Справочно — правовые системы обзор и преимущества использования

Главное по теме: "Справочно — правовые системы обзор и преимущества использования" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Преимущества и недостатки малоизвестных справочно-правовых систем

Справочно-правовые системы (далее СПС) играют большую роль в ведении и создании бухгалтерского учета. Деятельность современного экономиста и бухгалтера базируется на нормативных документах [1, с.131]. Финансовому специалисту очень важно следить за изменениями в законодательстве. В этом, однозначно, помогают СПС, содержащие также консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов, образцы заполнения и ведения документации и прочую востребованную информацию. Все это позволяет определить важность существования СПС для представителей различный организаций.

В настоящее время наиболее популярными и удобными среди отечественных СПС считаются «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс». Каждая из этих систем имеет свои особенности, возможности, обеспечивающих деятельность организаций. Но представители этой «большой тройки» не являются единственными на рынке отечественных СПС. Стоит обратить внимание на такие системы как «Техэксперт», «ЮСИС», «РосПравосудие», «Юрист». К сожалению, на фоне систем «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс» перечисленные выше СПС остаются практически незаметными, о них сейчас благополучно забывают. Возможно, что подобное явление связано с низким уровнем качества этих систем по сравнению с представителями так называемой «большой тройки». Но, с другой стороны, свою роль в этом могло сыграть плохое или же вообще отсутствующее рекламное продвижение СПС вроде «РосПравосудия» или «ЮСИС».

Итак, целью исследования является выявление преимущественных возможностей малоизвестных СПС перед наиболее популярными системами — «Гарант» и «Консультант Плюс». Также на основе этого исследования мы сможем сделать вывод о настоящей причине недостатка уделяемого некоторым отечественным СПС внимания пользователей.

Прежде чем начать изучение и сравнение систем, определим ключевые понятия. Первым из них будет «справочно-правовая система».

Справочно-правовые системы (СПС) — это класс компьютерных баз данных, содержащих тексты правовых актов, указов, постановлений и решений различных государственных органов, консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов, образцы заполнения и ведения документации и прочую полезную информацию.

Карточка реквизитов для поиска (далее «карточка поиска») подразумевает электронный инструмент поиска документов, содержащий несколько поисковых полей, благодаря которым можно сузить круг поиска необходимых материалов.

В качестве базы данных в будущем будет упоминаться совокупность нормативных материалов, систематизированных определенным образом.

Если вернуться к СПС «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс». Все они имеют определенные преимущества (огромные объемы размещаемой на их базах информации; широкая направленность тематик, размещенных в них материалов; достоверность и точность документов, размещаемых в базах; простой и удобный интерфейс поиска документов; постоянное пополнение базы данных новыми актуальными нормативными актами и внесение необходимых поправок в старые; возможность отслеживать изменения и новинки в законодательстве; возможность работы с документами баз и т.д.).

Для анализа были выбраны следующие СПС- «Законодательство России», систему «Юрист», «РосПравосудие», а также «Консультант Плюс» в качестве представителя наиболее популярных СПС среди пользователей. Сравнительный анализ функциональных характеристик систем позволяет выявить преимущественные особенности СПС для пользователей.

«РосПравосудие» — весьма узкоспециализированная система. Она специализируется только на судебном производстве, но при этом обладает наибольшим объемом хранимой в ее базе данных документации по сравнению с другими наименее известными СПС (свыше 100 млн. документов [4]). Также она уступает остальным в удобстве интерфейса (нет возможности удобного поиска документа по реквизитам). При рассмотрении критерия «Возможность удобной работы с документацией» можно заметить, что особых функций и инструментов, облегчающих работу с документами, намного меньше по сравнению с другими анализируемыми системами (например, нет возможности составлять внутри системы подборки необходимой документации). Таким образом, справочно-правовая система «РосПравосудие» является наиболее слабым конкурентом среди рассматриваемых систем. В особенности силен разрыв между «РосПравосудием» и «Консультант Плюс» практически по всем критериям. Но, тем не менее, данная справочно-правовая система будет определенно полезна для представителей сферы судебного делопроизводства и специалистов в адвокатской деятельности за счет огромного массива документации конкретной сферы (в данном случае, судебно-адвокатской сферы).

Сравнив их между собой и выявив сходства, различия, особенности и возможности представленных справочно-правовых систем, мы можем прийти к выводу, что малоизвестные отечественные СПС обладают достаточным количеством преимуществ, вроде достаточно больших объемов информации, удобства интерфейса и постоянного обновления хранимой в их базах документации, и, однозначно, могли бы занять свое место на информационном рынке. Следовательно, причина недостатка уделяемого внимания скрывается в очень слабой пиар-кампании. В связи с этим мы хотели бы привлечь внимание пользователей к рассмотренным в нашей статье СПС. В особенности мы решили выделить систему «Юрист» в силу широкого спектра хранимой информации.

1. Геращенко М.М. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / М.М. Геращенко; РАНХиГС, Сиб. ин-т упр. – Новосибирск; Изд-во СибАГС, 2014. – 204с

Тема 7. справочные правовые системы.

Требования к студенту.Уметь работать в СПС с информационным массивом: находить документы, производить аналитическую работу с документами, уметь сохранять результат работы как внутри программы, так и импортировать документы из СПС.

Обеспечение актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является одной из первоочередных задач справочных правовых систем (СПС).

Пользователям нормативно-правовой информации приходится искать ответы на такие вопросы, как:

  • как справиться с огромным количеством законов, нормативных актов, регламентирующих отраслевых документов и прочей информацией?
  • как и где вовремя получить достоверную и необходимую правовую и профессиональную консультацию по налогам, бухгалтерии, финансово-экономической и отраслевой специализациям?
  • как обеспечить быстрый поиск необходимого документа, когда нет полной информации о нем или необходимо обеспечить тематическую выборку?

Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 1960-х гг. Вместе с развитием технологий и средств телекоммуникации в мире впервые стали появляться компьютерные правовые системы. Их развитие было обусловлено тем, что обычным библиотекам было уже не под силу собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов.

[3]

Первоначально справочные правовые системы создавались в основном в виде электронных картотек, своего рода грандиозных электронных каталогов. Они давали возможность найти все сведения о реквизитах документов, интересовавших пользователя, названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д. С помощью полученных библиографических реквизитов уже в то время можно было быстро отыскать печатное издание, в котором был опубликован необходимый материал.

СПС — особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Быстрое развитие и распространение СПС в России началось лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. — ЮСИС, в 1991 г. — Гарант, в 1992 г. Консультант Плюс.

Читайте так же:  Что такое выписка из егрп на квартиру

Огромная потребность в правовой информации, с одной стороны, и наращивание уровня и возможностей компьютерных технологий — с другой, привели к росту популярности компьютерных СПС среди специалистов. Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, благодаря которым они стали практически незаменимы при работе с нормативно-правовой информацией:

  • возможность работы с большими массивами текстовой информации;
  • использование специальных поисковых программных средств, позволяющих осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе;
  • возможность работы с использованием телекоммуникационных средств (электронная почта, ресурсы сети Internet).

В последние годы мы стали свидетелями удивительного явления: на фоне общего экономического кризиса разработка и обслуживание справочных правовых систем выросли в России в новую современную отрасль информационного бизнеса. Общее число установленных компьютерных правовых систем всех типов к настоящему времени превысило 400 тыс. Реальных же пользователей систем гораздо больше, нежели самих систем, так как многие из них установлены на локальных компьютерных сетях, и даже с несетевой версией обычно работают несколько специалистов. Сегодня с уверенностью можно сказать, что СПС играют в процессе распространения правовой информации не меньшую роль, чем традиционная пресса.

Причина популярности компьютерных правовых систем среди специалистов кроется, прежде всего, в том, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто позволяют специалисту экономить время, но и сделали возможной принципиальную перестройку структуры потоков этой информации в российском обществе. Тем объемом правовых документов, который без компьютерных систем ранее был доступен лишь сотням экспертов, сегодня реально пользуются сотни тысяч специалистов, которые, в свою очередь, получили, благодаря этому, возможность эффективно консультировать уже миллионы работников предприятий и частных лиц.

Кроме того, значительная часть газет и журналов, особенно региональных, уделяющих внимание правовой тематике, активно использует компьютерные правовые системы в качестве источника полной и оперативной информации. Именно благодаря специализированным компьютерным системам, позволяющим хранить и распространять, по существу, неограниченные объемы данных, в России за последние несколько лет был достигнут качественно новый уровень в решении проблемы открытости и доступности правовой информации.

В то же время следует четко представлять границы реальных возможностей и область применения СПС. В частности, надо иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения.

Следует учитывать, что ни одна компьютерная правовая система не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы хотя и дают возможность получать и использовать полную достоверную информацию по правовым проблемам, однако имеют статус именно справочных. Так, при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации.

Отмеченные выше границы возможностей компьютерных правовых систем никоим образом не умаляют их реальной роли и достоинств. Очевидно, что уже в ближайшем будущем ни один специалист, работающий с правовой информацией, не сможет обойтись в своей работе без СПС.

Современные тенденции в развитии справочно-правовых систем.

Продукты разных компаний-разработчиков правовых систем имеют существенные отличия не только по распространенности и тем концепциям, которые в них заложены, но, что самое главное, и по качеству. Для оценки качества правовой системы очень важно выделить действительно существенные параметры и возможности систем, на которые стоит обращать внимание в первую очередь.

Но есть один простой универсальный признак, позволяющий даже неискушенному пользователю выделить качественные продукты. Если в любом регионе страны пользователь может не только купить систему, но и получить полноценное сервисное обслуживание СПС, то такой программный продукт заслуживает внимания. На сегодняшний день сложились следующие стандарты действительно хорошего сервиса по обслуживанию компьютерных правовых систем:

  • бесплатная демонстрация системы в офисе заказчика квалифицированным специалистом;
  • гарантии стабильного информационного сопровождения систем (вплоть до возможности ежедневного обновления информации) на компьютере пользователя;
  • обучение пользователя и его консультирование в сложных ситуациях;
  • техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев;
  • возможность заказа отдельных документов, не входящих в комплект поставки для пользователя.

Если говорить о современных тенденциях развития компаний-разработчиков справочных правовых систем и производимых ими правовых баз, то необходимо отметить четко наметившуюся дифференциацию всех разработчиков на две группы.

Первую группу составляют компании, с самого начала своего развития сделавшие ставку на обеспечение высокого качества своей продукции и сервиса. Причем достигается это комплексной работой по развитию и информационных ресурсов, и программных технологий, и сервисных структур, что, естественно, требует и соответствующих аппаратных и программных средств, а также существенных финансовых затрат. Для обеспечения полноты, достоверности и оперативности информации эти компании работают по десяткам и даже сотням договоров с органами государственной власти и управления, собирают архивы исходных печатных документов, организуют собственные службы проверки качества электронных текстов, организуют дополнительную юридическую обработку информации.

Во вторую группу входят компании, которые не в состоянии обеспечить высокое качество продукции и услуг по всему спектру направлений, а имеющиеся недостатки пытаются компенсировать за счет дешевизны своей продукции. Юридическая обработка информации такими поставщиками СПС практически не проводится, а сама информация может пополняться из различных баз случайным образом. Отсутствие даже элементарных процедур обработки информации и контроля за ее качеством приводит к искажению или неправильной интерпретации полученных документов.

[1]

В конечном счете принципиальная разница в качестве продуктов и определяет выбор пользователей. По оценкам независимых исследователей, продукты компаний первой группы составляют более 95 % от числа всех используемых СПС, даже несмотря на то, что они имеют более высокие цены. Причина заключается в том, что СПС применяют прежде всего как инструмент для профессиональной работы, а серьезные специалисты при решении ответственных юридических, экономических и управленческих задач не могут позволить себе полагаться на продукцию сомнительного качества.

Обзор российских справочно-правовых систем.

Уникальность программных технологий и схем сервисного обслуживания российских СПС состоит в том, что в них почти не используются готовые технологические решения и не повторяется чей-либо зарубежный опыт. Это связано с такими особенностями нашей страны, как огромная территория и относительно слабое развитие телекоммуникаций наряду с необходимостью оперативного предоставления пользователю доступа к большому числу новых документов, поскольку современное российское законодательство быстро развивается и пока еще далеко от стабильности.

Отметим, что жесткая конкуренция отечественных компаний и активное развитие СПС на протяжении почти десяти лет обеспечили эффективность информационного сервиса и вывели его на мировой уровень услуг в этой области.

Читайте так же:  Доверенность на управление и распоряжение квартирой образец

Можно выделить следующие основные причины интенсивного развития в России компьютерных технологий, направленных на правовую информатизацию:

1. Стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров.

2. Реформы политической и экономической жизни в стране породили буквально вал нормативных и иных правовых документов. Работать с таким массивом документов без современных компьютерных технологий просто невозможно.

3. Сегодня существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решать которые можно лишь при использовании компьютерных СПС (например, работа юристов, экономистов или бухгалтеров).

В настоящее время на рынке справочных правовых систем работает довольно много компаний-создателей СПС и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных правовых систем. Наиболее известны в России следующие системы и разработавшие их компании:

  • Консультант Плюс (компания Консультант Плюс);
  • Гарант (Научно-производственное предприятие Гарант-Сервис);
  • Кодекс (Центр компьютерных разработок);
  • Референт (фирма Референт-Сервис).

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует прежде всего назвать:

  • Эталон при Министерстве юстиции РФ;
  • Система при ФАПСИ.

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

  • ЮСИС (фирма Интралекс);
  • Юридический Мир (издательство Дело и право);
  • Ваше право и Юрисконсульт (фирма Информационные системы и технологии);
  • системы 1С: Кодекс, 1С: Гарант, 1С: Эталон (фирма 1С);
  • система Законодательство России (Ассоциация развития банковских технологий).

Степень распространенности программных продуктов той или иной компании на российском рынке весьма различна, и в настоящее время точно оценить ее не представляется возможным, а данные, иногда публикуемые самими компаниями, могут быть довольно субъективными. Тем не менее, среди частных компьютерных фирм, создающих и распространяющих правовые системы, можно выделить несколько наиболее распространенных и популярных компаний: АО Консультант Плюс (Москва), Научно-производственное предприятие Гарант-Сервис (Москва), Центр компьютерных разработок (Санкт-Петербург), ЗАО Референт-Сервис (Москва).

СПС Консультант Плюс появилась в 1992 году и в настоящее время является одной из самых популярных справочно-правовых систем. Сервисные центры обеспечивают ежедневное обновление информационной базы СПС.

Имея договоры с основными законодательными органами об обмене правовой информацией, обеспечивает оперативное пополнение правовых документов в базу системы.

Статьи к прочтению:

Информационно справочный центр 319

Похожие статьи:

Понятие, назначение и преимущества Принятие обоснованных решений в сфере как экономики, так и политики невозможно без обладания достаточным объемом…

План лекции (2 часа) 1. Основные концепции операционных систем 2. Методы декомпозиции операционных систем 3. Управление процессами 4. Файловые системы 5….

Тема 7. Справочные правовые системы.

Требования к студенту.Уметь работать в СПС с информационным массивом: находить документы, производить аналитическую работу с документами, уметь сохранять результат работы как внутри программы, так и импортировать документы из СПС.

Обеспечение актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является одной из первоочередных задач справочных правовых систем (СПС).

Пользователям нормативно-правовой информации приходится искать ответы на такие вопросы, как:

· как справиться с огромным количеством законов, нормативных актов, регламентирующих отраслевых документов и прочей информацией?

· как и где вовремя получить достоверную и необходимую правовую и профессиональную консультацию по налогам, бухгалтерии, финансово-экономической и отраслевой специализациям?

· как обеспечить быстрый поиск необходимого документа, когда нет полной информации о нем или необходимо обеспечить тематическую выборку?

Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 1960-х гг. Вместе с развитием технологий и средств телекоммуникации в мире впервые стали появляться компьютерные правовые системы. Их развитие было обусловлено тем, что обычным библиотекам было уже не под силу собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов.

Первоначально справочные правовые системы создавались в основном в виде электронных картотек, своего рода грандиозных «электронных каталогов». Они давали возможность найти все сведения о реквизитах документов, интересовавших пользователя, названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д. С помощью полученных библиографических реквизитов уже в то время можно было быстро отыскать печатное издание, в котором был опубликован необходимый материал.

СПС — особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Быстрое развитие и распространение СПС в России началось лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. — «ЮСИС», в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. «Консультант Плюс».

Огромная потребность в правовой информации, с одной стороны, и наращивание уровня и возможностей компьютерных технологий — с другой, привели к росту популярности компьютерных СПС среди специалистов. Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного законодательства.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, благодаря которым они стали практически незаменимы при работе с нормативно-правовой информацией:

· возможность работы с большими массивами текстовой информации;

· использование специальных поисковых программных средств, позволяющих осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе;

· возможность работы с использованием телекоммуникационных средств (электронная почта, ресурсы сети Internet).

В последние годы мы стали свидетелями удивительного явления: на фоне общего экономического кризиса разработка и обслуживание справочных правовых систем выросли в России в новую современную отрасль информационного бизнеса. Общее число установленных компьютерных правовых систем всех типов к настоящему времени превысило 400 тыс. Реальных же пользователей систем гораздо больше, нежели самих систем, так как многие из них установлены на локальных компьютерных сетях, и даже с несетевой версией обычно работают несколько специалистов. Сегодня с уверенностью можно сказать, что СПС играют в процессе распространения правовой информации не меньшую роль, чем традиционная пресса.

Причина популярности компьютерных правовых систем среди специалистов кроется, прежде всего, в том, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто позволяют специалисту экономить время, но и сделали возможной принципиальную перестройку структуры потоков этой информации в российском обществе. Тем объемом правовых документов, который без компьютерных систем ранее был доступен лишь сотням экспертов, сегодня реально пользуются сотни тысяч специалистов, которые, в свою очередь, получили, благодаря этому, возможность эффективно консультировать уже миллионы работников предприятий и частных лиц.

Кроме того, значительная часть газет и журналов, особенно региональных, уделяющих внимание правовой тематике, активно использует компьютерные правовые системы в качестве источника полной и оперативной информации. Именно благодаря специализированным компьютерным системам, позволяющим хранить и распространять, по существу, неограниченные объемы данных, в России за последние несколько лет был достигнут качественно новый уровень в решении проблемы открытости и доступности правовой информации.

Читайте так же:  Ходатайство и расчет госпошлины в суд общей юрисдикции

В то же время следует четко представлять границы реальных возможностей и область применения СПС. В частности, надо иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего сведения.

Следует учитывать, что ни одна компьютерная правовая система не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы хотя и дают возможность получать и использовать полную достоверную информацию по правовым проблемам, однако имеют статус именно справочных. Так, при обращении, скажем, в суд (или иную инстанцию) необходимо ссылаться не на правовую базу, а на официальный источник публикации.

Отмеченные выше границы возможностей компьютерных правовых систем никоим образом не умаляют их реальной роли и достоинств. Очевидно, что уже в ближайшем будущем ни один специалист, работающий с правовой информацией, не сможет обойтись в своей работе без СПС.

Современные тенденции в развитии справочно-правовых систем.

Продукты разных компаний-разработчиков правовых систем имеют существенные отличия не только по распространенности и тем концепциям, которые в них заложены, но, что самое главное, и по качеству. Для оценки качества правовой системы очень важно выделить действительно существенные параметры и возможности систем, на которые стоит обращать внимание в первую очередь.

Но есть один простой универсальный признак, позволяющий даже неискушенному пользователю выделить качественные продукты. Если в любом регионе страны пользователь может не только купить систему, но и получить полноценное сервисное обслуживание СПС, то такой программный продукт заслуживает внимания. На сегодняшний день сложились следующие стандарты действительно хорошего сервиса по обслуживанию компьютерных правовых систем:

· бесплатная демонстрация системы в офисе заказчика квалифицированным специалистом;

· гарантии стабильного информационного сопровождения систем (вплоть до возможности ежедневного обновления информации) на компьютере пользователя;

· обучение пользователя и его консультирование в сложных ситуациях;

· техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев;

· возможность заказа отдельных документов, не входящих в комплект поставки для пользователя.

Если говорить о современных тенденциях развития компаний-разработчиков справочных правовых систем и производимых ими правовых баз, то необходимо отметить четко наметившуюся дифференциацию всех разработчиков на две группы.

Первую группу составляют компании, с самого начала своего развития сделавшие ставку на обеспечение высокого качества своей продукции и сервиса. Причем достигается это комплексной работой по развитию и информационных ресурсов, и программных технологий, и сервисных структур, что, естественно, требует и соответствующих аппаратных и программных средств, а также существенных финансовых затрат. Для обеспечения полноты, достоверности и оперативности информации эти компании работают по десяткам и даже сотням договоров с органами государственной власти и управления, собирают архивы исходных печатных документов, организуют собственные службы проверки качества электронных текстов, организуют дополнительную юридическую обработку информации.

Во вторую группу входят компании, которые не в состоянии обеспечить высокое качество продукции и услуг по всему спектру направлений, а имеющиеся недостатки пытаются компенсировать за счет дешевизны своей продукции. Юридическая обработка информации такими поставщиками СПС практически не проводится, а сама информация может пополняться из различных баз случайным образом. Отсутствие даже элементарных процедур обработки информации и контроля за ее качеством приводит к искажению или неправильной интерпретации полученных документов.

В конечном счете принципиальная разница в качестве продуктов и определяет выбор пользователей. По оценкам независимых исследователей, продукты компаний первой группы составляют более 95 % от числа всех используемых СПС, даже несмотря на то, что они имеют более высокие цены. Причина заключается в том, что СПС применяют прежде всего как инструмент для профессиональной работы, а серьезные специалисты при решении ответственных юридических, экономических и управленческих задач не могут позволить себе полагаться на продукцию сомнительного качества.

Обзор российских справочно-правовых систем.

Уникальность программных технологий и схем сервисного обслуживания российских СПС состоит в том, что в них почти не используются готовые технологические решения и не повторяется чей-либо зарубежный опыт. Это связано с такими особенностями нашей страны, как огромная территория и относительно слабое развитие телекоммуникаций наряду с необходимостью оперативного предоставления пользователю доступа к большому числу новых документов, поскольку современное российское законодательство быстро развивается и пока еще далеко от стабильности.

Отметим, что жесткая конкуренция отечественных компаний и активное развитие СПС на протяжении почти десяти лет обеспечили эффективность информационного сервиса и вывели его на мировой уровень услуг в этой области.

Можно выделить следующие основные причины интенсивного развития в России компьютерных технологий, направленных на правовую информатизацию:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров.

2. Реформы политической и экономической жизни в стране породили буквально вал нормативных и иных правовых документов. Работать с таким массивом документов без современных компьютерных технологий просто невозможно.

3. Сегодня существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решать которые можно лишь при использовании компьютерных СПС (например, работа юристов, экономистов или бухгалтеров).

В настоящее время на рынке справочных правовых систем работает довольно много компаний-создателей СПС и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных правовых систем. Наиболее известны в России следующие системы и разработавшие их компании:

· «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»);

· «Гарант» (Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис»);

· «Кодекс» («Центр компьютерных разработок»);

· «Референт» (фирма «Референт-Сервис»).

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует прежде всего назвать:

· «Эталон» при Министерстве юстиции РФ;

· «Система» при ФАПСИ.

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

· «ЮСИС» (фирма «Интралекс»);

· «Юридический Мир» (издательство «Дело и право»);

· «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);

· системы «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»);

· система «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий).

Степень распространенности программных продуктов той или иной компании на российском рынке весьма различна, и в настоящее время точно оценить ее не представляется возможным, а данные, иногда публикуемые самими компаниями, могут быть довольно субъективными. Тем не менее, среди частных компьютерных фирм, создающих и распространяющих правовые системы, можно выделить несколько наиболее распространенных и популярных компаний: АО «Консультант Плюс» (Москва), Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис» (Москва), «Центр компьютерных разработок» (Санкт-Петербург), ЗАО «Референт-Сервис» (Москва).

СПС Консультант Плюс появилась в 1992 году и в настоящее время является одной из самых популярных справочно-правовых систем. Сервисные центры обеспечивают ежедневное обновление информационной базы СПС.

Имея договоры с основными законодательными органами об обмене правовой информацией, обеспечивает оперативное пополнение правовых документов в базу системы.

Справочно правовые системы. Обзор

Предоставим обзор справочно-правовых систем. Данная статья не является коммерческой. Справочная правовая система Консультант плюс на сегодняшний день является лидером в области поиска правовой информации. Обновление законодательства происходит в зависимости от конфигурации ежедневно либо еженедельно. Широко распространено использование юридических статей, мнений, как юристов теоретиков, так и юристов практиков. В качестве отрицательных черт вначале стоит отметить существенную цену. Данная справочно-правовая система не по карману студенту юридического факультета, а использование её в публичных библиотеках накладывает ограничения на время работы с системой.

Читайте так же:  Список документов и порядок действий по оформлению кадастрового паспорта квартиры

Также в предложенной система упор сделан на поиск правовой информации. Каталог законодательства не удобен в использовании. При установке, бросается в глаза необходимость постоянных обновлений, причем скачивать и устанавливать файлы необходимо самому с официального сайта. Не знаю как Вам, но мне было крайне неудобно каждые два три дня самостоятельно скачивать пакеты документов.

В целом вердикт один. Если Вы корпоративный клиент, то использование данной справочной системы возможно, тут и программист будет следить за обновлениями. Если Вы начинающий юрист, то целесообразности в приобретении системы нет.

Эталон и Эталон-онлайн.

Справочная правовая система Эталон, достойно занимает вторую позицию после Консультант плюс при поиске правовой информации.

Такое положение вещей, некоторые отмечают за ту черту данной справочно-правовой системы, что в ней неудобно настроен поиск нормативно-правовых актов.

На мой взгляд, система вполне себя оправдывает за счет каталога. Именно после использования правовой информации Системы Эталон, я могу быть уверен, что нашел по интересующему вопросу действительно все.

Но учитывая нарекания к поиску, все же советую проверять свои результаты посредством Консультанта плюс. Т.к. Главное в правовом анализе найти и учесть все нормативно-правовые акты по интересующему вопросу.

В использовании отметим ребрендинг сайта pravo.by, который прошел недавно. Теперь на данном ресурсе стала доступна система Эталон-онлайн. Скажу лично свое мнение, мне система понравилась. В отличие от справочных правовых систем, которые устанавливаются на персональный компьютер, у Эталона-онлайн есть самое существенное преимущество, а именно, мне при поиске правовой информации что бы просмотреть нормативно-правовой акт, нет необходимости его скачивать, либо быть рядом со своим компьютером. Теперь можно в любом удобном месте, как на работе, дома, учебе, в поезде, с мобильного телефона, в любой момент можно ознакомиться с правовой информацией. Также радует цена пользования система, она вполне по карману начинающему юристу.

Удобно, что на ресурсе расположены правовые новости, в связи, с чем всегда можно быть в курсе последних событий в области права.

На сайте стоит отметить размещение древних источников права, таких как статут ВКЛ, что, безусловно, полезно для развития юриста.

Бизнес-инфо

[ads1]Данная справочно-правовая система, на мой взгляд, отличается улучшенным поиском правовой информации. На мой взгляд, в ответе на запрос, система давала меньше не подходящих ссылок, чем в Консультант плюс и больше ссылок, чем в Эталон. Также понравилось то, что в системе были удачные шаблоны документов, которые можно было с небольшой корректировкой использовать в своей практической деятельности.

В системе достойный аналитический материал. Отметим, что система отличается тем, что при поиске правовой информации удобно и быстро работает служба поддержки.

Из недостатков отметим, что данная справочно-правовая система рассчитана исключительно на бизнес, в связи, с чем некоторые интересующие материалы могут отсутствовать.

Еще одним недостатком является стоимость пользования справочно правовой системы, которая может быть привлекательно только коммерческим клиентам.

Студент юрист, как и предыдущими системами, может воспользоваться в публичных либо ВУЗовских библиотеках.

Обзор справочно-правовых систем

Читайте также:

  1. A) Системный подход
  2. A.4.1 Подсистемы
  3. Aрхитектурныe основы построения нейросистем на базе нейрочипа
  4. CASE-технология создания информационных систем.
  5. CMMS и EAM системы
  6. CRM системы
  7. CSRP — стандарт(Customer Synchronized Resource Planning) и система
  8. Cовременные взгляды на атопические болезни как на системные заболевания. Алергические заболевания, класификация, клинические примеры.
  9. Data Warehouse – хранилище данных — ХД — систем обработки данных
  10. DNS (Domain Name System)-система адресов
  11. DNS — доменная система имен
  12. DSS — системы поддержки принятия решений — СППР

Работы по созданию общегосударственной автоматизированной системы правовой информации (ОГАСПИ) ведутся давно, с 70-х годов прошлого века. Эти работы являлись частью работ по созданию общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС).

Разрабатываются также государственные и негосударственные справочно-информационные системы.

Рассмотрим некоторые основные такие системы.

Наиболее используемой и популярной среди юристов (а также, экономистов) является, видимо, информационно-справочная правовая система «Консультант Плюс».

Система «Консультант Плюс» создана в конце прошлого столетия и сеть этой системы объединяет несколько сотен региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Контент «Консультант Плюс» – самый объемный из всех аналогичных систем.

Система позволяет обновлять информационный банк пользователя новыми документами и изменениями без его полной замены. Региональные информационные центры централизованно и регулярно получают в электронном виде текущие дополнения и изменения из удаленной базы Координационного Центра Сети. Пользователь получает их по электронным или иным коммуникациям. В результате выполнения кратковременной процедуры обновления, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

Первой негосударственной справочно-информационной правовой системой является система «Гарант». Нормативные акты поступают в базу системы «Гарант» непосредственно из Администрации Президента, Правительства, Министерства финансов, Центрального банка, Федеральной таможенной службы, Государственной налоговой службы и Высшего Арбитражного Суда РФ и других официальных органов.

Система «Гарант» позволяет делать выборку информации и основных документов по всем разделам банковского, таможенного, жилищного, земельного законодательства, уголовному и административному праву и др.

В конце прошлого столетия создана правовая информационно-справочная система «Кодекс», которая имеет в базе данных около нескольких десятков тысяч нормативных актов РФ, а также инструкций, приложений и комментариев, практика применения, консультация, ответы на типовые вопросы и др.

Одной и ранних систем является информационно-справочная система «Эталон»Министерства юстиции РФ, которая еще не полностью завершена. «Эталон» имеет полнотекстовую обновляемую регулярно базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов, а также информацией о деятельности судебных органов и Министерства юстиции РФ и др.

Каждая из приведенных выше систем имеет свои достоинства и недостатки, они часто дополняют друг друга.

Рассмотрим теперь проблемы построения информационных систем для обеспечения основных правовых систем общества.

Правовую информатизацию России регламентирует Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 «О Концепции правовой информатизации России», а также Федеральная программа «Электронная Россия».

1. Система «Выборы». Разработка системы осуществляется по указу от 23 августа 1994 г. о создании Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» и Закону о ГАС «Выборы».

Цель системы – автоматизированная поддержка процедуры голосования снизу доверху, до справедливого определения результатов выборов, а также мониторинг. Во время выборов в Госдуму 1995 г. система «Выборы» прошла успешную эксплуатацию. В 2003 году система была модернизирована, но до автоматизации участковых избирательных комиссий и установки АРМ наблюдателя на участке (в штабе партии, в Госдуме) дело не дошло. Лишь после этих мероприятий ГАС «Выборы» станет действительно открытой, социально и политически нейтральной системой.

Читайте так же:  Ответственность за распитие алкоголя в общественных местах

2. Система «Государственная Дума и Федеральное Собрание». Важная система – электронная система обеспечения заседаний Государственной Думы, которая осуществляет регистрацию депутатов, запись их на выступления, внесение предложений и поправок, подсчет голосов и определения результатов голосования.

Функционирование информационно-коммуникационной системы Совета Федерации базируется на около 200 различных базах правовой и социально-политической информации следующих направлений: нормативно-правовая; экономическая; общественно-политическая; справочная.

Информационно-аналитическое управление обеспечивает справочно-аналитическое сопровождение законодательной работы комитетов и комиссий Совета Федерации, анализ принятых нормативных правовых текстов и прогнозирование возможных последствий их введения в действие, выработку предложений для законодателей, подготовку различных аналитических докладов, записок и других материалов по наиболее актуальным вопросам общественно-политической жизни.

Как известно, последнюю точку в принятии закона ставит Президент РФ, поэтому в Аппарате Администрации Президента имеются структуры, участвующие в нормотворческой деятельности, например, Государственно-правовое управление.

3. Система «Министерство Юстиции». Приказом Минюста РФ от 21 января 2000 г. N 10 была утверждена «Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации» и создание Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.

Информационная система Министерства юстиции имеет подсистему обеспечения электронного документооборота и управления, которая должна поддерживать решение следующих задач: автоматизацию пересылки-приема документов в электронном виде; стандартизацию и унификацию документооборота и делопроизводства.

Работа системы базируется на информационных ресурсах Министерства юстиции РФ и подведомственных организаций, различных базах данных по праву, полнотекстовых документах, а также высокоскоростных коммуникационных линиях.

4. Система «МВД». Основные цели и направления работ информатизации МВД изложены в «Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью» (МВД РФ, 12 мая 1993 г.) и последующих документов.

Основные цели деятельности информационного центра (ИЦ) системы МВД: перспективное аппаратное, программное, технологическое и коммуникационное обеспечение оперативных подразделений, а также эффективная модернизация, стандартизация и унификация обеспечений. В своей работе они опираются на интегрированные базы данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть, состоящую из федерального, региональных и местных информационно-вычислительных сетей.

5. Система «Прокуратура». В НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИОП РФ). Она направлена на создание единой информационной системы, способной эффективно, полно и оперативно удовлетворять информационные потребности всех уровней территориальных органов прокуратуры.

В АСИОП функционируют подсистемы «Жалоба», «Кадры», «Статистика», «Надзор за следствием» и др.

6. Система «Суд». Государственная политика в области информатизации судебной деятельности отражена в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (одобрена Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 г.), а также в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2010 гг.

Судебная деятельность автоматизируется на основе Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», утвержденной Советом судей России в 2002 году.

В Верховном Суде РФ внедрен банк данных судебных решений, используемый сотрудниками суда в режиме удаленного доступа.

При формировании нормативной базы информатизации судебной системы важно определиться с терминологией, организационной структурой, правами и обязанностями, субъектами права, структурой и систематизацией нормативно-правовых актов и др.

[2]

7. Система «Адвокатура». Адвокатура в своей работе опирается, в частности, на свободу поиска, получения, передачи, производства, распространения информации. Эта информация – основа формирования адвокатского досье.

Информация адвокатом может быть получена с помощью информационных систем «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», справочно-адресных, справочно-телефонных и других, а также с использованием ресурсов Интернет.

Используются и аудиовизуальные технологии и средства.

8. Система «Миграционная служба». Системы миграционной службы бывают ведомственного, регионального, федерального и международного уровней. Информационные ресурсы этих уровней включают нормативно-правовые документы, информационные системы, другую документацию.

Используются как информационные системы общеправового характера.

Эффективная автоматизация системы невозможна без внедрения автоматизированной системы чтения, оформления и контроля паспортов, виз, приглашений и др. документации.

Межведомственная информационно-правовая система контроля миграционной ситуации в России реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

9. Система «Налоговая служба». Одна из основных целей внедрения новых информационных технологий в налоговые системы состоит в разработке и использовании автоматизированной информационной налоговой системы (АИНС) и ее информационной, программной, технической и технологической поддержки.

АИНС – система поддержки, автоматизации интеллектуальных работ в сфере налогообложения, в частности, поиска информации, администрирования, экспертиз и экспертных оценок, суждений, принятия и поддержки решений, управления, накопления знаний.

АИНС – корпоративная система и объединяет все структуры налоговой службы и интегрируемые с ней организации на основе единых телекоммуникационных средств, программных комплексов, баз данных и знаний и др. Как правило, практическая реализация АИНС осуществляется с использованием моделей типа «клиент-сервер».

Развитие сетевой экономики и торговли вносит много проблем в налогообложение (двойного налогообложения, эффективных государственных реестров и базы данных и др.).

10. Система «Таможня». Разработка информационных систем в таможенной деятельности осуществляется на основе ряда документов, например, Концепции развития таможенной службы РФ до 2010 г. Ядро этой работы – разработка интерактивной Единой Автоматизированной Информационной Системы ГТК РФ (система ЕАИС).

Примером таможенной информационной системы может служить АИСТ-М (Автоматизированная Система Таможенного Оформления).

Информационная система «электронная таможня», в первую очередь предназначена для оптимизации управления перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, сокращение средней продолжительности таможенной очистки, электронного документооборота, информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности.

При создании таких сложных информационных систем, как указанные выше системы, приходится разрабатывать очень сложные программные комплексы, состоящие из большого числа программ различной функциональной ориентации.

Лекция №9

Тема занятия: Технология обработки мультимедийной информации.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 1174 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.

  2. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.

  3. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
Справочно — правовые системы обзор и преимущества использования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here