Правила раздела земельного участка согласно законам рф

Главное по теме: "Правила раздела земельного участка согласно законам рф" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Правила раздела земельного участка согласно законам РФ

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 октября 2013 г. № ОГ-Д23-5470 “О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об определении понятия «земельный участок».

[2]

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее — Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

[3]

Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

— в органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

— из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

— из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

Читайте так же:  Заявление на сопровождение ребенка детей по россии

По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

Обзор документа

Разъяснено понятие «земельный участок». Это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земля, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства подлежат кадастровому учету. Отмечено, что в кадастре могут содержаться сведения об участке, границы которого не установлены. Подтверждается факт его существования.

Рассмотрен порядок заполнения межевого плана в части указания сведений об уточняемых земельных участках и их частях. В реквизит 6 соответствующего раздела включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате кадастровых работ. В противном случае информация о таких объектах не отражается. Разъясняется процедура получения сведений о правообладателях смежных участков.

Указано, как происходит согласование местоположения границ участка с землями неразграниченной государственной собственности. В соответствующий акт включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем объекта, местоположение границ которого уточнено.

Если смежные участки находятся в муниципальной или в государственной собственности до разграничения, и их не предоставили гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юрлицам (кроме муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду более чем на 5 лет, то согласование проводится с органом местного самоуправления.

Если участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы не проводится.

Как происходит раздел земельного участка

Землю можно разделить, после чего образуется несколько новых участков, а старый надел перестает существовать.

Законодательный аспект вопроса

Из статьи 11.4. Земельного кодекса можно почерпнуть информацию о том, какие условия должны выполняться при делении.

А полный список моментов, не позволяющих произвести раздел, изложен в ст. 11.9. ЗК РФ.

Среди главных можно выделить:

  • в итоге невозможно будет полноценно пользоваться имеющимся объектом недвижимости;
  • образуемые участки вклиниваются на чужие земли, приводят к изломанным границам, препятствуют возведению дома и т.д.;
  • создаваемая территория пересекает зону лесничества, парка, водохранилища или другого подобного объекта;
  • отсутствует самостоятельный подъезд и выход к общественным местам – дорогам, проездам и пр., что отрицательно сказывается на мобильности гражданина.

При осуществлении раздела земли, самой главной является следующая цель: 1 участок должен превратиться в 2 самостоятельные территории.

Раздел – это комплекс мероприятий, включающий в себя кадастровые и подготовительные манипуляции, а в дальнейшем – регистрацию.

При разделе земли должны соблюдаться следующие условия:
  • наделение каждой территории самостоятельностью;
  • ничего нельзя менять с первоначальным целевым назначением;
  • наличие подъезда и прохода является обязательным;
  • строгое следование закону.

Правила процедуры

Земля, как и любой другой объект собственности, может быть делима и не делима, в соответствии с гражданским оборотом. Точную информацию о законности и целесообразности действий, можно почерпнуть из градостроительного плана.

Деление участка следует производить с учетом главных правил:

  • новая территория не должна превышать максимальную величину, указанную в градостроительном законодательстве, и не быть меньше минимальной, определенной тем же нормативным актом;
  • каждое новообразование представляет собой недвижимое имущество, следовательно, должно подвергаться государственному кадастровому учету.

Регистрировать участки, образовавшиеся из одного отреза, следует одновременно.

Первоначальная территория зачастую перестает быть объектом собственности, за исключением случаев, когда земля становится садоводческим или дачным объединением, не преследующим коммерческую цель.

При этом собственники первоначальных наделов, продолжают являться владельцами земли, получившейся после деления.

Необходимые документы

До сбора основного пакета документов следует составить заявление, заверить его у нотариуса, а также получить в землестроительной организации техническую документацию.

Далее нужно подготовить:

  1. Копию паспорта и ИНН. Если владельцев несколько, то нужно составить заявление и подписать его каждым собственником.
  2. Копию документа на землю, подтверждающего его покупку или продажу, передачу в дар, обмен и т.д.
  3. Раздел участка могут производить представители сторон, но только при наличии у них доверенностей, заверенных в нотариальном порядке.
  4. Кадастровый паспорт (с начала 2017 года Выписку из ЕГРН).
  5. Квитанцию, свидетельствующую о том, что государственная пошлина оплачена.

Процедура раздела не допускает осуществления каких-либо изменений с целевым назначением земли.

Описание процедуры

Первый шаг после принятия решения о разделе заключается в межевании земли. За ним следует документальная фиксация факта деления участка.

В письменной форме решения владельца о разделе должны содержаться следующие пункты:

  • исходные сведения о наделе – номер и территориальное расположение;
  • емкая информация о собственнике – ФИО, сведения из паспорта;
  • порядок деления участка;
  • сведения о новых владельцах;
  • информация о лицах, которые берут на себя регистрационные расходы.

О законности соглашения можно говорить только при наличии письменного согласия каждого владельца, заверенного у нотариуса. Если есть хотя бы 1 несогласный человек, то нужно подавать исковое заявление. При общей цене иска до 50 тыс. руб. дело будет рассматривать мировой судья, а в иных случаях – районный суд в соответствии с местом регистрации обратившейся стороны.

После достижения согласия и подписания соглашения, каждый участник должен получить отдельный пакет бумаг, так как единый земельный участок превратился в 2 отдельных предмета собственности.

Теперь следует отправиться в государственный земельный кадастр и зарегистрировать каждый объект.

В состав пакета бумаг должны войти следующие документы:
  • стандартное заявление с просьбой о постановке на учет;
  • копия паспорта каждого собственника и правоустанавливающих документов;
  • дело о межевании и решение органа местного самоуправления о присвоении новых адресов;
  • квитанция об уплате гос. пошлины.
Читайте так же:  Заявление об установлении отцовства форма № 12

Регистрационные мероприятия обычно длятся 10 дней. Это время необходимо для того, чтобы работник Росрееста проверил предоставленную информацию и осуществил подготовку новых свидетельств.

Особенности процесса при долевой собственности

При общей долевой собственности граждане как бы абстрактно владеют какой-то частью земли, но не могут полноценно распоряжаться имуществом и определять четкие границы участка.

Порой возникает необходимость четко оговорить свою долю. Причины могут быть разные:

  • сдача в аренду с целью получения дополнительного дохода;
  • дарение;
  • обмен;
  • иные юридические действия, не противоречащие действующему законодательству, например, раздел земельного участка.

При выделении части собственности нужно соблюдать нормативно-правовую базу, а также следовать следующему порядку:

  • составить план земельного надела;
  • геодезисты должны определить границы земли и установить межевые знаки;
  • согласовать производимые действия с соседями;
  • подготовить межевое дело;
  • зарегистрировать новое право в соответствующем государственном учреждении.

Действующее законодательство позволяет каждому участнику долевой собственности выделить свою часть, если этого требуют хозяйственные мероприятия (фермерство, подсобное хозяйство и т.д.) или личное использование имущества, при условии, что остальные участники не противятся этому ввиду ущемления их интересов.

При выделении новых участков должны соблюдаться определенные условия:

  • соблюдение строительных нормативов, действующих на территории города, в котором расположена земля;
  • соответствие допустимому размеру;
  • дальнейшее использование по целевому назначению и т.д.

Порядок регистрации

Выполнить необходимые действия можно лично (с собой иметь паспорт и иные обязательные документы), посредством почты России (например, участок далеко расположен) или при помощи посредника.

При личной передаче документов работнику службы следует получить от него расписку, в которой должна быть изложена следующая информация:

  • переданные документы;
  • дата сдачи бумаг;
  • предполагаемая дата окончания регистрации.

Когда наступит указанная в расписке дата, гражданин может подойти и получить свидетельство.

Каждый владелец разделенного участка должен зарегистрировать свои права по отдельности.

Можно привлекать представителей, но следует позаботиться о том, чтобы он располагал нотариально заверенной доверенностью.

О правилах проведения рассмотренной в статье процедуры смотрите в следующем видеосюжете:

Статья 11.2. Образование земельных участков

СТ 11.2 ЗК РФ

1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

1.1. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.

2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также — образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;

4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее — военные городки).

5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса;

6) образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено договором залога.

[1]

5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

6. Утратил силу с 1 апреля 2015 г.

7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Комментарий к Статье 11.2 Земельного кодекса РФ

Комментируемой статьей урегулированы общие правила образования земельных участков. При этом само понятие «образование земельных участков» не раскрывается. В целом можно согласиться с тем, что образование земельного участка представляет собой создание нового объекта недвижимого имущества .
———————————
См., напр.: Тихомиров М.Ю. Предоставление земельных участков для строительства: новые правила. М.: Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2014.

Однако, поскольку земельный участок, в отличие от других объектов недвижимости, не является рукотворным объектом (за исключением искусственных земельных участков), нужно сказать, что в данном случае речь не идет о создании земельного участка как природного объекта, природного ресурса или основы для осуществления хозяйственной деятельности. Под образованием земельного участка в данном случае понимается установление (изменение) местоположения его границ, в результате чего такой земельный участок становится объектом государственного кадастрового учета и объектом прав на землю.

Такой смысл понятия «образование земельного участка» находит свое отражение в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающей, что в результате образования земельный участок приобретает свои основные характеристики.

Читайте так же:  Каково содержание важнейших признаков правового государства

К способам образования земельных участков относятся раздел, объединение, перераспределение земельных участков, выдел из земельных участков, а также образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое имеет свои особенности (см. комментарий к ст. 11.3 ЗК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что образование земельного участка имеет место во всех тех случаях, когда требуется установить новые границы земельного участка или земельных участков .
———————————
См.: Корнеев А.Л. Некоторые вопросы образования земельных участков // Экологическое право. 2012. N 5.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к работам, необходимым для создания искусственного земельного участка, относятся: подготовка документации по разметке территории в планируемых границах искусственного земельного участка; выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации для создания искусственного земельного участка; подготовка проектной документации для создания искусственного земельного участка (далее — проектная документация); проведение работ по созданию искусственного земельного участка (намыв, отсыпка грунта или проведение работ с использованием иных технологий).

Согласно ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Основания для такого учета и регистрации установлены ч. ч. 8, 10 и 11 ст. 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходные земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки. При этом в соответствии с ч. ч. 3 и 3.1 ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственного кадастрового учета снимает исходные земельные участки с государственного кадастрового учета. Из этого правила имеются исключения.

В соответствии с п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2008. N 30. Ст. 3597; 2014. N 26. Ст. 3377.

1) решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также решение о безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности и подлежащего образованию, в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов и залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 22.2 ФЗ от «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» такое согласие является одним из документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. Однако образование земельных участков может осуществляться и без такого согласия на основании решения суда (п. 6 комментируемой статьи), что, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 22 апреля 2014 г. N 979-О , может иметь место в тех случаях, когда без судебного решения об образовании новых земельных участков нельзя обеспечить необходимый баланс интересов участников гражданского оборота, в том числе баланс частных и публичных интересов. Кроме того, такое согласие не требуется при образовании земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, поскольку в данном случае речь идет о принудительном прекращении прав на такие земельные участки, а также при образовании земельных участков, предоставленных государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям, поскольку они подведомственны (в том числе в части вопросов имущественного характера) соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Правило, предусмотренное п. 5 комментируемой статьи, соответствует общим положениям ст. 252 ГК РФ, закрепляющим, что имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками или по соглашению между ними. Особенности образования земельных участков из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, предусматриваются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; 2011. N 1. Ст. 47.

Законодатель указывает, что споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке, что в целом соответствует ст. 64 ЗК РФ, предусматривающей, что все земельные споры подлежат разрешению именно в суде. Однако при этом в ЗК РФ не конкретизируется, какие именно споры можно отнести к категории споров об образовании земельных участков.

В частности, в п. 2 Постановления Пленума ВАС и Пленума ВС от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отмечено, что к числу споров, рассматриваемых по искам о правах на недвижимое имущество, относятся споры об установлении границ земельных участков. Решения суда по таким спорам являются основанием для изменения сведений о земельных участках в государственном кадастре недвижимости (п. 68 указанного Постановления).

Согласно п. 2.9 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениям, за 2010 — 2013 гг., утвержденного Президиумом ВС РФ 2 июля 2014 г., ВС РФ в качестве самостоятельной категории споров выделяет споры об определении границ земельных участков. При этом ВС РФ отмечается, что при рассмотрении споров о границах участков следует учитывать наличие у истца субъективного права на земельный участок (права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка); наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком (в чем заключается нарушение или угроза нарушения права); факт противоправного создания именно ответчиком препятствий к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком и другие обстоятельства. Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2015 г. N 19-КГ15-37, к земельным спорам, разрешаемым в судебном порядке, относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14 (только для записи на прием).

Раздел земельного участка должен осуществляться в соответствии с размером долей собственников, независимо от сложившегося порядка пользования

В редакции по состоянию на 25 сентября 2017 г.

Читайте так же:  Можно ли иметь двойное гражданство в россии и когда именно это разрешено по закону рф

Разберем вопрос о том, может ли фактически сложившийся порядок пользования общим земельным участком определять размер выделяемых из него участков.

1. Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 1 июля 1996 г. (редакция от 24 марта 2016 г.) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» невозможность раздела имущества, находящегося в долевой собственности, в натуре либо выдела из него доли, в том числе и в случае, указанном в части второй пункта 4 статьи 252 Кодекса, не исключает права участника общей долевой собственности заявить требование об определении порядка пользования этим имуществом, если этот порядок не установлен соглашением сторон. Разрешая такое требование, суд учитывает фактически сложившийся порядок пользования имуществом, который может точно не соответствовать долям в праве общей собственности, нуждаемость каждого из сособственников в этом имуществе и реальную возможность совместного пользования.

Для судебного определения порядка пользования общим имуществом разъяснение о необходимости учета фактически сложившегося порядка пользования вполне справедливо. Ведь при определении порядка пользования земельным участком суд не прекращает право общей собственности на этот участок, не изменяет размер долей участников долевой собственности. В идеале по такому делу суд своим решением лишь закрепляет уже существующий длительное время и устраивающий все стороны фактически сложившийся порядок пользования земельным участком.

2. Иное дело, когда решается вопрос о выделе долей из общего земельного участка. В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Из приведенных норм ясно следует, что участник долевой собственности вправе требовать выдела только той доли, которая ему принадлежит, и не более. Подтверждение этому можно найти в материалах судебной практики высшей судебной инстанции.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Энциклопедия судебной практики. Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (Cт. 22.2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)

Энциклопедия судебной практики
Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков
(Cт. 22.2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»)

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (за исключением ст. 31.1) признан утратившим силу с 1 января 2017 г.

1. Первоначальный земельный участок прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности на вновь образуемые участки

При наличии государственной регистрации права собственности на ранее существовавший участок с учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ подлежит государственной регистрации и право собственности на вновь образуемые земельные участки, а участки, из которых образованы новые участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на вновь образуемые участки.

2. Право собственности на земельные участки, образованные при разделе первоначального земельного участка, возникает у собственника первоначального земельного участка с момента их государственной регистрации

Каждый из земельных участков, образованных при разделе первоначального земельного участка, является новой недвижимой вещью (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), право собственности на которую у лица, обладавшего правом собственности на первоначальный земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК Российской Федерации, ст. 22.2 Федерального закона N 122).

Каждый из земельных участков, образованных при разделе первоначального земельного участка, является новым объектом недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 ГК РФ), право собственности на которые у лица, обладавшего правом собственности на первоначальный земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Каждый из земельных участков, образованных при разделе первоначального земельного участка, является новой недвижимой вещью (п. 1 ст. 130 ГК РФ), право собственности на которую у лица, обладавшего правом собственности на первоначальный земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на этот вновь образованный земельный участок (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Каждый из земельных участков, образованных при разделе первоначального земельного участка, является новой недвижимой вещью (п. 1 ст. 130 ГК РФ), право собственности на которую у лица, обладавшего правом собственности на первоначальный земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на этот вновь образованный земельный участок (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 22.2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Каждый из земельных участков, образованных при разделе первоначального земельного участка, является новым объектом недвижимого имущества (п. 1 ст. 130 ГК РФ), право собственности на который у лица, обладавшего правом собственности на первоначальный земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на образуемый земельный участок (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 22.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

3. Закон не предусматривает при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков совместное обращение всех сособственников в регистрирующий орган

Поскольку право общей долевой собственности на земельный участок, площадью _, расположенный по адресу: _ прекращено, право собственности на земельный участок площадью . по указанному выше адресу, признано за [истцом] вступившим в законную силу судебным решением, то суд пришел к правомерному выводу о незаконности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации, и обоснованно в целях восстановления нарушенного права заявителя обязал Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности и государственную регистрацию права собственности [истца] на выделенный участок.

Ссылка Управления Росреестра, как на основание для отказа, на положения ч. 4 ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которой государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков, несостоятельна, т.к. данная норма не накладывает на заявителя, в данном случае [истца], обязанности совместного обращения с [бывшим сособственником] в управление и предоставление документов в отношении непринадлежащего заявителю земельного участка.

Читайте так же:  Смс от мегафона о задолженности по лицевому счету

По существу доводы Управления в оспариваемом отказе и в апелляционной жалобе основаны исключительно на положениях абзаца 1 пункта 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в соответствии с которым государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе земельных участков.

Однако такая «одновременность» сама по себе не означает невозможности осуществления государственной регистрации на основании заявления одного правообладателя (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

Суд исходя из анализа пункта 4 статьи 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правильно пришел к выводу, что по смыслу указанной нормы закона не предусмотрено одновременное обращение сособственников в регистрирующий орган.

Пунктом 4 статьи 22.2 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен порядок государственной регистрации прав в отношении образуемых земельных участков, в соответствии с которым государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации измененный земельный участок не является образуемым земельным участком, а сохраняется с тем же кадастровым номером, но в измененных границах.

В то же время согласно пункту 6 статьи 22.2 Закона о регистрации отсутствие государственной регистрации права на измененный земельный участок не является препятствием для государственной регистрации прав на образуемые из него участки.

В связи с чем доводы заинтересованного лица о необходимости одновременного обращения в регистрирующий орган всех участников собственности на вновь образуемые земельные участки являются несостоятельными, сделанными без учета положений действующего законодательства.

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.

4. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка, осуществляется на основании заявлений всех сособственников

Учитывая, что в соответствии с положениями статей 16, 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка, осуществляется на основании заявлений всех сособственников, и одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, Управление Росреестра правомерно приостановила государственную регистрацию права заявителя на недвижимое имущество, поскольку второй правообладатель земельного участка заявления о государственной регистрации своих прав не подавал.

5. Закон не требует предоставления отдельного заявления при государственной регистрации ограничений (обременений) прав на образуемый земельный участок

В данном случае Общество ссылалось на нарушение регистрирующим органом норм пункта 5 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ, в силу которого одновременно с государственной регистрацией права собственности или иных вещных прав на образуемый земельный участок осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такой участок. Поскольку регистрационные действия по внесению в ЕГРП записей об обременениях осуществляются регистрирующим органом одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки (статья 22.2 Закона N 122-ФЗ) и не требуют отдельного от Общества заявления, а Общество в рамках настоящего дела не оспаривает право собственности на образованный земельный участок, рассмотрение заявления по существу должно проводится по правилам главы 24 АПК РФ.

6. П. 4 ст. 22.2 ФЗ N 122-ФЗ не предусматривает прекращение прав на разделенный земельный участок в случае сохранения его в измененных границах

В соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков.

Положения настоящего пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка в случае сохранения в измененных границах земельного участка, раздел которого осуществлен.

Требование о прекращении прав на разделенный земельный участок в случае сохранения его в измененных границах указанной статьей не установлено.

7. Специальные правила государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, исключают применение общего правила п. 2 ст. 11.8 ЗК РФ

Наличие в статье 22.2 Закона о регистрации специальных правил государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, свидетельствует о неприменимости общего правила пункта 2 статьи 11.8 ЗК РФ, согласно которому у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.

8. Сведения об образуемом земельном участке, носящие временный характер, не обязательны для предоставления в регистрирующий орган

Законом N 221-ФЗ не предусмотрено обязательное предоставление органу кадастрового учета письменного согласия арендатора для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образуемом земельном участке, носящих временный характер и не являющихся кадастровыми сведениями.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

Видео (кликните для воспроизведения).

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» использованы авторские материалы, предоставленные П. Шумилиным, М. Михайлевской, Е. Комлевым, М. Азымовой, И. Мазуриной.

Источники


  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  2. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.

  3. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
  4. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.
Правила раздела земельного участка согласно законам рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here