Порядок выплат пособий и правовой статус безработного

Главное по теме: "Порядок выплат пособий и правовой статус безработного" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Пособие по безработице

ImageFlow / Shutterstock.com

Данное пособие является формой поддержки безработных граждан. Выплачивается оно регулярно, но не постоянно, а в пределах определенного срока. И право на него имеют только признанные в установленном порядке безработными граждане.

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

В течение какого периода выплачивается пособие по безработице

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно, причем начисляется оно гражданам с первого дня признания их безработными. Исключение составляют граждане, которые потеряли работу в результате ликвидации компании или прекращения деятельности ИП либо в результате сокращения штата. Дело в том, что за ними сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более двух месяцев (ст. 178 ТК РФ). Таким гражданам пособие начинает выплачиваться после того, как прекратится выплата среднего заработка (п. 3 ст. 31 закона о занятости).

Пособие не может выплачиваться более 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев. Имеются в виду 12 месяцев не подряд, а суммарно. Безработные граждане, которым так и не удалось устроиться на работу по истечении первого периода выплаты пособия, имеют право на повторное получение пособия по безработице. Общий период выплаты пособия для них не может превышать 24 календарных месяца в течение 36 календарных месяцев (п. 4-5 ст. 31 закона о занятости).

Важно знать, что пособие выплачивается, только если гражданин регулярно проходит перерегистрацию. Ее сроки устанавливает служба занятости, но они не могут быть чаще, чем два раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона о занятости).

Когда выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается

Выплата пособия по безработице может быть прекращена или приостановлена. Об этом решении обязательно уведомляется безработный.

Пособие прекращают выплачивать в случаях, если гражданин умер либо стал занятым, длительное время (более месяца) не являлся в службу занятости без уважительных причин, начал получать пенсию или осужден к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. При переезде безработного в другую местность пособие тоже перестают выдавать. Еще одно основание – отказ гражданина от помощи службы занятости в поисках работы (для этого он должен написать письменное заявление). Пособие также прекращают выплачивать, если гражданин начал проходить профессиональное обучение или получать дополнительное образование по направлению службы занятости с выплатой стипендии. Наконец, выплата пособия прекращается, если выяснится, что гражданин добился его получения обманным путем (п. 2 ст. 35 закона о безработице).

Во всех этих случаях одновременно с прекращением выплаты пособия лицо снимают с учета в качестве безработного.

Кроме того, выплату пособия могут приостановить на срок до трех месяцев. Такое возможно, например, в случаях:

  • отказа от двух вариантов подходящей работы за один период безработицы;
  • отказа от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение. Это затрагивает тех, кто является безработным более трех месяцев и при этом впервые ищет работу или хочет устроиться на работу после длительного (более года) перерыва;
  • явки в состоянии опьянения на перерегистрацию в качестве безработного;
  • нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации;
  • самовольного прекращения обучения по направлению органов службы занятости;
  • увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом. То же касается отчисления с места обучения, на которое гражданин был направлен службой занятости (п. 3 ст. 35 закона о занятости).

При этом следует учитывать, что период, на который выплата приостанавливается, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Есть еще ряд случаев, когда пособие временно не выплачивают, но эти периоды, наоборот, в общую продолжительность выплаты не входят:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением по вечерней и заочной форме в учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы и привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, а также с исполнением государственных обязанностей (п. 4 ст. 35 закона о занятости).

Размер пособия по безработице

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом обязательным является условие о том, что в течение 12 месяцев до безработицы гражданин имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, причем на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Если гражданин работал на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели), проводится пересчет, чтобы понять, составит ли общий период работы на таких условиях 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Для определения среднего заработка работника его средний дневной заработок умножается на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в организации).

А средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. В расчет берется заработок за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (постановление Минтруда России от 12 августа 2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»).

По общему правилу в первом (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется:

  • в первые три месяца – в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца – в размере 60% заработка;
  • в дальнейшем – в размере 45% заработка.

Но во всех случаях сумма не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 закона о занятости).

Во втором 12-месячном периоде выплаты пособие выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент при наличии последнего.

Читайте так же:  Каков срок подачи кассационной жалобы по административному делу

Пособие по безработице в размере минимальной величины устанавливается для:

  • граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных за виновные действия (п. 2 ст. 30 закона о занятости).

Служба занятости вправе ограничить размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет, но при условии, что они потеряли родителей или остались без их попечения до 18 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Материальная помощь безработным

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением допустимого периода выплаты, может оказываться материальная помощь. Ее также можно получить в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Матпомощь оказывают органы службы занятости.

Размер этой выплаты и условия ее предоставления устанавливаются регионами. К примеру, в Москве некоторые безработные (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, студенты, граждане моложе 30 лет и т. д.) могут рассчитывать на следующую материальную помощь:

Ежемесячная оплата к пособиям по безработице в размере минимального пособия по безработице.

Материальная помощь в период временной нетрудоспособности безработного, утратившего право на пособие по безработице. Она предоставляется на основании больничного и приравнена также к минимальному пособию по безработице.

Компенсация расходов на общественный транспорт, которая также предоставляется всем безработным. Ее размер составляет половину стоимости единого проездного на месяц.

Единовременная материальная помощь в случае смерти члена семьи безработного либо одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного. Эти обстоятельства нужно подтвердить свидетельством о смерти. Сумма материальной помощи в этом случае будет равна максимальному пособию по безработице (Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве», постановление Правительства Москвы от 27 января 2009 г. № 47-ПП «Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан»).

Кто может получить статус безработного. Права и обязанности данной категории граждан

В последнее время, на территории РФ появилась неприятная тенденция. Она заключается в сокращении численности сотрудников на многих предприятиях.

По этой причине, многих интересует один вопрос – кто может стать на учет в центр занятости?

Какие гарантии предоставляет центр занятости? Какими законами регулируется вопрос о статусе безработного?

Рассмотрим эти вопросы подробней.

Законодательное регулирование

Если говорить простыми словами – то все просто, утратил работу, обратился в центр занятости и стал на учет по безработице.

Если говорить о законодательных актах, регулирующих этот вопрос, то они следующие:
  • Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение социальной помощи безработным гражданам;
  • Трудовой Кодекс, в котором четко закреплены понятия безработного и официально неработающего гражданина;
  • Федеральный закон РФ “О занятости населения”.

В этом законодательстве четко указано что безработный, который стал на учет в территориальный центр занятости, имеет право на получение пособия и другие льготы.

Кто может быть признан безработным, а кто нет

По сути, безработным может быть признан любой гражданин РФ, у которого отсутствует ежемесячный доход.

Отсутствие заработка – что под ним подразумевается? Как показывает практика, под этим понимается отсутствие заработной платы, выходного пособия, и сохранения средней зарплаты по причине увольнения с предприятия по факту его ликвидации либо же сокращения численности.

Безработным может быть признан любой гражданин РФ, который в течение 10 календарных дней с момента постановки на учет в центр занятости населения не смог отыскать для себя официального места работы. По истечении 10 дней – безработному присваивается этот статус с первого дня постановки на учет.

Но при этом есть некоторые нюансы. Не все могут быть признаны безработными. В частности речь идет о таких гражданах:

Льготы и гарантии от государства

Согласно действующему законодательству, безработный, который стал на учет в центр занятости населения по причине ликвидации либо же сокращении штата сотрудников, то ему будет начислено пособие в размере:

  • первые 3 месяца – 75% от средней заработной платы безработного;
  • следующие 4 месяца – 60% от средней зарплаты;
  • последние 5 месяцев – 45%.

Стоит обратить внимание, что минимальная сумма пособия по безработице составляет 850 рублей. Но при этом, сума может быть увеличена исключительно от региона проживания конкретного человека путем умножения минимального пособия на районный коэффициент, который в каждом регионе сугубо индивидуален. Наибольший коэффициент в регионе Крайнего Севера.

Бесплатное обучение

Каждый безработный человек в нашей стране, имеет право при постановке на учет в центр занятости населения воспользоваться возможностью и бесплатно пройти обучение по определенной специальности.

Если говорить о преимуществах такого обучения, то они заключаются в следующем:

  • полученная специальность будет востребованная, поэтому трудоустройство гарантировано;
  • бесплатное обучение – за все платит государство;
  • возможность обрести новую профессию;
  • возможность получить стипендию при успешности в обучении.

Но при этом не стоит думать, что специальность получается за просто так. По полученной профессии сотрудники центра занятости выдают безработному направление на трудоустройство. Отказаться от этого невозможно.

Бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу

Граждане, которые стоят на учете в центре занятости населения имеют полное право при выдаче направления на работу от сотрудников центра пройти бесплатный медосмотр в одной из государственных клиник, которая расположена по месту его проживания.

Этот вопрос регулируется законодательством РФ.

Поиск подходящей работы

Центр занятости обязан в случае появления свободной вакансии по специальности безработного уведомлять об этом соответствующее лицо и при его желании предоставлять направление на предварительное собеседование.

В том случае, если безработный отказывает от предоставленной ему вакансии, об этом делается соответствующая запись, и при повторном отказе будет подписан соответствующий приказ о снятии его с учета.

Другая помощь

Сотрудники центра занятости населения обязаны:

  • проводить различные мероприятия, которые способствуют скорейшему трудоустройству безработными;
  • консультировать их по различным вопросам в области поиска работы;
  • выдавать справки, которые подтверждают статус безработного для получения различных льгот в другой социальной сфере.

Обязанности безработного гражданина

Каждый гражданин РФ, который состоят на учете в центре занятости населения, обязан:

  • приходить на отметку в центр занятости в установленный ему срок без опозданий;
  • в случае неявки в указанный срок предъявлять подтверждающие документы тех причин, по которым он не явился;
  • совершать самостоятельный поиск соответствующего места работы;
  • посещать различные мероприятия по требованию сотрудников центра занятости для скорейшего поиска работы;
  • в случае самостоятельного трудоустройства уведомлять об этом сотрудников центра занятости;
  • проходить собеседования по направлению от центра занятости.
Читайте так же:  Какие права дает прописка в квартире собственника

В том случае, если безработный нарушает правила состояния на учете в центре занятости населения и не является на отметку без уважительной причины, отказывается от собеседования, сотрудниками центра может быть принято решение о незамедлительном снятии с учета такого безработного и, как следствие, полной остановки выплаты пособия по безработице.

О помощи безработным гражданам от государства рассказано в следующем видеоматериале:

Правовой статус безработного. Пособие по безработице.

Безработными признаются граждане, которые:

не имеют работы и заработка (при этом не учитывается выходное пособие и средний заработок, выплачиваемые при высвобождении с предприятий, а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости);

зарегистрированы в службе занятости;

готовы приступить к работе.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым назначена пенсия;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды.

Главный признак подходящей работы — ее соответствие профессиональной пригодности работника, при этом учитываются уровень профессиональной подготовки, прежняя работа, состояние здоровья, транспортная доступность рабочего места.

Право граждан на трудоустройство, т.е. право на выбор места работы, может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости.

Именно во втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного. Регистрация безработных осуществляется в органах службы занятости по месту постоянного жительства при предъявлении паспорта и трудовой книжки.

Что касается обязанностей безработного, то они сводятся в основном к регулярной перерегистрации в органах службы занятости (не реже двух раз в месяц) и недопустимости отказов от предложений подходящей работы. Поэтому и выплата пособия по безработице ставится в зависимость от выполнения этих основных обязанностей.

Необходимыми условиями предоставления социальных гарантий и компенсаций являются достижение трудоспособного возраста и получение статуса безработного.

К гарантиям материальной и социальной поддержки безработных относятся: предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений; выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплата пособия по безработице; возможность участия в общественных работах; компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке.

Пособие по безработице имеют право получать граждане, за­регистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Ре­шение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т. е. на третьем этапе регистрации.

Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 ка­лендарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных за­коном. Органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных ус­ловиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий тре­буемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные усло­вия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

Таким образом, безработный предпенсионного возраста с боль­шим трудовым стажем может получать два года пособие по безра­ботице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

В соответствии с Законом о занятости предусмотрен иной по­рядок определения размера пособия по безработице отдельным ка­тегориям безработных граждан (см. ст. 34).

Гражданам, завершившим профессиональную подготовку, пе­реподготовку и повышение квалификации по направлению орга­на службы занятости, пособие по безработице устанавливается в соответствии со ст. 30 Закона о занятости.

Из пособия могут производиться удержания по приговору суда или по решению суда: алименты, возмещение вреда и др.

Пособие выплачивается не реже двух раз в месяц при усло­вии прохождения безработным в установленные сроки перереги­страции.

Орган службы занятости в определенных законом случаях мо­жет приостановить или прекратить выплату пособия или сокра­тить его размер.

Так, выплата пособия по безработице прекращается в слу­чаях: 1) трудоустройства безработного или признания граждани­на занятым; 2) прохождения безработным профподготовки, пере­подготовки или повышения квалификации по направлению орга­на службы занятости с выплатой стипендии; 3) истечения срока его выплаты; 4) получения пособия или попытки его получения обманным путем; 5) осуждения безработного по приговору суда к лишению свободы или к исправительным работам; 6) назначе­ния безработному пенсии по старости или за выслугу лет; 7) длительной (более месяца) неявки безработного в орган службы занятости без уважительных причин; 8) переезда безра­ботного в другую местность; 9) отхода от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина); 10) смерти безработного.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях: 1) неявки без уважитель­ных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение трех дней со дня направления органа службы занято­сти; 2) отказа без уважительных причин явиться в орган службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Указанные меры дисциплинируют безработных.

О решении о прекращении, приостановлении или сокраще­нии размера выплаты пособия по безработице орган службы за­нятости должен уведомить безработного.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профобразования; призыва на военные сборы; привлечения к исполнению государ­ственных обязанностей. Эти периоды продлевают время выплаты пособия, так как они в него не засчитываются.

Выплата стипендии в период профподготовки, переподготов­ки и повышения квалификации по направлению органа службы занятости производится в следующих размерах:

уволенным в течение 12 месяцев до начала безработицы и имеющим в этот период полновременную работу не менее 26 ка­лендарных недель — 75% их среднемесячного заработка за послед­ние три месяца по последнему месту работы, но не выше величи­ны прожиточного минимума, исчисленного на территории данного субъекта Федерации;

впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящим­ся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собствен­ному желанию (за исключением уволенных по собственному же­ланию по причинам, указанным в абзаце втором настоящего пункта); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основани­ям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 кален­дарных недель — в размере стипендии, установленной государст­вом для образовательных учреждений соответствующего профи­ля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотрен­ного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применя­ются районные коэффициенты к заработной плате за прожива­ние в тяжелых природно-климатических условиях, стипендия, установленная в размере не выше 100 руб., увеличивается на размер районного коэффициента;

Читайте так же:  Минимальная пенсия по инвалидности кто может получать и от чего зависит размер

утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессио­нального заболевания — за счет средств соответствующих органи­заций в размере 100% среднего заработка, исчисленного за пос­ледние три месяца по последнему месту работы, но не выше ве­личины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке, и не ниже 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер стипен­дии не должен быть ниже 100 руб.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Организация общественных работ. Органы исполнительной власти субъектов Федерации, орган местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости органи­зуют в целях обеспечения временной занятости населения прове­дение общественных работ в организациях, находящихся в их собственности и по договорам — в других организациях.

Под общественными работами понимается трудовая деятель­ность, имеющая социально полезную направленность и органи­зуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граж­дан, ищущих работу.

Компенсация безработному затрат по переезду на работу по предложению органа службы занятости в другую местность про­изводится в соответствии с трудовым законодательством как компенсационные выплаты по переезду на работу в другую мест­ность.

Компенсации и гарантийные выплаты. В соответствии со ст. 178 ТК работникам, высвобождаемым из организаций при расторжении трудового договора в связи с осуществлением ме­роприятий по сокращению численности или штата:

1) выплачивается выходное пособие в размере среднего ме­сячного заработка;

2) сохраняется средний месячный заработок на период тру­доустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выплаты выходного пособия;

3) сохраняется средний месячный заработок на период тру­доустройства (в порядке исключения) и в течение третьего меся­ца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот ор­ган и не был им трудоустроен.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эти суммы выплачиваются по прежнему месту работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

27) Правовой статус безработного. Пособие по безработице и условия его выплаты

Необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.

Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения.

Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных.

Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:

-паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства;

-трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж,

— документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

— справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем).

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.

[3]

Пособие по безработице — это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, в установленном надлежащем порядке. Решение о выплате пособия по безработице должно быть принято одновременно с принятием решения о признании гражданина безработным.

-гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня.

Каковы условия, сроки и размеры выплаты пособия:

1.Пособие по безработице назначается и выплачивается гражданам со дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачётом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

2. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации

3. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, в том числе уволенным по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи:

4. Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе

впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

— в первом (6-месячном) периоде выплаты:

в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;

— во втором (6-месячном) периоде выплаты:

в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Прекращение и приостановление пособия по безработице.

Прекратить, приостановить выплату, уменьшить размер пособия по безработице может орган службы занятости, который обязан Вас об этом уведомить.

Прекратить выплату Вам пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного могут, если:

Читайте так же:  Как проверить задолженность по налогам по инн способы проверки онлайн

-Вас признали занятым.

-Вы проходите профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органа службы занятости и Вам выплачивают связи с этим стипендию.

-Вы в течение долгого времени (более 1 месяца) не приходили в орган службы занятости без уважительной причины.

-Вы переехали в другую местность.

-Вы попытались получить либо получили пособие по безработице при помощи обмана.

-Судом вам вынесено наказание в виде лишения свободы.

-Вам назначили пенсию – подробнее смотрите в разделе «Продление сроков выплаты пособия по безработице и досрочный выход на пенсию», либо Вам назначили трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно, либо Вам назначили пенсию по старости или пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

-Вы отказались от содействия органа службы занятости (Вы должны подать в таком случае личное письменное заявление).

-Выплата пособия прекращается в случае смерти безработного (однако, причитающиеся такому безработному суммы пособия выплачиваются наследникам по гражданскому законодательству).

Приостановить выплату пособия по безработице могут в следующих случаях:

-Вы отказались от двух вариантов подходящей работы в течение периода безработицы.

-По истечении 3 месяцев безработного состояния Вы отказались от участия в оплачиваемых общественных работах либо, если Вы впервые ищете работу (ранее не работали), не имеете специальности (профессии), хотите вновь начать работать после долгого (более года) перерыва или уволились по собственному желанию и отказались от направления на обучение по предложению органа службы занятости.

[1]

-Вы явились на перерегистрацию в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием других одурманивающих веществ (при этом такое состояние будет устанавливаться работниками органа службы занятости и должно быть подтверждено составленным ими актом, при необходимости, могут провести и медицинский осмотр безработного, по результатам которого составляется заключение).

-Вас уволили с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины или за другое виновное действие либо если Вас отчислили с места обучения, куда Вас направил орган службы занятости, за Ваши виновные действия.

-Вы без уважительных причин нарушили условия и сроки прохождения перерегистрации в качестве безработного (при этом приостановка выплаты Вам пособия должна быть произведена со следующего за днем последней явки Вас на перерегистрацию дня).

-Вы самовольно прекратили обучение по направлению органа службы занятости.

Время, на которое приостанавливается Вам выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Пособие по безработице не выплачивается в период:

-Отпуска по беременности и родам.

-Выезда из места Вашего постоянного проживания для обучения в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования.

-Призыва на военные сборы, привлечения Вас к мероприятиям по подготовке к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Все эти периоды не засчитываются в общий срок выплаты пособия по безработице и таким образом продлевают его.

Размер выплачиваемого Вам пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до 1 месяца, если Вы:

— не явились без уважительных причин на переговоры о вашем трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органом службы занятости;

-отказались от явки в орган службы занятости для получения направления на работу (учебе) без уважительных причин.

§ 2. Правовой статус безработного

В отличие от понятия занятости, понятие безработицы в действующем российском законодательстве отсутствует. Между тем Закон «О занятости населения в РФ» указывает, кто может быть признан безработным.

В соответствии со ст.3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации48.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»49.

Безработными не могут быть признаны граждане:

• не достигшие 16-летнего возраста;

• которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

• осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

2) Понятие подходящей работы

Поскольку приобретение и сохранение статуса безработного связано с такими понятиями, как подходящая и неподходящая работа, остановимся на них подробнее.

В соответствии со ст.4 Закона «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Транспортная доступность – это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа (включая работу временного характера и общественные работы), требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

• впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

Читайте так же:  Акт оказания охранных услуг

• отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

• состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

• обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Подходящей не может считаться работа, если:

• она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

• условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

• предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины указанного прожиточного минимума.

3) Права и обязанности безработного

Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

• право на содействие в поиске подходящей работы (ст.4 Закона о занятости);

• право на выбор места работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);

• право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.9, 23 Закона о занятости);

[2]

• право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст.24 Закона о занятости);

• право на получение содействия в организации собственного дела50.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

• пособие по безработице (ст.30-35 Закона о занятости);

• стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст.29 Закона о занятости);

• материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);

• организация отдыха и лечения детей безработных граждан51;

• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п.1 ст.28 Закона о занятости);

• оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность (п.8 ст.29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж52.

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного53. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).

Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости54.

Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст.159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания – лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

  2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

  3. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.
  4. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
Порядок выплат пособий и правовой статус безработного
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here