

Основания прекращения прав на земельные участки можно разделить на добровольные(по инициативе правообладателей, например, добровольный отказ) и принудительные(по инициативе государства, например, конфискация).

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть прекращены в случае добровольного отказа от права, приватизации, смерти гражданина, гибели земельного участка и т.д.

[3]

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Аренда может прекращаться как по инициативе арендодателя, так и по инициативе арендатора (ст.ст. 450, 611, 613, 619, 620 ГК РФ, ст. 46 ЗК РФ). Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Читайте так же:  Кому и как предоставляется отсрочка от армии по учебе

Право безвозмездного срочного пользования участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

— по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;

— по основаниям, указанным в пунктах 1,2 ст. 45 ЗК РФ (случаи принудительного прекращения).

Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 48 ЗК РФ; ст. 276 ГК РФ). Частный сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, в виду отпадения оснований, по которым он был установлен. Кроме этого собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать прекращения сервитута по суду в случаях, когда в результате обременения сервитутом, участок не может использоваться в соответствии с назначением.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (ст.48 ЗК РФ). Акт об отмене сервитута принимает тот орган государственной власти или местного самоуправления, который принимает решение об установлении данного сервитута.

Перечень оснований принудительного прекращения прав на земельные участки, предусмотренный ЗК РФ, является закрытым.

Общими основаниями для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования и аренды являются:

— использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

— использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Прекращение права аренды по перечисленным основаниям не допускается в

период полевых сельскохозяйственных работ и в иных установленных

федеральными законами случаях.

[2]

— неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений; При этом необходимо иметь в виду, что право постоянного (бессрочного пользования), право безвозмездного срочного пользования, право пожизненного наследуемого владения прекращаются за совершение правонарушений, перечисленных в п.п. 3 ст. 45 ЗК РФ, а право аренды за совершение .правонарушений, перечисленных в п.п.З ст. 46 ЗК РФ;

— неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства , в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

— изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

— реквизиция земельного участка (ст. 51 ЗК РФ).

В указанных случаях аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения прекращаются по решению суда, а право безвозмездного срочного пользования по решению лица, предоставившего земельный участок или по соглашению сторон.

Право постоянного (бессрочного) пользования и право аренды земельными участками, из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также участками, находящимися в федеральной собственности и предоставленными федеральным ГУПам, ФГУ может быть прекращено по инициативе органа государственной власти субъекта РФ независимо от оснований, предусмотренных соответственно п.2 ст.45 ЗК РФ и п.2 ст. 46 ЗК РФ (ст.3.2. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации). Принятие таких решений возможно при наличии следующих условий:

принятияв период с 1.05.2007 г. по 1.11.2008 г. решений о включении указанных участков в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, до 1.05.2007 г. (особо ценные продуктивные участки, предоставленные ФГУП и ФГУ);

передачи Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ полномочий по управлению и распоряжению такими земельными участками на срок полтора года с даты принятия решения о включении земельных участков для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства в границы населенных пунктов.

В случае принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и аренды земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям при наличии заявлений указанных предприятий органы государственной власти субъектов РФ обязаны взамен изымаемых участков предоставить земельные участки, равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования.

Добровольный отказ землепользователей, землевладельцев от права на земельный участок оформляется подачей заявления об отказе в органы, осуществляющие распоряжение земельными участками. В случае отказа работника от служебного надела заявление подается в администрацию организации, предоставившей надел.

Порядок принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования и права безвозмездного срочного пользования земельным участком в связи с совершением земельного правонарушения определен в ст. 54 ЗК РФ.

Принудительное прекращение указанных прав осуществляется, при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.Одновременно с наложением административного взыскания, уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок. Форма предупреждения установлена в Положении о государственном земельном контроле, утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 года, № 689 56 .

Читайте так же:  Особенности принятия наследства

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении нрава на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные принимать решение. Указанный орган направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования может быть обжаловано в суд.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен (ст.47 ЗК РФ). При этом работник имеет право после прекращения трудовых отношений использовать служебный надел в течение срока, необходимого /для окончания сельскохозяйственных работ. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей надел. Вместе с тем право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или инвалидности, за одним из членов семьи работника, призванного на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступившего на учебу, — на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении, а также за одним из членов семьи работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей пожизненно, а для детей — до их совершеннолетия.

Рассмотрим еще один важный вопрос — новый упрощенный порядок приобретения гражданами в собственность земельного участка, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, закрепленный в ФЗ от 30 июня 2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» («Закон о дачной амнистии»).

Согласно новому порядку с 1 сентября 2006 г. Граждане, имеющие документы о том, что земельный участок принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, или документ, в котором право на участок конкретно не названо или невозможно определить вид этого права («неопределенное» право), автоматически наделяются правом собственности на земельный участок. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Это положение содержится в п.9.1 ФЗ от 25 октября 2001г.№137 « О введении в действие ЗК РФ» Согласно которому, если ЗУ предоставили гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного( бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой ЗУ, за исключением случаев, когда такой участок не может в соответствии с федеральным законом передаваться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со ст.25.2 ФЗ от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации…» ( с послед. изм.).

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является следующий документ:

1. Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством;

2. Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством;

3. Выдаваемое органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения ЛПХ);

4. Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Таким образом, Закон о данной амнистии признает любые документы- решения, справки, выписки, подтверждающие факт предоставления гражданину земельного участка.

Обязательным приложением к предоставляемому документу является кадастровый план соответствующего земельного участка.

В случае если реальные границы участка и его площадь не совпали с тем, что значится в документах, новый закон разрешает оформить неучтенные ранее метры в свою собственность. Эта привилегия действует при двух условиях:

1. При межевании не нарушены права смежных землепользователей;

2. Уточненная площадь земельного участка не превышает минимального размера.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для государственной регистрации необходим документ, подтверждающий оплату госпошлины, госпошлина на сегодняшний день составляет 100 руб.

Источники


  1. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.

  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.

  3. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  4. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
Порядок прекращения права собственности на земельный участок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here