Правила владения и распоряжения муниципальным имуществом

Главное по теме: "Правила владения и распоряжения муниципальным имуществом" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

См. комментарии к статье 51 настоящего Федерального закона

1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 4 статьи 51 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

4. Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ статья 51 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Владение, пользование и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Участие ОМС в осуществлении правомочий собственника

Читайте также:

  1. E) законы, указы, имеющий силу закона, указы, распоряжения.
  2. I. Административные производства с участием частных лиц
  3. IV. Распределение и использование прибыли предприятия.
  4. VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний
  5. XII. Участие подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках
  6. Акт выдачи музейных предметов во временное пользование
  7. Алгебраическая модель максимизации благосостояния с использованием индивидуалистической функции.
  8. Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей
  9. Антимонопольные механизмы предоставления государственной и муниципальной помощи. Особенности антимонопольных регулирования в некоторых отдельных сферах деятельности
  10. Безвозмездное пользование
  11. Безвозмездное срочное пользование земельным участком
  12. Билет №68.Защита права собственности.

Содержание права МС в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом. Однако собственник это субъект, который не просто владеет, пользуется, распоряжается определенным имуществом, но делает это по-своему усмотрению и в личных интересах. ОМС в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с КРФ, ФЗ и принимаемыми в их развитие НА ОМС.

Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, ОГВ РФ, субъектов РФ, ОМС иных МО, отчуждать, совершать иные сделки с соответствии с ФЗ.

1) Определение порядка управления имуществом (порядка приватизации);

2) Определение порядка принятии решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципального учреждения;

3) Правила передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан, сдача в аренду;

4) Правила пользования земельными ресурсами.

МА вправе издавать акты управления.

5) Формирование муниципальной собственности;

6) Вправе передавать объекты муниципального имущества во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам определяя в договорах условия соглашения;

7) Могут сдавать объекты в аренду;

8) Совершать иные сделки.

Детально регулируются специальными законами субъектов федерации.

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.

Виды муниципального имущества. Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным актам, не нарушающие права, охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

На отношения муниципальной собственности распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальные образования, а значит — местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования . Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники, т.е. как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения.

Читайте так же:  Ребенок в опасности, если

Органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Управление муниципальным имуществом. Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

Движимое, недвижимое муниципальное имущество находится в местной казне наряду со средствами местных бюджетов или закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления, продолжающих осуществлять в отношении названного имущества правомочия собственника. Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, а муниципальные учреждения — на праве оперативного управления. Оба эти права производны от права муниципальной собственности и представляют собой его содержательно усеченные копии.

Находящееся в составе казны имущество принадлежит на праве собственности непосредственно соответствующему муниципальному образованию. Учет составляющего местную казну имущества и его движения, например, в Екатеринбурге, осуществляется комитетом по управлению городским имуществом путем занесения соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. Выписка из реестра муниципальной собственности является документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности. Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собственности.

Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, так же, как и о казенном имуществе, заносятся в реестр муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, определяют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей данных предприятий об их деятельности. Предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.

Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение.

Следовательно, органы местного самоуправления в качестве органов публично-властного управления осуществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве учреждений — юридических лиц — полномочия оперативного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют.

Органы местного самоуправления наделены правом предоставлять различные виды муниципального имущества в аренду. В качестве примера можно привести решение Екатеринбургской городской Думы от 30 декабря 1996 г., которым утверждено Положение о порядке предоставления льгот арендаторам объектов муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга. Среди предоставляемых арендаторам льгот: увеличение срока договора аренды, предусматривающее окупаемость понесенных арендатором затрат по улучшению муниципальной собственности и получение им прибыли в определенных размерах; предоставление арендатору права передачи части помещения в субаренду; частичное освобождение от арендной платы на определенный срок; отсрочка арендной платы; предоставление арендатору в установленном порядке права выкупа в счет доли арендной платы, причитающейся балансодержателю арендуемого объекта, средств, направляемых арендатором на капитальный ремонт помещения.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества (возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Читайте так же:  Недвижимое имущество что это и какие виды существуют в рф

Не менее важно, чем эксплуатация и отчуждение муниципального имущества, пополнение муниципального имущества новыми объектами. Одно из направлений этой работы — строительство жилья и социально-экономической инфраструктуры.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1789 ; Нарушение авторских прав? ;

Управление и распоряжение муниципальным имуществом

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

Распределение полномочий между органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования.

После оформления права муниципальной собственности органы местного самоуправления получают право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом от имени муниципального образования как субъекта гражданского права.

Уполномоченные муниципальные органы на материальной базе муниципального имущества учреждают, преобразуют и ликвидируют муниципальные предприятия и учреждения, назначают и освобождают от должности их руководителей (в соответствии с трудовым законодательством), вступают в договорные отношения с другими субъектами гражданского права, осуществляют имущественные сделки.

Указанные правоотношения (кроме приватизации муниципального имущества) регулируются ГК РФ.

Собственником муниципального имущества является муниципальное образование как субъект гражданского права. От его имени функции собственника исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования.

Как всякий ответственный собственник, муниципалитет обязан формировать свою имущественную политику, чтобы обеспечить:

  • — использование муниципального имущества в качестве инструмента экономического развития территории;
  • — использование имущества по целевому назначению с извлечением максимальной социальной и/или коммерческой пользы;
  • — поддержание имущественного комплекса в работоспособном состоянии;
  • — эффективную реализацию муниципального имущества, по тем или иным причинам не приносящего социальной и/или коммерческой пользы;
  • — приобретение (или создание) имущества, необходимого для решения социальных задач с учетом принципа разумной достаточности.

Имущественная политика реализуется через местные нормативно-правовые акты, например, «Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью».

Имущественные права муниципальных образований

В соответствии с определением «имущественные права — это субъективные права участников гражданских правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.), имущественными правами являются правомочия собственника, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, сервитуты (вещные права) и обязательственные права (как из договорных, так и внедоговорных обязательств), права авторов и изобретателей на вознаграждение за созданные ими произведения (сделанные изобретения), наследственные права». Применительно к муниципальным образованиям как участнику гражданских правоотношений наиболее используемыми являются такие имущественные права, как право собственности, право оперативного управления, право хозяйственного ведения и сервитуты.

Право оперативного управления ? это особая разновидность вещных прав в гражданском законодательстве РФ. Оно может принадлежать только юридическому лицу, не являющемуся собственником, и заключается в возможности использовать закрепленное собственником за данной организацией имущество строго по целевому назначению. По объему правомочий право оперативного управления значительно уступает праву собственности и праву хозяйственного ведения.

В соответствии с ст.№296-299 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казенное предприятие или учреждение. Право оперативного управления используется в муниципальных образованиях, как в отношении муниципальных учреждений, так и в отношении муниципальных казенных предприятий. Эти юридические лица осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом. Муниципальное образование как собственник такого имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность, то доходы от нее и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение и учитываются на отдельном балансе.

Прибыль в виде плодов и доходов от хозяйственной деятельности предприятия поступает в собственность учредителя и находится у предприятия на праве хозяйственного ведения, поскольку создана на основе имущества, собственником которого предприятие не является. Таким образом, унитарное предприятие ни при каких условиях не становится собственником находящегося у него имущества. И только при приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной и муниципальной собственности.

Вещные права делятся на две категории: а) право собственности; б) право на чужую вещь. Поскольку на условиях права хозяйственного ведения предприятие использует имущество только в известном направлении и для определенных учредителем целей, то, по определению, это право является правом на чужую вещь.

Право хозяйственного ведения является юридическим инструментом для ограничения ответственности собственника в лице государственного или муниципального образования за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение учрежденному предприятию, подобно тому, как гражданин может зарегистрировать юридическое лицо на свое имя, с тем чтобы ограничить имущественную ответственность за результаты предпринимательской деятельности только внесенным в уставный фонд капиталом. Однако законодательством предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя при недостаточности имущества предприятия для удовлетворения требований кредиторов, если будет доказано, что несостоятельность предприятия вызвана действиями учредителя (п. 3 ст. 56 ГК РФ). Таким образом, право хозяйственного ведения в ее нынешнем варианте является правовой формой, при помощи которой в рамках муниципальной собственности на имущество предприятий предпринята попытка повышения эффективности их деятельности путем экономического стимулирования, основанного на договорном характере распределения полученной прибыли между предприятием и муниципалитетом.

Сервитут — это обременение собственника недвижимости в пользу других лиц, т.е. предоставление им права ограниченного пользования этой недвижимостью.

[3]

Сервитут является ограниченным вещным правом, поэтому при смене собственника сервитут сохраняется.

Читайте так же:  Как поставить на учет автомобиль через госуслуги и записаться на прием в гибдд

Сервитут не может обязывать собственника обремененной вещи к положительным действиям, последний обязан только к пассивному поведению.

Не может существовать сервитут на собственную вещь. Поскольку сервитут по объему правомочий всегда меньше права собственности, то совпадение в одном лице собственника и обладателя сервитута на одну и туже вещь ведет к прекращению последнего. Не может быть сервитута на сервитут.

Регистрация сервитута осуществляется в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость (ст. 274 ГК РФ).

Перечисленные выше вещные права являются наиболее используемыми по отношению к объектам муниципальной собственности.

Вопрос 3. Имущественные права муниципальных образований.

Имущественные права – этосубъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, ценными бумагами и др.).

Имущественные права муниципальных образований согласно части 1 статьи 49 Федерального закона 131-ФЗ входят в состав экономической основы местного самоуправления. Согласно статье 132 (ч. 1) Конституции РФ органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Гражданский кодекс РФ (статьи 215, 125) уточняет: права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лицапо их специальному поручению от их имени.

Содержание права собственности раскрывает статья 209 Гражданского кодекса РФ:

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать своё имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечёт перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Общие правила владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, составляющие основы имущественных прав муниципальных образований, устанавливает статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (131-го закона).

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии со статьёй 132, (ч. 1) Конституции Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Конкретизируют имущественные права муниципальных образований статьи 294, 296 Гражданского кодекса РФ.

Имущественные права муниципального образования представляют собой в соответствии с гражданским законодательством следующие три основных правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения муниципальным имуществом.

1) Право владения – право фактического обладания муниципальным имуществом, которое создаёт возможность непосредственного воздействия на него.

Законным (титульным) владельцем муниципального имущества может быть:

— наниматель (арендатор) по договору имущественного найма;

— лицо, которому имущество передано по договору о безвозмездном пользовании;

— перевозчик (в отношении переданного ему для транспортировки муниципального имущества);

2) Право пользования заключается в праве потребления муниципального имущества – эксплуатации имущества, получении плодов и доходов, приносимых им, и др.

3) Право распоряжения муниципальным имуществом – это право, позволяющее органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Они вправе совершать такие сделки, как купля-продажа, поставка, дарение, аренда и др.

Распоряжением имущества определяется юридическая судьба вещи, т.е. либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на неё.

Собственник может передавать своё имущество в доверительное управление иным лицам.

Реализуя права собственников от имени муниципального образования, органы местного самоуправления в соответствии со статьёй 51 Федерального закона № 131-ФЗ могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Учреждая муниципальные предприятия и учреждения, органы местного самоуправления вправе наделять их необходимым для осуществления уставной деятельности муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом РФ это имущество может предоставляться муниципальные предприятию, учреждению на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

На правах хозяйственного ведения муниципальное имущество передаётся унитарным предприятиям[14]. Согласно статье 294 ГК РФ муниципальное образование – собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение унитарному предприятию, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Читайте так же:  Акт проверки качества питания в школьной столовой

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Закон устанавливает ограничения имущественных прав унитарного предприятия: предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

На правах оперативного управления муниципальное имущество может быть передано муниципальным учреждениям и казённым предприятиям. В соответствии со статьёй 296 ГК РФ учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретённое учреждением или казённым предприятием за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казённого предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Наконец, в состав имущественных прав муниципального образования входит право на приватизацию находящегося в его собственности муниципального имущества. Приватизация – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в собственность физических и (или) юридических лиц. Порядок и условия приватизации муниципального имущества устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Средства от приватизации муниципального имущества входят в состав доходной части бюджета муниципального образования.

Имущественные права тесно связаны с обязательствами. Если, например, муниципальное образование, реализуя право распоряжения, заключает договор аренды муниципального имущества, то у него возникают определенные обязательства как у арендодателя.

Основная обязанность арендодателя – своевременно предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (статья 611 ГК РФ). Арендодатель обязан также предупредить арендатора о правах третьих лиц на договорное имущество, поскольку передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество, которыми они обладают на основании закона или договора (статья 613 ГК РФ).

При обнаружении недостатков, за которые отвечает арендодатель, арендатор в соответствии с п. 1 статьи 612 Гражданского кодекса РФ вправе по своему выбору использовать следующие способы защиты:

а) потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков;

б) непосредственно удержать сумму понесённых им расходов на устранение недостатков из арендной платы с предварительным уведомлением об этом арендодателя;

в) потребовать досрочного расторжения договора.

Аналогичные обязательства возникают и при приватизации муниципального имущества.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно[15] отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 41 Федерального закона 131-ФЗ устанавливает: органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казёнными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для юридических лиц положений Федерального закона 131-ФЗ и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казённым учреждениям. Согласно статье 296 ГК РФ муниципальное имущество закрепляется за этими органами на праве оперативного управления.

Таким образом, реализация имущественных прав местного самоуправления позволяет решать четыре группы задач: во-первых, использовать муниципальное имущество для нужд муниципального образования в целом, то есть реализуя совокупность вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования. Во-вторых, наделение муниципальным имуществом органов местного самоуправления обеспечивает эти органы необходимыми для их повседневного функционирования условиями. В-третьих, использовать муниципальное имущество для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Наконец, муниципальное имущество и его использование является одним из источников доходов местных бюджетов.

В заключение отметим: распад централизованной системы управления сопровождался резким повышением роли муниципалитетов в жизнеобеспечении граждан, в удовлетворении их повседневных нужд. В собственность муниципальных образований были переданы крупные активы, в первую очередь жилищный фонд и объекты социальной сферы. Опыт последних 15 лет показал, что, несмотря на перманентный финансовый кризис, недостаток управленческого опыта, нестабильность условий деятельности, местные власти в целом успешно справились с этим сложнейшим комплексом возложенных на них задач. За исключением отдельных, хорошо известных, но немногочисленных исключений, они обеспечили поддержание в рабочем состоянии систем жизнеобеспечения населения и позволили избежать крупных всплесков социального недовольства на местном уровне.

| следующая лекция ==>
Экономические принципы организации местного самоуправления | Вопрос 4. Финансовая основа местного самоуправления

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 4948 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Муниципальная собственность: владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Владение, пользование, распоряжение муниципальным имуществом, которым посвящена ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ, составляют содержание права собственности, закрепленное в ст. 209 Гражданского кодекса РФ.

Читайте так же:  Как получить подоходный вычет при покупке недвижимости декларации, ндфл, через налоговую

Собственник согласно этой статье Кодекса вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам и передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.

Таким образом, муниципальные образования, будучи собственником муниципального имущества, не являются субъектами непосредственного владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Тем не менее в определенных случаях Федеральный закон N 131-ФЗ такое их право предполагает применительно к малым поселениям с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом. Здесь решают вопросы местного самоуправления на сходе граждан. Эти вопросы могут включать и распоряжение собственностью поселения. Во всяком случае, осуществляя полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции этого органа, сход определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности данного поселения (ст. 25 и 35 Федерального закона N 131-ФЗ).

Имея в виду эту ситуацию, можно сделать вывод, что население в сравнительно небольших поселениях, в которых проживает более 100 человек, тоже может пользоваться правом владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. указывалось, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляет население непосредственно. В Законе N 131-ФЗ этого правила нет, но нет и запрета на то, чтобы население муниципальных образований, будучи собственником по закону, имело отношение к решению вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом. Надо полагать, это — одна из существенных особенностей права муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления, как упоминалось выше, могут создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Муниципальные предприятия создаются в качестве унитарных предприятий двух видов: унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (в том числе казенных предприятий).

Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Однако они не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (муниципального образования). Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное предприятие может быть создано в случае:

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

[2]

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2017-04-04 ; просмотров: 1034 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

  2. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.

  3. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
  4. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
Правила владения и распоряжения муниципальным имуществом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here