Способы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Главное по теме: "Способы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Глава IV. Способы приватизации государственного и муниципального имущества (ст.ст. 18 — 26)

Глава IV. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

>
Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Задайте вопрос юристу бесплатно!

Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос!

Все данные будут переданы по защищенному каналу

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Во времена СССР все объекты недвижимости находились в ведении государства и муниципальных образований. Людям выдавались квартиры бесплатно на ордера на вселение. С распадом Советского союза возникла острая необходимость в пересмотре жилищных и земельных вопросов. После принятия в 1991 году Федерального Закона «О приватизации…» граждане нашей страны получили уникальную возможность — перевести в собственность муниципальное жилье, гараж или садовый участок совершенно бесплатно, как это сделать, давайте разбираться.

Все сделки по приватизации в Российской Федерации регулируются следующими нормативными актами:

  • ФЗ-№178 от 21.12.2001;
  • ФЗ-№366 от 03.07.2016;
  • ФЗ-№1541-1 РФ от 04.07.1991;
  • Жилищным Кодексом;
  • Земельным Кодексом.

Кто и что может приватизировать

В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть право Что могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.

Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.

Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?

Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.

Условия приватизации

Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:

  • оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
  • если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
  • основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
  • временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
  • процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.

Способы приватизации

Существует несколько способов переоформления права собственности:

  • переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
  • приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
  • приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
  • покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
  • получение имущества в форме вклада в уставной капитал.

Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.

Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации имущества:

  • составляется план процедуры;
  • издается акт;
  • осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
  • формируется отчет о проделанной работе.

После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.

  1. Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
  2. Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
  • об объекте приватизации;
  • о владельце;
  • о выбранном способе;
  • о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
  • о рассрочке.
  1. Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
  2. Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.
Читайте так же:  Каково содержание важнейших признаков правового государства

Необходимые документы

Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.

Какие документы необходимы:

  • заявление лица, желающего приобрести имущество;
  • паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
  • правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
  • выписка из ЕГРН;
  • расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
  • справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

Дополнительно может понадобятся:

  • письменное согласие на сделку второго супруга;
  • свидетельство о браке или о разводе;
  • разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
  • нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
  • финансовые документы (для юридических лиц).

Максимальный срок приватизации объектов государственной и муниципальной собственности — 3 месяца, минимальный — 14 дней. Оформление может затянуться еще на несколько месяцев, если потребуется получение разрешения на приватизацию в суде.

Расходы и налоги

При оформлении собственности в обычном порядке физическими лицами уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей с каждого участника приватизации.

Если речь идет, об участках земли, подпадающих под «дачную амнистию», плата за регистрацию составит всего 350 рублей.

Расчет государственной пошлины для юридических лиц осуществляется по следующей формуле:

  • 0,1% от стоимости имущества,
  • не более 60 тысяч рублей.

Если осуществляется приватизация унитарного предприятия, то при расчете его цены учитывается весь хозяйственной комплекс. По закону, цена имущества в кадастровой документации не может быть больше рыночной.

После приватизации и получения всех необходимых документов, по истечении налогового года, необходимо заплатить налог, а размере 0,3% от его цены.

Пример расчета налога. После приватизации Смирнова К.О получила в собственность однокомнатную квартиру. Ежегодно женщина обязана платить налог на имущество, величина которого складывается с учетом следующих параметров:

  • облагаемое налогом имущество – однокомнатная квартира (25 квадратных метров);
  • величина налогового вычета — 20 квадратных метров от общей площади жилья при условии, что это единственное жилье налогоплательщика (как в нашем случае);
  • стоимость объекта, согласно кадастровой документации – 980 тысяч рублей;
  • действующая в [current_date format=’Y’] году ставка налога – 0,3%.

С учетом всех факторов за свою жилплощадь Смирнова ежегодно должна платить по 588 рублей. Чтобы избежать начисления штрафных пеней, денежные средства необходимо вносить в бюджет не позднее 31 октября.

Специалисты нашего сайта смогут оказать вам консультативную помощь на безвозмездной основе. Вообще если вы доверите представление своих интересов профессиональному юристу, то он не только соберет все необходимые документы, но и подготовит все требуемые заявления и представит ваши интересы в любой инстанции.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

Читайте так же:  Как получить водительское удостоверение по истечении срока лишения права на управление автотранспорт

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

[3]

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрен главой 3 Закона о приватизации 2001 г. С.И. Комарицкий понимает под порядком приватизации решение двуединой задачи: выбор имущества, подлежащего продаже, и определение организационной схемы, по которой конкретное имущество переходит в собственность физических и юридических лиц.

Читайте так же:  Как собственник квартиры может выписать несовершеннолетнего ребёнка

По мнению Попондопуло В.Ф. порядок приватизации включает ряд этапов, в частности принятие решения об условиях приватизации, заключение соответствующего договора и его исполнение. Рассмотрим эти этапы более подробно.

1. Решение об условиях приватизации принимается Правительством РФ в соответствии с Прогнозным планом приватизации согласно ст. 14 Закона о приватизации 2001 г. Прогнозный план приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет. Решения об условиях приватизации федерального имущества можно рассматривать как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. На основе решения об условиях приватизации публикуется информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества (См.: Приложение №2), не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи имущества, если иное не предусмотрено Законом о приватизации 2001 г.

Начальной стадией приватизации является подача покупателями необходимых документов.

Согласно ст. 16 Закона о приватизации 2001 г., претенденты представляют следующие документы:

— платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств в установленных настоящим Федеральным законом случаях;

— документ, подтверждающий уведомление федерального антимонопольного органа или его территориального органа о намерении приобрести подлежащее приватизации имущество в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность.

Юридические лица дополнительно представляют следующие документы:

— нотариально заверенные копии учредительных документов;

— решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент);

— сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале юридического лица;

— иные документы, требование к представлению которых может быть установлено федеральным законом;

— опись представленных документов.

Далее порядок приватизации определяется в соответствии с правилами о реализации того или иного способа приватизации. Статья 13 Закона о приватизации 2001 г. закрепляет закрытый перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества:

— преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

— .продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

— продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

— продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

— продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

— продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

— продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

— продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

— внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

— продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Закрытость перечня означает, что, кроме этих способов, государственное и муниципальное имущество не может перейти в собственность физических и юридических лиц ни на каком другом основании.

Однако судебная практика иногда исходит из того, что перечень позволяет последовательное применение различных способов приватизации. В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23 августа 2005 г. №А17-3896/5-2004 арбитражный суд кассационной инстанции посчитал правомерным преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество одновременно с последующей передачей полного пакета акций в уставный капитал другого открытого акционерного общества. ФАС Московской области по делу №КГ-А40/6492-05 признал правомерным использование этих двух способов приватизации при условии, что второй способ применяется для части акций, оставшихся в государственной собственности, после окончания сроков для проведения преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Правовые последствия в двух вроде бы похожих случаях абсолютно разные. Так, с учетом возмездности отчуждения государственного имущества при приватизации, во втором случае после преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество 80% акций были проданы, т.е. имущество перешло из государственной в иные виды собственности за плату. Государство в процессе приватизации получило за имущество денежные средства.

[2]

В первом же случае, когда орган местного самоуправления принимает решение о приватизации муниципального унитарного предприятия и последующем распоряжении акциями, возмездность отчуждения выглядит очень призрачной. Муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении у муниципального унитарного предприятия на основании такого решения, переходит в качестве уставного капитала в открытое акционерное общество. Имущество становится собственностью открытого акционерного общества, а 100% акций акционерного общества принадлежат муниципальному образованию. 100% акций созданного общества вносятся в качестве вклада в уставный капитал (в размере 49%) подлежащего будущему созданию открытого акционерного общества совместно с другим юридическим лицом. Это означает, что имущество, управляемое муниципалитетом, переходит под управление юридического лица, где муниципалитет не будет иметь права решающего голоса при принятии решений относительно использования имущества.

Данная цепочка действий не содержит основного важного показателя приватизации — возмездности отчуждения имущества. При осуществлении этой цепочки муниципалитет не получает за отчуждение имущества никаких денежных средств. Получение же дивидендов от прибыли, а также их размер зависят от эффективности использования имущества в предпринимательской деятельности, на что муниципалитет при наличии 49% акций влиять не сможет.

На практике передача имущества зависит от органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по передаче имущества. Унитарному предприятию, подлежащему приватизации, передается имущество, которое не соответствует целям деятельности предприятия, или в объемах, которые предприятие использовать не имеет возможности. Кроме того, передача государственного имущества унитарному предприятию, уже внесенному в план приватизации, также вызывает сомнения в чистоте сделки.

Читайте так же:  Перечень заболеваний, при которых дают инвалидность

Таким образом, ст. 11 Закона о приватизации 2001 г. должна содержать ограничения по передаче государственного и муниципального имущества унитарному предприятию после внесения его в прогнозный план приватизации.

2. Второй этап заключение соответствующего договора, где продавец независимо от избранного способа приватизации заключает с покупателем договор купли-продажи. При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). По мнению Д.В. Пяткова, решения об утверждении условий приватизации также следует относить к сделкам. Сделка должна быть односторонней, поскольку исходит только от полномочных органов государства или муниципальных образований и «устанавливает (изменяет, прекращает) известное конкретное правоотношение». Данная точка зрения находит поддержку и в арбитражной практике. Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа признал верными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что «план приватизации в части включения в уставный капитал истца объектов социально-культурного назначения, к которым относится здание детского сада», является ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ. По мнению же О.Н. Садикова, утвержденный план приватизации является тем административным актом, который порождает право требовать заключения договора купли-продажи приватизируемого объекта (сделки приватизации).

Понятие «сделка приватизации» употребляется и в п. 10 ст. 15 Закона о приватизации 2001 г. Согласно этому пункту информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, размещению на сайтах в сети «Интернет» в течение 30 дней со дня совершения указанных сделок.

3. На заключительном этапе исполнения, момент оплаты товара предопределяется сущностью договорного обязательства и способом оплаты товара, избранным сторонами. Согласно п. 1 ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК РФ, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.

ГК РФ предусматривает следующие варианты оплаты приобретаемого покупателем государственного или муниципального имущества:

— в рассрочку на срок не более одного года. При этом возможность предоставления рассрочки предусматривается только в одном случае — при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены.

[1]

Рассрочка платежа является мерой стимулирования покупателя для приобретения государственного или муниципального имущества, которое не было востребовано при отчуждении в соответствии со ст. ст. 18-20 Закона о приватизации 2001 г., а затем в соответствии со ст. 23 указанного закона.

О рассрочке принимается решение, в котором указываются: сроки предоставления рассрочки; порядок внесения платежей. За покупателем закрепляется право на досрочную оплату приватизируемого имущества. При предоставлении рассрочки не действует правило п. 3 ст. 32 Закона о приватизации 2001 г., которое предусматривает переход покупателю права собственности на приобретаемое государственное или муниципальное имущество после полной его оплаты. Право собственности переходит в установленном законом порядке:

— для движимого имущества — с момента передачи имущества. В силу абз. 2 п. 5 Закона о приватизации 2001 г. передача покупателю приобретенного в рассрочку имущества осуществляется не позднее чем через 30 дней с даты заключения договора;

— для недвижимого имущества с момента государственной регистрации перехода права в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Однако, в любом случае передача как движимого, так и недвижимого имущества должна быть осуществлена в течение 30 дней с момента заключения договора. С момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку имущества и до момента его полной оплаты имущество признается находящимся в залоге для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате приобретенного государственного или муниципального имущества.

Таким образом, процесс приватизации включает ряд этапов, в частности принятие решения об условиях приватизации, заключение соответствующего договора и его исполнение, которые выступают в качестве юридических фактов. Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений собственности в процессе приватизации необходим юридический состав, который носит комплексный характер и включает как административные правоотношения (принятие государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта; составление и утверждение плана приватизации), так и гражданские правоотношения (заключение с приобретателем приватизируемого имущества договора)». Поэтому, порядок приватизации государственного и муниципального имущества можно определить как нормативно закрепленная система организационно-правовых мероприятий, направленных на отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц, а также действий, связанных с обязательствами субъектов приватизационных отношений, возникающими в связи с приобретением государственного и муниципального имущества и до перехода к ним права собственности на такое имущество.

Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества (ст.ст. 11 — 17)

Глава III. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

>
Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Способы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Термин приватизация вошел в обиход российских граждан с 1992 года после распада СССР. Большинство из них связывают понятие приватизации исключительно с возможностью перехода в собственность муниципального жилья. Это достаточно узкое использование и термина, и возможностей процесса.

Читайте так же:  Предварительный договор купли-продажи гаража

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно !

Ведь если взглянуть на него шире, можно прийти к выводу, что граждане, общественные или коммерческие организации могут получить во владение предприятия, нежилые помещения и даже объекты культуры. Но с условием – ни одно из них не должно входить в число объектов, право на владение которыми возложено исключительно на государство.

Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Передача права на владение объектом от государства (муниципалитета) частным лицам, которых может представлять организация или один гражданин, и есть приватизация.

Объекты и субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

  • Объекты приватизации государственного и муниципального имущества. Основной процент объектов, подлежащих приватизации, составляет недвижимость: имущественные комплексы и предприятия. Движимая часть имущества, это, в первую очередь, акции ОАО и государственные или муниципальные доли в обществах с ограниченной ответственностью.
  • Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества. Лица, участвующие в процессе отчуждения того или иного объекта, — представители государства, наделенные полномочиями по продаже объекта, и непосредственно покупатели – физические и юридические лица, резиденты РФ. Для первых необходимые условия – дееспособность и эмансипация. Для второй категории покупателей требования выдвигаются особые: если доля государства в уставном капитале предприятия-покупателя превышает 25%, то он автоматически исключается из числа претендентов.

Виды приватизации государственного и муниципального имуществ

Приватизации традиционно подлежат жилье (см. Зачем приватизировать квартиру), земельные участки и предприятия, соответственно, обозначены и три вида отчуждения имущества из государственной в частную собственность.

  1. Приватизация жилья. Осуществляется бесплатно (см. Сколько сейчас стоит приватизация квартиры). В соответствии с принятым в этом году законодательством, право на владение муниципальной квартирой или комнатой в общежитии обязаны предоставлять безвозмездно. Выкуп государственных или муниципальных квартир к приватизации не имеет никакого отношения.
  2. Приватизация земельного участка. Есть вариант бесплатной приватизации для граждан фактически владеющих землей на основании получения участка в наследство или в бессрочное пользование. Таких участков сейчас осталось очень мало, поэтому основная масса граждан оплачивает свое право на отчуждение клочка государственной земли.
  3. Приватизация предприятий, зданий и других объектов производится на платной основе, хотя плата, обычно, настолько символическая, что посильна даже для небогатой организации.

Способы приватизации государственного или муниципального имущества

С 2001 года применяются следующие виды приватизации государственного и муниципального имущества:

  • Акционирование – предприятие, состоящее в государственной собственности, преобразовывают в акционерное сообщество.
  • Безакционный способ – преобразование предприятия в ООО.
  • Аукцион – продажа имущества на аукционной основе (кто больше).
  • Конкурсная продажа акций – реализация имущества предприятиям или частным лицам на конкурсной основе.
  • Торги на бирже.
  • Продажа без объявления цены (осуществляют при отмене аукциона).
  • Имущественный вклад в новосозданные стратегические акционерные общества (патронный завод «Вымлет», ВГТРК, и другие).

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества происходит в три шага.

  1. Планирование. Происходит на подготовительном этапе и состоит из оценки субъектом, из собственности которого отчуждается объект возможности приватизации, а именно: что и в каком количестве передается в приватизацию. Обычно оценочный этап затягивается, поскольку окончательное решение принимают на правительственном уровне.
  2. Принятие условий приватизации. Суть его заключается в составлении и подписании нормативного акта, в котором подробно описаны условия приватизации конкретного объекта.
  3. Собственно приватизация – отчуждение объекта из собственности владельца-государства и передача в собственность частному лицу.

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества

Отчуждение жилья и земель в пользу частных собственников производится на муниципальном уровне, поскольку и то, и другое, находится во владении местных советов. Это несколько упрощает процедуру, избавляя граждан от длительного ожидания решений на государственном уровне (см. Сколько на самом деле времени занимает приватизация жилья).

Приватизация муниципального имущества (квартир и земельных участков) производится на основании решений, принятых местными советами.

Видео (кликните для воспроизведения).

При приватизации государственного имущества может возникнуть ряд трудностей, вплоть до отказа, поскольку многие из ведомственных квартир не подлежат приватизации — жилье в военных городках, например.

Источники


  1. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.

  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
Способы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here