Права и обязанности детей

Главное по теме: "Права и обязанности детей" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Права и обязанности детей в зависимости от возраста

В этом возрасте ребёнок считается недееспособным.

При рождении обретает право на гражданство, имя, отчество, фамилию, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

С 1,5 года имеет право посещать ясли, а в 3 года — детский сад.

От 6 до 14 лет

В этом возрасте ребенок имеет частичную дееспособность (то есть может совершать мелкие бытовые сделки)

После 6,5 лет ребенок имеет право посещать школу (по заявлению родителей, усыновителей или опекунов и с разрешения учредителя образовательного учреждения может начать обучение в более раннем возрасте).

С 10 лет ребенок:

  • · Дает согласие на изменение своего имени и фамилии;
  • · Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;
  • · Выражает свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
  • · Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • · Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • · Может вступать в детские общественные объединения.

От 14 до 18 лет

В этом возрасте ребенок имеет уже некоторый жизненный опыт, может осознавать и отвечать за свои поступки. Поэтому закон дает право распоряжаться заработком, совершать сделки, ребенок может вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться и осуществлять авторские права, может осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. Остальные сделки может осуществлять с письменного согласия родителей, усыновителей, опекунов.

В 14 лет ребенок:

  • · Обязан иметь паспорт гражданина Российской Федерации.
  • · Ему необходимо дать письменное согласие для выхода из гражданства российской федерации вместе с родителями.
  • · Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).
  • · С письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов) вправе совершать любые сделки.
  • · Вправе распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами.
  • · Может осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности.
  • · Имеет право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
  • · Допускается поступление на работу для выполнение в свободное от учебы время легкого труда (с согласия одного из родителей).
  • · Имеет право требовать отмены усыновления.
  • · Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
  • · Может вступать в молодежные общественные объединения.
  • · В зависимости от того, в каком субъекте нашей страны он проживает, имеет право вступать в брак. Браки с 14 лет разрешены, например, в следующих субъектах Российской Федерации: Белгородской, Вологодской, Владимирской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тверской и др. областях.

Стоит отметить так де, что с данного возраста ребенок несет имущественную ответственность по совершенным сделкам.

Он подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения, умышленно уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, террористический акт, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения).

В 15 лет ребенок имеет право заключать трудовой договор для выполнения легкого труда.

В 16 лет ребенок может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимаешься предпринимательской деятельностью, может быть членом кооператива, имеет право на управление мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами, имеет право на заключение трудового договора, может вступить в брак, но при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешение органов местного самоуправления.

С этого возраста он подлежит административной ответственности;

несешь уголовную ответственность за любые преступления.

С 18 лет он становится полностью дееспособным.

Глава 12. Права и обязанности родителей (ст.ст. 61 — 79)

Глава 12. Права и обязанности родителей

См. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.

>
Равенство прав и обязанностей родителей
Содержание
Семейный кодекс (СК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Билет 40. Права и обязанности родителей и детей. Права несовершеннолетних детей

Права и обязанности родителей и детей.

При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей и решения суда об установлении отцовства, запись об отце ребенка в книге записей рождений производится по фамилии матери; имя и отчество отца ребенка записываются по ее указанию. Если родители не состояли в браке, то при установлении отцовства дети имеют те же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, что и дети, родившиеся от лиц, состоявших в браке между собой. Запись в книге записей рождений, может быть оспорена в суде.

Права несовершеннолетних детей.

Ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье (насколько это возможно), право знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребёнка. Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. При нарушении их должностные лица и иные граждане обязаны сообщить о таких нарушениях в орган опеки и попечительства.

Ребёнок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретённое на средства ребёнка. Ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители на имущество ребёнка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Права и обязанности родителей.

Права и обязанности ребенка

Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности. Нельзя обходить вниманием и их обязанности – это помогает им стать ответственными людьми.

Читайте так же:  Существенные условия договора подряда по гк рф, без которых он будет ничтожным

Фото: depositphotos.com

Конвенция о правах ребенка

Положение о том, что личности должно гарантироваться соблюдение ее прав, не подлежало сомнению в цивилизованных странах задолго до принятия в 1948 году Всеобщей декларации о правах человека. Но права ребенка как отдельной личности, во всем равной взрослому человеку, были продекларированы только в 1959 году, когда была принята Декларация о правах ребенка. Она сформулировала 10 принципов, обязательных для тех, от кого зависит жизнь и благополучие детей.

В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребенка. Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к Конвенции и приняла все ее положения.

Основные положения Конвенции о правах ребенка:

Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья и благополучия детей. Они признаются объектом особой заботы. Права ребенка, продекларированные Конвенцией:

  • право на семью;
  • право на защиту и заботу государства, если у ребенка нет родителей или они не могут выполнять свои обязанности;
  • право на равенство;
  • право на образование;
  • право на свободное выражение своих мыслей;
  • право на собственное мнение;
  • право на имя и на гражданство;
  • право на получение информации;
  • право на защиту от насилия и от жестокого обращения;
  • право на медицинское обслуживание;
  • право на отдых и на досуг;
  • право на дополнительную защиту государства в случае особых потребностей, например, при инвалидности.

Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих.

Как рассказывать ребенку о его правах и обязанностях?

Право на информацию, подтвержденное Конвенцией, делает обязательным предоставление детям всей информации о правах личности. Они должны знать о своих правах, и начинать разговор стоит уже в дошкольном возрасте.

Долгое и скучное перечисление, скорее всего, не принесет положительных результатов. У детей есть защитное свойство психики не слышать то, что им неинтересно. Воспитание чувства собственного достоинства в каждой жизненной ситуации, умение решать проблемы с уважением к себе и окружающим гораздо больше даст для ребенка в отношении понимания его прав как личности.

Нарушения прав ребенка родителями

Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.

Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:

  • Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;
  • Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;
  • Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;
  • Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;
  • Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;
  • Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах;
  • Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить от контакта;
  • Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать самостоятельность, нарушают личное пространство;
  • Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей.

[1]

В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.

Начало разговора о правах и обязанностях детей

Началом разговора может быть частая ситуация с нежеланием маленьких детей делиться своими игрушками. В этом положении нужно построить общение так, чтобы оба ребенка поняли, что их право обладания своими игрушками не оспаривается. Одновременно следует показать, как важно уметь договариваться.

Первый конфликт из-за желания иметь не принадлежащую ребенку вещь можно превратить в первый урок уважения к другому человеку и к его правам.

Сказки – помощники родителей

Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков.

Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав:

  • «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых;
  • «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища;
  • «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни.

Список можно продолжить. Вековая мудрость, заключенная в сказках, поможет в ненавязчивой форме объяснить ребенку его основные права.

Рисование и воспитание

Еще одно действенное средство воспитания – рисование. Психологи советуют прибегать к этому средству как можно чаще. При помощи детских рисунков можно узнать о проблемах, о настроении, о переживаниях ребенка.

Права и обязанности ребенка тоже можно иллюстрировать при помощи рисунков. Качество исполнения неважно, героями могут быть и животные, и люди, и растения. Нужно, чтобы родители ясно понимали то, что они хотят выразить при помощи рисунков.

Можно в простейшей форме показать на рисунках права личности, а также нарисовать круг обязанностей родителей и ребенка. Для дошкольника, не умеющего читать, это будет наглядно и интересно.

Игра как способ воспитания

Игра имеет большое значение и для правового воспитания детей. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Родители должны твердо знать, что они хотят добиться в итоге. Игра – это очень серьезно. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.

Фото: depositphotos.com

Обязанности ребенка

Ребенок должен знать не только о своих правах, но и об обязанностях. Он должен хорошо понимать, что окружающие тоже имеют права, которые нельзя нарушать.

Мама имеет право на отдых, значит, ей нужно помогать. У товарища есть право на защиту от жестокого обращения, — его нельзя обижать.

Обозначенный круг посильных обязанностей должен формироваться у ребенка с самого раннего детства. Убрать свои игрушки после игры, налить кошке воды, отнести со стола посуду после еды, — обязанности несложные и выполнимые. Главное, чтобы они исполнялись регулярно и с минимальной степенью принуждения.

С возрастом круг обязанностей будет расширяться. Но происходить это должно постепенно, чтобы ребенок мог справиться с их увеличением без напряжения.

Пусть лучше ребенок имеет одну хорошо исполняемую обязанность, чем несколько выполняемых изредка. Он должен чувствовать ответственность за свое дело. Ведь воспитание чувства ответственности – одна из самых важных задач в педагогике.

Равенство в правах – равенство в обязанностях

Уважение в семье – одно из главных условий воспитания. Родители, стремящиеся подавлять волю детей даже из самых лучших побуждений, добьются только внешнего повиновения.

Знание о правах человека и ребенка — еще не значит их соблюдение. Взаимное уважение всех членов семьи, соблюдение прав не только ребенка, но и взрослых, выполнение обязанностей не только взрослыми, но и детьми, — правила, которых нужно обязательно придерживаться.

Нужно четко обозначить круг обязанностей всех членов семьи, начиная с взрослых и заканчивая малышами. Это поможет вырастить людей, уважающих себя и окружающих.

Читайте так же:  Как осуществляется установление отцовства в судебном порядке пошаговая инструкция

В первый раз заговорив о правах и обязанностях ребенка, важно не прекращать обсуждение темы. Поводов может быть бесконечно много: каждый поступок ребенка – это почва для воспитательного воздействия.

Статья опубликована в рубрике Воспитание ребенка

Права и обязанности детей

Цель:

  • помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
  • воспитывать уважение к правам других.

Информация на плакатах (статистика):

  • Свыше 729 тысяч подростков-правонарушителей и 182 тысячи родителей, отрицательно влияющих на поведение детей.
  • Около 210 тысяч преступлений совершено несовершеннолетними преступниками и хулиганами.
  • Более 3 миллионов детей живут с одним родителем.
  • Всего в сиротских учреждениях находится 570 тысяч воспитанников.
  • 348 тысячи потенциально безнадзорных детей из 184 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
  • Более 200 тысяч пострадали в конфликтах и войнах (более 1/3 всех беженцев).
  • Из детских домов каждый год убегают 20 тысяч воспитанников. Менее 5 % выпускников детских домов и интернатов способны овладеть постоянной профессией, 30 % — не имеют своего жилья, 20 % — правонарушители, 10 % — самоубийцы.
  • Около 50 тысяч несовершеннолетних находятся в местах лишения свободы.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение: этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

— А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)

И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенные Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

— А что означают слова «права» и «обязанности»? Из словаря Ожегова:

«Право-охраняемая государством, узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять». «Обязанность — круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»

— А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)

Дети имеют права на получения образования, отдых медицинское обслуживание и т.д. Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей.

— Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является, ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права -права на жизнь, что война — самый худший способ решения споров и проблем.

Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную, катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию — ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

2. Конвенция о правах ребенка;

Однако — не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на свободное перемещение.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Выдается памятка для уч-ся «Права которые у меня есть»

Все начинается с права на жизнь. Это — первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

— А сейчас у нас есть такое?

[2]

3. Инсценировка отрывка «Морозко» и » Золушка»

4. Викторина «Права литературных героев».

1) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2)

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

3) Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С «Руслан и Людмила», Марья Моревна — персонаж: русских народных сказок.)

4) Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

5) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

6) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

7) Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Квартет», «Белоснежка и семь гномов».)

8) Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер.)

9) В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)

10) У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

5. Конкурс «Песня о правах».

Учащиеся должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1) «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний).

2) «Чему учат в школе» (право на образование).

3) «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).

4) «До чего дошел прогресс» из кинофильма «Приключения Электроника» (право на пользование благами научно-технического прогресса).

6. Итог.

— Я буду говорить о каком-то праве, а вы будете отвечать: «Разрешается или запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить
— Это разрешается.

Читайте так же:  Привлечение к ответственности за совершение поджога по ук рф

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить
-Это разрешается.

Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

Литература.

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Справочник классного руководителя

Права и обязанности ребенка. Права и обязанности несовершеннолетних детей. Семейный кодекс РФ

Теория юридической науки гласит, что все люди, независимо от возраста, происхождения, расы и национальности, имеют одинаковые права и обязанности. Это значит, что, по сути, когда мы слышим фразу «права и обязанности ребенка», мы не имеем в виду что-то отдельное от общечеловеческих прав.

Равноправие всех детей

Уровень защиты прав человека в разных странах значительно отличается. То же самое можно сказать и о соблюдении прав детей. Права и обязанности ребенка РФ сегодня защищаются законодательно. Но не всегда. Как известно, уровень демократии в стране определяется уровнем защищенности людей. Права, обязанности родителей и детей в странах демократического толка (США, Великобритания, Канада, Германия и другие европейские государства) реализуются и соблюдаются на должном уровне. Да, мы говорим о правах и обязанностях как о едином целом. В обществе должен быть и порядок. Обеспечить его можно только тогда, когда люди выполняют все обязанности, возложенные на них государством и моралью общества. В случае невыполнения обязанностей группами людей возникает риск несоблюдения прав человека.

Законодательство о том, что собой представляют права и обязанности ребенка

Основным нормативно-правовым актом, который устанавливает правовую основу отношений в семье, а также отношение к детям в семье, является Семейный кодекс Российской Федерации. В отдельных разделах кодекса рассматриваются и конкретизируются права детей, права и обязанности родителей, вопросы материального обеспечения детей в случае развода. Также уделяется значительное внимание решению спорных вопросов об отцовстве. Каждый ребенок должен жить в семье и иметь родителей!

Воспитание в семье

Как уже подчеркивалось, личные права и обязанности ребенка гарантируются Семейным кодексом. Согласно статье 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Нормами этой статьи установлено, что он должен знать своих родителей. Воспитательная функция семьи обеспечивается через совместное проживание родителей и детей путем постоянной заботы отца и матери о них. Если семья не имеет достаточного воспитательного потенциала, законом допускается лишение родительских прав. Обычно дети изымаются из таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотиками или проявляют элементы насилия к детям. Также социальные службы часто лишают родительских прав тех граждан, которые не в состоянии обеспечить приемлемое состояние жилья, в том числе и санитарное.

В советское время детей, лишенных родительской опеки, ждала одна судьба — интернат. Сегодня популярны семейные формы воспитания — опека, приемная семья или детский дом семейного типа.

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

В статье 55 СК РФ говорится о том, что ребенок имеет право общаться со своими родителями и другими родственниками по отцовской и материнской линии. Вроде бы все вполне логично и понятно. Некоторые люди могут сказать, что эту норму и не надо закреплять законодательно.

Но ведь часто права и обязанности несовершеннолетних детей не соблюдаются в конкретных случаях. Например, когда мать и отец разводятся, далеко не всегда у ребенка сохраняется общение с одним из родителей. Ему навязывается определенное мнение о происходящих в семье событиях и о виновниках этих событий. Законодательство защищает права и обязанности ребенка, поэтому отец, в случае препятствования со стороны матери или ее родственников общению с ребенком, может отстаивать свои интересы в суде.

Основные права и обязанности ребенка должны быть защищены

Видео (кликните для воспроизведения).

Посягательства на права человека в нашей стране, к сожалению, явление распространенное. Например, в семьях иногда бывают моменты насилия. Известны случаи, когда отец или отчим против желания дочери (падчерицы) вступает с ней в половую связь. Права детей нарушают часто и государственные органы.

Согласно статье 56 СК РФ, каждый ребенок имеет право на защиту своих интересов. Какие это могут быть интересы? Да самые разнообразные. Общение с друзьями, посещение кружков, гармоничное развитие в семейной среде, получение полной и быстрой медицинской помощи, получение образования (посещение детского сада или школы) и многое другое. Защита интересов детей — это обязанность родителей.

Также дети, которые признаны дееспособными до достижения совершеннолетия, могут самостоятельно защищать свои интересы. Они имеют полное право даже выступать против своих родителей, если те ведут себя по отношению к ним ненадлежащим образом.

Малолетние дети тоже не останутся без защиты. Если родители не выполняют свои обязанности и ребенку будет лучше не жить в биологической семье, то органы опеки всегда смогут провести необходимую работу.

Каждый ребенок может выражать собственное мнение

Ребенок всегда вправе иметь собственное мнение по любому вопросу, который касается его. В семье многие вопросы касаются детей, и каждый из них — это полноправный член семьи. Причем мнение ребенка не только принимается к сведению, но и в некоторых случаях фиксируется юридически.

Самый яркий пример — это продажа семьей квартиры. Как известно, за ребенком в жилье закреплено определенное количество квадратных метров. Для того чтобы сделка состоялась, должно быть разрешение органа опеки и попечительства. Эти структуры должны следить за соблюдением интересов детей. До того как ребенку исполнится 10 лет, социальные службы принимают решение самостоятельно. Но после достижения им этого возраста даже эти службы обязаны учитывать мнение ребенка, который может и не согласиться на продажу квартиры. Родителям в таком случае придется договариваться с ребенком, предлагая ему какие-то лучшие варианты.

Каждый ребенок должен иметь фамилию, имя и отчество

СК РФ в статье 58 рассматривает личные права и обязанности детей. В ней говорится, что ребенок может быть зарегистрирован только с фамилией, именем и отчеством. По закону имя ребенку выбирают родители. Они должны в этом вопросе прийти к общему согласию.

Определение отчества ребенка имеет свои особенности. Если человек рождается в обычной полной семье, то отчество дается по имени отца. Например, отца зовут Алексей. Значит, ребенок будет иметь отчество Алексеевич или Алексеевна. Но в нашей стране сейчас много людей живут в гражданском браке, часто сходятся, расходятся. Много женщин относятся к категории «мать-одиночка». В таких случаях отец может быть записан в свидетельство о рождении ребенка со слов матери. Практика показывает, что в таких случаях имя биологического отца не всегда совпадает с отчеством ребенка.

Фамилия дается человеку по фамилии родителей. Если они разные, то взрослые сами должны решить, на какую фамилию регистрировать своего малыша.

Какие права у детей есть в имущественной сфере?

Главное имущественное право ребенка- это получать материальное содержание от родителей. Это естественно, ведь в первые годы собственной жизни никто физически не может зарабатывать деньги себе на содержание. Да и для работы необходимы какие-то навыки. Родители обязаны содержать ребенка до достижения им 18-летнего возраста. Что имеется в виду? Содержание — это предоставление качественного питания, регулярная покупка вещей, хорошая обстановка в детской комнате. Если родители развелись, то ребенок имеет право на алименты от того из них, с кем он не живет, ведь обязанности по его содержанию лежат как на матери, так и на отце.

Читайте так же:  Субаренда нежилого помещения. какие условия

Дети не имеют права собственности на имущество родителей, например, на квартиру, в которой проживают. Юридически возможность проживать в одном с жилье с родителями считается правом пользования. Имущество родителей переходит в собственность детей по праву наследования.

Дети также могут иметь собственность. Что может в нее входить? Например, собственные доходы. Когда ребенку уже исполнилось 14-15 лет, он спокойно в свободное от обучения время может находить себе подработки. Родители не имеют права контролировать расход этих денег. Кроме этого, ребенок может покупать самостоятельно себе вещи. Имущество, полученное в наследство или по договору дарения, тоже считается частной собственностью малолетнего или несовершеннолетнего человека.

Обязанности детей и их отличие от обязанностей взрослых

Как известно, обязанности взрослых урегулированы законодательно. Это необходимость платить налоги в бюджет, обязанность защищать Родину (служить в армии), уважать государственные символы. Если говорить про права и обязанности детей кратко, то первые из них урегулированы законодательно, а вот вторые в основном регулируются нормами морали.

Главное, чего требует от детей общество, — учиться. Получение среднего образования в нашей стране обязательно для всех. Фактически школа — это основное «место работы» для детей возрастом от 6 до 16-17 лет. Дальше человек может выбирать, учиться или нет. Образование может и закончиться получением школьного аттестата, но зачастую большинство детей продолжают обучение в ПТУ, техникумах или институтах.

По мнению педагогов, родители должны вменить в обязанность детям старшей группы детского сада, младшего школьного возраста определенные работы по дому. Те родители, которые не считают необходимым нагружать своих чад домашней работой, ошибаются, потому что только с помощью труда можно воспитать человека обязательного и ответственного.

Заключение

Основные права и обязанности ребенка — это симбиоз системы сдерживаний и противовесов. Дети имеют много прав, но должны выполнять и свои обязанности. Ведь ясно, что невыполнение многими людьми своих обязательств перед другими или государством может привести к конфликту социальных групп. Обязанности детей семейное право также должно урегулировать законодательно!

Права и обязанности ребенка дошкольного возраста

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым.
У детей, как и взрослых, есть свои права и обязанности.
Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила.
Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Права ребенка и детей

Какие права есть у детей

Каждый ребенок должен знать свои права, чтобы пользоваться ими в необходимых случаях. Поскольку дети не имеют доступа к информации, которая бы в наглядной и доступной форме информировала каждого ребенка о своих правах, а от своих родителей и других взрослых зачастую можно услышать лишь «ты обязан . «, детям необходимо рассказывать об их правах. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

Все права ребенка можно разделить на два вида:

имущественные, которые включают в себя:

право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

право на получение детских пособий и материнского капитала от нашей Родины;

право собственности на доходы, полученные им, на имущество, приобретенное на средства ребенка;

право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании;

неимущественные, которые включают в себя:

в средних специальных и высших учебных заведениях.

жить и воспитываться в семье;

общаться с родителями и другими родственниками;

на защиту своих прав и законных интересов;

выражать свое мнение, а также учет мнения ребенка, достигшего 10 — летнего возраста.

Кроме того, при различных взаимоотношениях у родителей могут возникать разного рода вопросы, разрешение которых имеет особый характер, к примеру:

оказания медицинских услуг, в т.ч. — прививок;

отношения при сдаче ГИА и ЕГЭ;

Права ребенка в зависимости от его возраста

Другим критерием, по которому можно разделить все права ребенка, является его возраст:

с рождения каждый ребенок имеет право на:

гражданство (статья 6 Конституции РФ, статья 12 Федерального закона «О гражданстве РФ», согласно которым ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (т.е. по принципу «праву крови»));

имеет право на защиту своих прав и законных интересов (статья 56 Семейного кодекса РФ);

охрану здоровья (статья 41 Конституции РФ);

жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (статья 54 Семейного кодекса РФ);

общаться с родителями и другими родственниками (статья 55 Семейного кодекса РФ);

также с рождения каждый человек обладает правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и нести обязанности (статья 17 Гражданского кодекса РФ);

с 2 месяцев ребенок имеет право на получение дошкольного образования (статья 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

с 6 лет ребенок (в соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса РФ) вправе самостоятельно совершать:

мелкие бытовые сделки (т.е. такие сделки, которые незначительны по сумме и направлены на удовлетворение бытовых потребностей ребенка, т.е. его личных потребительских нужд, на которые распорстраняется действие Закона РФ «О защите прав потребителей»);

сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

с 6 лет и 6 месяцев ребенок имеет право на получение начального школьного образования (статья 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

с 8 лет ребенок вправе вступать в детские общественные объединения (статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Права ребенка с 10 лет

С 10 лет ребенок имеет право:

выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (статья 57 Семейного кодекса РФ);

выражать своё мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода (статьи 57 и 65 Семейного кодекса РФ);

давать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии (пункт 4 статьи 59, пункт 4 статьи 134 Семейного кодекса РФ, пункт 3 статьи 143 Семейного кодекса РФ);

давать согласие на восстановление родительских прав (пункт 4 статьи 72 Семейного кодекса РФ);

давать согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью (пункт 1 статьи 132 Семейного кодекса РФ);

давать согласие о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (пункт 2 статьи 136 Семейного кодекса РФ);

Читайте так же:  Как оформить материнский капитал – все, что нужно знать

давать согласие о назначении опекуна (пункт 4 статьи 145 Семейного кодекса РФ).

Права ребёнка с 14 лет:

давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства РФ (статья 9 Федерального закона «О гражданстве РФ»);

может выбирать (с согласия родителей) место жительства (статьи 20, 26 Гражданского кодекса РФ);

совершать любые сделки (с письменного согласия родителей — статья 26 Гражданского кодекса РФ);

вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами (статья 26 Гражданского кодекса РФ);

осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (статья 26 Гражданского кодекса РФ);

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (статья 26 Гражданского кодекса РФ);

заключать (с согласия одного из родителей) трудовой договор (статья 63 Трудового кодекса РФ);

требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;

обучаться вождению мотоцикла;

вступать в молодёжные общественные объединения (статья 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Обязанности ребёнка с 14 лет:

получить паспорт (пункт 1 Положения о паспорте гражданина РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828);

отвечать за свои действия в виде:

имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда (статья 26 Гражданского кодекса РФ);

Видео (кликните для воспроизведения).

уголовной ответственности за тяжкие преступления (статья 20 Уголовного кодекса РФ).

Права ребёнка с 15 лет:

  • оставить (с согласия родителей) общеобразовательную организацию до получения основного общего образования (статьи 43, 66 Федерального закона «Об образовании в РФ»)).
  • Права ребёнка с 16 лет:

    может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью (статья 27 Гражданского кодекса РФ);

    может быть членом кооператива (статья 26 Гражданского кодекса РФ);

    вступить в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин (статья 21 Гражданского кодекса РФ, статья 13 Семейного кодекса РФ);

    может получить право на управление мотоциклом;

    имеет право самостоятельного заключения трудового договора (статья 63 Трудового кодекса РФ);

    Обязанности ребёнка с 16 лет:

    несёт административную ответственность;

    несёт уголовную ответственность за любые преступления.

    С 17 лет ребенок имеет право сдать экзамен на управление транспортным средством категории «В» и «С».

    В 17 лет гражданин обязан встать на первичный воинский учёт и получить приписное свидетельство.

    Права гражданина с 18 лет.

    Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права, в том числе вправе:

    избирать и быть избранным на выборах;

    вступать в брак;

    покупать алкоголь и табак;

    получить право на управление транспортным средством категории «В» и «С»;

    вступить в политическую партию.

    Обязанности гражданина с 18 лет (в дополнение к обязанностям, изложенным выше):

    исполнить воинский долг;

    нести гражданско-правовую ответственность по любым принятым на себя обязательствам.

    С 20 лет гражданин может получить право на управление транспортным средством категории «D», а также трамваями и троллейбусами.

    С 21 года гражданин может быть избран в законодательные органы государственной власти.

    Понятия: ребенок, малолетний ребенок, родитель

    Прежде, чем вести дальнейший разговор о правах ребенка, необходимо определиться в понятиях:

    ребенок — это лицо, недостигшее 18-летнего возраста (статья 54 Семейного кодекса РФ);

    малолетний ребенок — это несовершеннолетний до 14 лет (статья 28 Гражданского кодекса РФ);

    родители — это те лица, которые обязаны заботиться о детях и их воспитании (статья 38 Конституции РФ).

    Также достаточно часто встречаются понятия, которые законодательно не опрелены, но определены правоприменительной практикой. К таким понятиям относятся:

    В каких законах говорится о правах ребенка

    Основные права ребенка изложены в:

    [3]

    Декларации прав ребенка, провозглашенной Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959.

    Декларация установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство:

    Принцип 1 — ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

    Принцип 2 — ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

    Принцип 3 — ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

    Принцип 4 — ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.

    Принцип 5 — ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

    Принцип 6 — ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

    Принцип 7 — ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

    Принцип 8 — ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

    Принцип 9 — ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

    Принцип 10 — ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

    Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 года).

    Конституции РФ, которой предусмотрено:

    — обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7);

    — материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства (статья 38).

    Семейном кодексе РФ, которым предусмотрены следующие права ребенка:

    — жить и воспитываться в семье (статья 54);

    — знать своих родителей и общаться с ними (статьи 54, 55);

    — на заботу родителей (статья 54);

    — на совместное проживание с родителями (статья 54);

    — на защиту своих прав и законных интересов (статья 56);

    — выражать свое мнение, которое должно учитываться если ребенок достиг возраста 10 лет (статья 57);

    — на имя, отчество фамилию (статья 58) и изменение фамилии и имени (статья 59).

    Законе № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

    Статья написана и размещена 2 января 2014 года. Дополнена — 05.01.2014, 12.10.2014

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

  • Источники


    1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.

    2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

    3. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
    4. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
    Права и обязанности детей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here