Уголовная ответственность за взяточничество в рф

Главное по теме: "Уголовная ответственность за взяточничество в рф" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Уголовная ответственность за взяточничество

Плескач Артём Владимирович
E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается исторический опыт привлечения к уголовной ответственности в период развития Российского государства. Анализируются изменения в санкции ст. ст. 290,291 УК РФ, внесенные в июле 2016 года.

Ключевые слова: уголовное право, взятка, ответственность, должностное лицо

За весь период развития уголовно-правовой системы, борьба с коррупцией не теряла своей актуальности ни во время правления царей, ни в период становления демократии. Не смотря на регулярное внесение изменений в нормы уголовного кодекса, регламентирующие ответственность за взяточничество, панацеи от данного недуга не выработано. Это доказывает новая редакция Уголовного кодекса Российской Федерации от 03.07.2016, где основные доработки внесены именно в ст. ст. 290, 291 УК РФ, а также введена ст. 291.2 УК РФ, впервые предусматривающая наказание за мелкое взяточничество.

Из доклада Генерального прокурора Российской Федерации, зачитанного на пленарном заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации следует, что за 2015 год преступлений коррупционной направленности зарегистрировано на 13 % выше показателя прошлого года. При этом имеются факты привлечения к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений и взяточничества глав регионов и муниципальных образований, депутатов различного уровня (всего 958 лиц указанной категории за один год). [1] Указанные факты свидетельствуют о том, что нормы Уголовного кодекса Российской Федерации вовремя претерпели поправки.

С 1996 года принятием Уголовного кодекса РФ, в нашей стране продолжается борьба со взяточничеством. Возвращается система штрафования виновных лиц, как альтернатива лишения свободы. Затем поправками законодатель дополняет санкцию ст. 290 УК РФ (получение взятки) таким видом наказания, как принудительные работы. На этом законотворческая деятельность не останавливается и одним из крайних, но не окончательных изменений, является Федеральный закон от 4.05.2011 № 97-ФЗ, где в санкции статей о взяточничестве был включен новый вид основного наказания – штраф, кратный сумме взятки.

Кроме того, имеются изменения к примечанию рассматриваемой статьи, где лицо освобождается от ответственности за активное способствование раскрытию и расследованию преступления, а также в случае наличия вымогательства со стороны лица, получившего взятку, а также если лицо, добровольно сообщило в правоохранительные органы о факте совершения преступления.

Анализ собранных данных позволяет проследить, что в санкции ст.ст. 290 и 291 УК РФ при назначении наказания в виде лишения свободы, штраф теперь назначается в обязательном порядке, а не по усмотрению суда, как это было в прежних редакциях. Однако, в настоящее время необходимо задуматься о реальности несения подобного наказания. Анализ судебной практики показывает, что лицам, давшим взятку назначается как штраф кратный сумме взятки, так и наказание в виде лишения свободы (зачастую условно). Однако, кратные суммы настолько велики, что представляется невозможность выплаты данных средств, даже при реализации имеющегося имущества. В связи с чем, судебные приставы выходят в суд с ходатайствами о замене штрафа наказанием связанным с лишением свободы (для злостных неплательщиков), либо прекратят исполнительное производство.

Прослеживаемая тенденция на увеличение сроков наказания в виде лишения свободы: по ст. 290 УК РФ до 15 лет (против 12 лет в прежней редакции) и по ст. 291 УК РФ до 12 (против 8 лет в прежней редакции) указывает на альтернативу несения реального наказания.

Таким образом, анализ внесенных изменений в УК РФ показал, что квалифицированные составы преступлений, предусмотренных ст. 290, 291 УК РФ, стали относиться к категории особо тяжких преступлений. Что влечет за собой правовые последствия, как назначение более строгого вида исправительного учреждения, увеличение сроков погашения судимости. Также необходимо отметить, что наряду со штрафом кратным сумме взятки, вновь возвращен стабильный размер штрафа, который также назначается по усмотрению суда.

Помимо внесения ряда изменений в санкции ст. ст. 290, 291 УК РФ, законодатель ввел новую норму Уголовного кодекса Российской Федерации — совершение мелкого взяточничества (ст. 291.2 УК РФ). Диспозиция статьи предусматривает ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. При этом наказание представляется весьма существенным для данного рода преступлений: штраф до двухсот тысяч рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, а также исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. Таким образом, данный состав преступления относится к категории не тяжких преступлений и несет иные правовые последствия, нежели основные составы, содержащие квалифицированные признаки.

Не смотря на наличие положительных моментов, существует и негативная сторона криминализации данного вида преступления. Так, с момента нововведения, взяткодатели имеют лазейку — сводя умысел к передаче взятки в мелком размере, будут нести меньшее наказание. Однако, в данном случае на квалификацию большое влияние оказывает правильно организованная работа оперативных и следственных работников.

Таким образом, по замыслу законодателя, новый уголовный закон направлен на существенное ограничение не только личных, но и имущественных прав, как взяткодателей, так и взяткополучателей. Предполагается, что применение новых норм позволит более успешно реализовать меры государственной антикоррупционной политики.

Список используемой литературы:

Уголовная ответственность за взяточничество

Одним из самых опасных и распространенных преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является взяточничество — наиболее характерное проявление коррупции. Взяточничество — понятие собирательное и представляет собой два самостоятельных состава преступления:

Общественная опасность этих преступлений заключается в том, что они подрывают авторитет государственной власти и управления, дискредитируют их, затрагивают интересы граждан.

Объектом преступления является правильная деятельность государственного аппарата и его авторитет, в целом — интересы государственной службы.

Взяточничество

В советский период российской истории регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки. По К РФ понятие «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в Кодексе нет. Провокация взятки (ст. 304 УК) отнесена к числу преступлений против правосудия.

Получение взятки определяется как получение должностным лицом (чиновником) лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а также за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК). Данное преступление наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Читайте так же:  Исковое заявление о разделе наследственного имущества

Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290) при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290), наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Особо квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290) закон считает совершение этого деяния:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) неоднократно (утратил силу);
  • в) с вымогательством взятки;
  • г) в крупном размере;

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

В связи с этим деяния, предусмотренные в ч. 1 ст. 290, считаются преступлениями средней тяжести, в ч. 2 и 3 ст. 290 — тяжкими, а в ч. 4 ст. 290 — особо тяжкими преступлениями. Так же, как и другие преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления. Однако с учетом характера преступления можно отметить некоторые специфические особенности его непосредственного объекта.

В законе отчетливо подчеркнут имущественный характер предмета взятки. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями.

Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предоставлены) как самому должностному лицу — получателю взятки, так и членам семьи либо другим лицам, близким взяточнику, а также могут быть непосредственно перечислены в банк на счет взяткополучателя. В практике были случаи, когда взяткодатель открывал в банке счет на предъявителя и в качестве взятки вручал должностному лицу сберегательный (депозитный) сертификат.

Должностное положение лица определяет не только его юридические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей по занимаемой должности, но и фактические возможности, вытекающие из авторитета занимаемой должности в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях, а также из служебных связей должностного лица. Пользуясь ими, должностное лицо может за вознаграждение оказать влияние, так или иначе, способствовать совершению (несовершению) выгодного для взяткодателя действия другим должностным лицом, возможно, ничего не знающим об этом вознаграждении. Такими лицами могут быть также консультанты, референты, секретари, помощники ответственных должностных лиц, начальники канцелярий, инспекторы и т.п. должностные лица, которые сами не принимают окончательных решений по вопросам, интересующим взяткодателей, но от совершаемых ими действий по службе, подготовленных документов и иной информации в значительной степени зависит суть решения, принимаемого другим должностным лицом.

Вместе с тем законодательством разрешено дарение государственным служащим и служащим органов муниципальных образований «обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда». Принятие такого подарка не влечет никакой ответственности и не заслуживает даже морального осуждения. «Обычный подарок», не влекущий никакой ответственности как для должностного лица, его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не только относительно небольшим размером. Независимо от размера этого «обычного подарка», он должен, по нашему мнению, расцениваться как взятка в следующих случаях:

  • 1. если имело место вымогательство этого вознаграждения;
  • 2. если вознаграждение имело характер подкупа;
  • 3. если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

Теперь рассмотрим, как трактует действующее законодательство особо квалифицирующие признаки получения взятки.

О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6.

Таким образом, дача взятки является своеобразным необходимым соучастием в получении взятки, в отличие от других случаев соучастия в этом преступлении против интересов публичной службы, выделенных в самостоятельный состав преступления.

Путем дачи взятки субъект может склонить должностное лицо к совершению заведомо противозаконного действия (бездействия) по службе, которое само по себе является преступлением. В этих случаях он должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в преступлении должностного лица.

В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки. Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.

Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть разными. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т.д. Однако всегда взятка дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.

Существует два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

  • 1. Если в отношении его со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки;
  • 2. Если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности.

Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход государства.

Читайте так же:  Как вернуть товар в магазин «спортмастер» и получить назад свои деньги

Дореволюционное русское право знало разделение взяточничества на мздоимство и лихоимство. Мздоимство заключалось в принятии лицом, состоящим на государственной или общественной службе, подарков в связи с исполнением действий, касающихся его обязанностей по службе, если совершение этого действия не составляло нарушения его служебных обязанностей; наказание за мздоимство было незначительно, всего лишь денежное взыскание. Принятие подарка за совершение действия, противного служебным обязанностям, называли лихоимством — за него было предусмотрено достаточно серьёзное наказание.

В наше время законодатель ни в квалификации деяния, ни в определении наказания не учитывает такого разделения по тому, получен ли подарок за действия правомерные или неправомерные. Равным образом дача взятки наказуема независимо от того, добивался ли субъект удовлетворения своих законных прав и интересов или он склонял должностное лицо к деянию противозаконному — в этом случае присутствует квалифицирующий признак ч. 2 ст. 291 УК (дача взятки). В уголовно — правовой литературе в понятие «взяточничество» вкладывается узкий и широкий смысл. В узком смысле к нему относят получение взятки (ст. 290 УК). В широком смысле это понятие охватывает два состава преступления: получение взятки ( ст. 290 УК) и дача взятки (ст.291 УК). Теперь рассмотрим самое тяжкое из анализируемой группы преступлений — получение взятки (ст. 290 УК). Опасность этого преступления состоит в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, органов власти и управления, создаёт у многих людей о том, что все их желания, и прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли-продажи.

В ч. 1 ст.290 УК дано определение этого преступления как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если они (действия) входят в служебные полномочия должностного лица либо это лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно покровительство или попустительство по службе.

Необходимым признаком этого преступления является предмет преступления — взятка (любая незаконная выгода имущественного характера). Более полно содержание и форма взятки раскрывалось: суть взятки составляют деньги или ценные бумаги, валюта, дорогостоящие вещи, имущество (мебель, импортная аудиовидеотехника), автомашины, антикварные и коллекционные предметы (марки, монеты). Другая форма взятки состоит из выгод имущественного характера, оказываемых виновному безвозмездно; услуг, подлежащих оплате (производство ремонта). Кроме этого, безвозмездность получения взятки может быть полной и частичной (получение ценной вещи за бесценок либо по значительно меньшей стоимости, чем действительная).

В настоящее время появились новые виды взятки: перевод денежных средств с банковских счетов в наличные, аренда или приобретение квартир, дачных участков, приватизация предприятий. За совершение действий должностными лицами в пользу взяткодателя, им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя их близких недвижимость как в России, так и за рубежом, организуются «командировки» в другие страны с выдачей крупных сумм в валюте.

При анализе практики выявились две основные формы получения взяток: открытая и завуалированная. Открытая форма — взяткодатель лично или через посредника непосредственно передаёт взяткополучателю предмет взятки. Завуалированная — взятка облекается во внешне законные формы (совместительство, выплаты по договору или соглашению, премии без оснований на то).

Объектом получения взятки являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и законную деятельность органов государственной власти, государственной службы или органов местного самоуправления.

Объективная сторона этого преступления заключается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать такому деянию, а равно за покровительство или попустительство по службе. Если взятка была получена через посредника, то должно быть доказано, что имущественную выгоду, предоставляемую через посредника, должностное лицо воспринимает именно исходящую от взяткодателя, действующего через посредника.

Теперь рассмотрим ст. 291 УК — дача взятки. Взятка даётся должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия) в интересах дающего. Объективная сторона состоит в предоставлении взяткодателем лично или через посредника имущественной выгоды (взятки) должностному лицу за совершение последним действий в пользу взяткодателя с использованием своих служебных полномочий. Содержание признаков, которые образуют объективную сторону данного преступления, в том числе понятие взятки, аналогичны тем, что мы рассматривали выше, при получении взятки. Взятка, согласно ст. 192 УК, вручается взяткодателем лично или через посредника. При этом оценка действий посредника может быть двоякой: в случае, когда посреднику неизвестно, что он передаёт именно взятку, ответственность его вообще исключается. Если же посреднику известно, что он вручает по просьбе взяткодателя должностному лицу взятку, налицо с его стороны участие в даче взятки (ст. 33 и ст. 291 УК).

Ответственность за взяточничество

Передача взятки по УК РСФСР квалифицировалась двумя составами — ст. 174 (дача взятки) и ст. 174(1) (посредничество во взяточничестве). Новый УК предусматривает ответственность лишь за дачу взятки (ст. 291), понятие же посредничества при этом стало, на наш взгляд, довольно туманным.

Диспозиция ст. 291 УК РФ звучит как дача взятки должностному лицу лично или через посредника, а действия взяткополучателя теперь рассматриваются как получение должностным лицом лично или через посредников взятки. за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Таким образом, по смыслу закона при некоторых обстоятельствах посредник во взяточничестве может рассматриваться как исполнитель дачи взятки, так как действует в интересах и по сговору с «представляемыми им лицами». А пресловутые «представляемые лица» в зависимости от конкретной ситуации несут ответственность как соисполнители или соучастники в соответствии со ст. 33 УК РФ. Квалифицирующими признаками преступления по ч. 2 ст. 291 УК РФ являются дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (или бездействие), что ранее не предусматривалось, а также неоднократность. Исключен из ст. 290 и 291 прежний квалифицирующий признак — совершение преступления лицом, ранее судившимся за взяточничество. Более конкретным стало примечание к ст. 291. Как и ранее, от уголовной ответственности освобождается взяткодатель, если имело место вымогательство или если он добровольно сообщил о даче взятки. Примечание к ст. 174 УК РСФСР не уточняло, куда именно должно было быть сделано заявление. Лишь в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. в качестве адресата назывались милиция, прокурор, суд либо иной государственный орган.

Следовательно, совсем недавно по историческим меркам расстрелянный за взятки директор Елисеевского гастронома в Москве в наши дни, как говорится, отделался бы легким испугом, а все неправедное «злато-серебро» осталось бы при нем. И все же самой загадочной является ст. 304 нового УК — провокация взятки либо коммерческого подкупа, предусматривающая такую же ответственность, как и для гипотетического банкира (до пяти лет лишения свободы). Провокацией именуется попытка передачи должностному лицу или управленцу в коммерческой организации материальных благ без его согласия в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. А ведь кроме этой специальной нормы в новом кодексе предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию доказательств (ст. 303), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299), незаконное задержание или заключение под стражу (ст. 301), принуждение к даче показаний (ст. 302).

Всего этого законодателю показалось недостаточно, и как следствие — введение ст. 304, по-своему уникальной. Новый УК предусматривает более 250 составов преступлений, и только по двум из них (взятка и коммерческий подкуп) установлена ответственность за «провокацию» этих преступлений. До чего же трогательное отношение к возможным «потерпевшим» от таких провокаций! Большинство практических работников в той или иной степени сталкивались с расследованием или рассмотрением уголовных дел о взяточничестве. Многие ли вспомнят дела, по которым даже застигнутые с поличным взяткополучатели признавали себя виновными в совершении преступления? Наоборот, в подавляющем большинстве они категорически отрицают вину и настаивают именно на «милицейской провокации». Наиболее распространенные объяснения: «подкупили», «подсунули», «не знаю, как это у меня оказалось», «собирался сообщить об этом в милицию и сдать все это, но вот не успел», «вернули долг» и прочее, прочее. Прием-передача взятки, по понятным причинам, не осуществляется прилюдно, и свидетельская база по таким делам, как правило, крайне ограничена. Мировая практика, к сожалению, не выработала более эффективных способов борьбы с этими преступлениями, чем задержание взяточников с поличным.

[2]

Предшествующий разговор записали при помощи диктофона, которым был снабжен предприниматель. В ходе разговора Демин говорил о том, что окажет Баранову содействие по поводу не привлечения его к административной ответственности. Но о получении денег «под запись» Демин ничего не говорил. На допросе он не отрицал, что получил деньги от Баранова, но утверждал, что это был возврат долга. Он не признавал себя виновным ни на следствии, ни в суде, но после оценки всех доказательств был осужден к лишению свободы. Состоялся бы обвинительный приговор в свете новых требований, особенно в том случае, если бы Демин не признавал сам факт получения денег? Наверное, вряд ли. Думается, что жизнь будет вносить коррективы и в само законодательство, и в практику его применения.

Читайте так же:  Исковое заявление о признании действий полицейского неправомерными

Уголовная ответственность за взяточничество (стр. 1 из 5)

1. Уголовно – правовая характеристика получения взятки. 3

2. Квалифицированные составы получения взятки. 9

3. Отграничение получения взятки от смежных составов преступлений. 17

Получение взятки, являясь одним из наиболее серьезных преступлений, наносит огромный вред и ущерб авторитету государственной власти. Оно нередко сопровождается другими противоправными деяниями, в частности, преступлениями в сфере экономики, против правосудия, компрометирует правоохранительные органы, порождая представление о возможности достижения желаемого результата путем подкупа должностных лиц.

Современная криминогенная обстановка в экономике (ее состояние, тенденция и прогноз развития) является одним из важных факторов, предопределяющих актуальность проблемы борьбы с коррупцией.

Сложная социальная детерминация наблюдается и в динамике такого преступления, как получение взятки. Практически ничем не ограниченные возможности в сфере перераспределения собственности, отсутствие должных механизмов контроля и ответственности являются основной причиной распространения коррупции среди государственных служащих. Увеличение числа фактов получения взятки сопровождается формированием более завуалированных способов его совершения.

Несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства, недостатки правоприменительной практики приводят зачастую к тому, что при очевидной виновности отдельных лиц в получении взятки последним удается избежать уголовной ответственности. В этих условиях правоохранительным органам приходится прилагать немало усилий для того, чтобы выявить и доказать конкретные факты получения взятки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Целью курсовой работы является дать: уголовно – правовую характеристику получения взятки; указать квалифицированные составы получения взятки; и отграничить получение взятки от смежных составов преступлений.

1. Уголовно – правовая характеристика получения взятки

Законодатель структурно расположил в УК РФ состав получения взятки (ст. 290) впереди статьи, предусматривающей ответственность за дачу взятки (ст. 291). Это означает, что он расценивает получение взятки как значительно более общественно опасное деяние, нежели дачу взятки. Это положение соответствует п. 5 ст. 15 УК РФ о том, что уголовно-правовая норма состава ст. 290 УК РФ относится к категории особо тяжких преступлений.

Взятка — наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК РФ, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

Объект преступления — противоправные должностные посягательства на интересы государственной службы.

При этом правоприменителю следует учитывать содержание примечания 1 к ст. 285 УК РФ, формулирующей понятие должностного лица применительно ко всей гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Как известно, в этой главе находятся и составы преступлений о получении и даче взятки. Это означает, что термин «должностное лицо», фигурирующий в диспозиции ст. 290 УК РФ, надлежит рассматривать во взаимосвязи и совокупности с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ.

Рассмотрим предмет взятки.

Взятка может включать в себя не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и различные выгоды, причем в основном имущественного характера.

Под деньгами (валютой) закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в официальном денежном обращении, на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не являющиеся средством платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле состава ст. 290 УК РФ не являются и должны относиться к предмету взятки в виде «иного имущества».

Помимо денег согласно ст. 290 УК РФ предметом взятки может выступать ценная бумага. Она может быть в российской и иностранной валюте, документарной и бездокументарной формах. Обязательный признак ценных бумаг заключается в том, что они должны находиться в обращении.

Понятие ценной бумаги определяется в ст. 142 ГК РФ. Это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Согласно ст. 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, ценные приватизационные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых. Кроме того, Федеральный закон «Об ипотеке» ввел в гражданский оборот новую именную ценную бумагу — закладную, удостоверяющую права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке. Между тем нюанс закладной в том, что она как именная ценная бумага должна вводиться в оборот не Законом «Об ипотеке», а нормами ГК РФ. Тем не менее, в п. 2 ст. 13 вышеупомянутого закона сказано, что закладная является именной ценной бумагой.

Читайте так же:  Можно ли отправить налоговую декларацию по почте срок отправки и особенности

Под «иным имуществом» следует понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы, например, золото, серебро, платина и металлы платиновой группы – палладий, иридий, родий, рутений и осмий в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также из лома таких изделий, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

В качестве взятки могут рассматриваться и вещи как движимые, так и недвижимые. Не имеет при этом значения, может ли конкретная вещь находиться в гражданском обороте, изъята из него или ограничена в нем законом. В двух последних ситуациях потребуется дополнительная квалификация по соответствующим статьям УК РФ.

Относительно недвижимого имущества представляется, что далеко не все его виды могут реально выступать в качестве вознаграждения. Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Недвижимым имуществом считаются также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Если некоторые виды земельных участков, некоторые здания, сооружения, отдельные воздушные и морские суда и т.д. могут находиться в частной собственности и, соответственно, могут служить предметом взятки, то космические объекты, леса, многолетние насаждения, участки недр, воды и т.п. исключены из гражданского оборота и поэтому едва ли могут быть переданы в качестве незаконного вознаграждения должностному лицу.

[3]

В отношении понятия «выгод имущественного характера» в доктрине уголовного права существует множество разногласий. К ним относятся услуги имущественного характера, т. е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, например, предоставление путевок, проездных билетов, квартир, оказание юридических, стоматологических услуг и. т. п. Услуга как объект гражданских прав заключается в совершении определенных действий, которые могут и не иметь материального выражения, но эти услуги поддаются имущественной оценке в денежном эквиваленте.

Понятие выгод шире, чем понятие услуг. Выгоды можно определить в узком и широком смысле. Традиционное (в узком смысле) их понимание в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» «под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами».

Выгода в широком смысле предполагает получение для себя различной пользы, преимущества в результате оказания услуг и выполнения работ, а также иных действий материального характера. «Оказанием услуг и выполнением работ являются действия, экономический результат которых различен в зависимости от того, в какой форме выражается результат этой деятельности, а также в зависимости от того, может ли быть гарантирован ее положительный результат». Все перечисленные выгоды и услуги должны получить в приговоре денежную оценку.

В процессе научной полемики относительно предмета взятки периодически ставится вопрос о признании в этом качестве предоставления должностному лицу фиктивных дипломов, трудовых книжек, удостоверений.

Так, Т.В. Кондрашова и ряд других авторов полагают, что «получение названных предметов, в конечном счете, преследует корыстную цель и приносит имущественную выгоду и может расцениваться как взятка.

Как нам видится, в данном примере необходимо заострить внимание не на тех выгодах, которые позволяют получить фиктивные дипломы и т.д., а на их самостоятельной ценности. Эти вещи имеют свою неофициальную стоимость, что подтверждает их материальную окраску. Причем стоимость должна быть значительной, что позволит получение фиктивных документов квалифицировать по статье 290 УК РФ. Что же касается определения их стоимости, то данная проблема сродни другой спорной ситуации по поводу рассмотрения оказания сексуальных услуг в качестве предмета преступления ст. 290 УК РФ, о которой пойдет речь далее.

Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве

В 2019 году в России было предпринято много мер по борьбе с коррупцией. При этом именно взяточничество – это одна из наиболее распространенных ее форм.

К сожалению, взяточничество выявили во всех государственных структурах во время проверки. Ужасающие масштабы коррупции ставят под угрозу даже благополучие всего российского государства.

В последнее время все чаще и чаще принято получать или давать взятку через посредников. Поэтому в Уголовном кодексе была создана статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве».

Посредничество во взятке

До 2011 года посредничество во взяточничестве рассматривалось в Уголовном кодексе как соучастие в дачи или принятии взятки (статья 33, 290, 291 УК РФ).

Сегодня же пособничество было выделено в отдельную статью, поскольку в этом случае нарушитель помогает совершать как первое, так и второе преступление.

Статья 291.1 дает определение пособничеству во взяточничестве – это передача взятки по просьбе взяткодателя или взяткополучателя и любые другие подобные деяния для достижения договоренности между ними.

Таким образом, посредник может представлять как интересы того, кто ожидает денежного вознаграждения, так и того, кто его дает.

Что может подразумеваться под действиями пособника, способствующими передаче взятки? Судебная практика показывает, что посредничество во взяточничестве может происходить следующими методами:

  • непосредственная передача денег (либо другого предмета взятки) взяткополучателю от взяткодателя;
  • обещание дать взятку взяткополучателю — вербальная помощь, которая усиливает уверенность в совершении преступления;
  • дача рекомендаций;
  • организация встреч взяткодателя и взяткополучателя в удобном месте (в ресторане, на даче);
  • согласование размера и вида взятки;
  • ведение переговоров для совершения данного преступления;
  • устранение возможных препятствий;
  • поиск соответствующего должностного лица по поручению взяткодателя.

Главное, что характеризует действия посредника, — это их направленность на помощь взяткодателю или взяткополучателю для заключения и выполнения соглашения между ними.

Примечательно, что под посредничеством во взяточничестве подразумевается, что предмет взятки мог быть передан родным и близким взяткополучателя.

В случае, если они знали, что переданный им предмет взятки был таковым, то тогда родные и близкие взяткополучателя таким образом поспособствовали дачи взятки, а их действия квалифицируются как посредничество во взяточничестве.

Поскольку взяткодатель или взяткополучатель не будет привлекать пособника при передаче небольших сумм (действия посредника обусловлены желанием получить долю за оказанные услуги), к наказанию, предусмотренному за посредничество во взяточничестве, будут привлекать пособников, которые передавали значительные суммы.

Читайте так же:  Экономим газ по счетчику простые правила для бережливых

Минимальный порог для квалификации посредничества во взяточничестве – 25 000 рублей. Только лишь при даче взятки такого размера или больше посредника привлекут к уголовной ответственности.

Если взятка была меньше, чем 25 000 рублей, его действия не признаются уголовно наказуемыми.

Состав преступления

Объект — нормальное функционирование органов государственной службы. Объективная сторона — передача предмета взятки посредником.

В случае, если взяткодатель решил не принимать предмет взятки, то поступок посредника характеризуется как покушение на посредничество, поступок взяткодателя — покушение на дачу взятки.

Должностные лица, передавшие предмет взятки только по указанию руководителя предприятия, будут привлечены к ответственности за пособничество в даче взятки, а руководители предприятия — за ее дачу.

Субъект преступления — любое дееспособное лицо возрастом не меньше 16 лет. В случае, если какое-либо лицо привлекло ребёнка младше данного возраста в качестве посредника, то его не могут привлечь к уголовной ответственности

Субъективная сторона данного правонарушения — прямой умысел. То есть посредник прекрасно понимает, что он действует по чьим-либо указаниям для передачи предмета взятки.

Он знает, что за такие действия его ожидает вознаграждение, и он желает этого. Если же пособник не знал о том, что передаваемый им предмет — это взятка, то уголовная ответственность ему не грозит.

Как правило, мотивы посредника могут быть следующими:

  • извлечь материальную выгоду;
  • поддержать приятельские отношения;
  • угодить шефу;
  • служебная зависимость.
  • Отдельное внимание в квалификации состава преступления стоит уделить моменту его окончания.

    Как правило, преступления имущественного характера считаются завершёнными со времени причинения ущерба, однако законодатель установил исключение в отношении посредничества в получении или даче взятки.

    Посредник во взятке может быть привлечен к уголовной ответственности уже на момент предложения такого сотрудничества (пункт 5 статьи 291.1 УК РФ).

    Квалифицирующие признаки

    В статье 291.1 УК РФ рассматривается группа признаков, которые имеют квалифицирующее значение:

  • Групповое (не меньше двух лиц) совершение преступления организованной группой по предварительному сговору. В таком случае договоренность должна была быть достигнута до момента передачи взятки пособником, тогда как остальные члены группы исполняли назначенные им функции.
  • Пособник передает или получает средства неоднократно (не меньше двух раз). В таком случае его преступные действия могут быть совершены спустя какой-то отрезок времени, не одновременно.
  • Посредничество во взяточничестве совершено способом, который предусматривает вымогательство.
  • Наказание по УК РФ

    В Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве. Рассмотрим пять степеней тяжести преступных деяний посредника, которым соответственно предусмотрено пять разных санкций.

    Непосредственная передача предмета взятки (в значительном размере) по указаниям взяткополучателя либо взяткодателя, а также любые другие действия пособника для реализации соглашения между ними.

    Мера ответственности:
    • наложение штрафа, размером до 700 000 руб., или сумма взятки, умноженная в 20-40 раз;
    • лишение свободы на срок до 4 лет.

    Посредничество во взятке за совершение незаконных действий или бездействия (о чем известно посреднику), а также пособничество лицу, которое использует свое служебное положение.

    Мера ответственности:

    • наложение штрафа, размером до 1 млн. руб., или сумма взятки, умноженная в 20-50 раз;
    • лишение свободы на срок 3 — 7 лет.

    Посредничество во взяточничестве, которое было совершено группой лиц по сговору, организованной группой или же в большом размере.

    Мера ответственности:

    • наложение штрафа, размером 1–2 млн руб., или сумма взятки, умноженная в 50-70 раз;
    • лишение свободы на срок 5 — 10 лет.

    Посредничество во взяточничестве, которое было совершено в особо большом размере.

    Мера ответственности:
    • наложение штрафа, размером 1,5–3 млн руб., или сумма взятки, умноженная в 60-80 раз;
    • лишение свободы на срок 7 — 12 лет.

    Предложение или обещание посредничества во взяточничестве.

    Мера ответственности:

    • наложение штрафа, размером до 3 млн руб., или сумма взятки, умноженная в 60 раз;
    • лишение свободы на срок до 7 лет.

    Таким образом, мера ответственности за посредничество во взятке достаточно серьезная. Законодатель ввел ее в результате масштабного распространения влияния коррупции, где все чаще и чаще прибегают к услугам посредника.

    Судебная практика показывает, что главными областями процветания коррупции являются следующие:

    • государственные закупки;
    • правоохранительные органы;
    • образование;
    • медицина.

    Конечно, взяточников можно встретить практически везде, помимо вышеприведенных сфер, однако стоит признать, что именно там наблюдается наибольший процент дачи и получения взяток.

    Освобождение от ответственности

    В законе оговорены ситуации, когда с гражданина, виновного в данном правонарушении, может быть снята уголовная ответственность.

    Для этого необходимо выполнение хотя бы одного из действий, которые перечислены ниже:

    • когда лицо, виновное в правонарушении, по собственной инициативе сообщает в правоохранительные органы о факте, что от него требуется совершить незаконные действия в виде передачи взятки;
    • если вымогателем взятки является чиновник.

    В отношении рассмотрения первого признака нужно учитывать важный момент: сообщить о преступлении гражданин решил сам, его никто (в том числе и полиция по программе сотрудничества для уменьшения наказания) не побуждал давать показания.

    Также правонарушитель знает, что уголовное производство по данному делу еще не открыто.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Следующие факторы не принимаются во внимание для освобождения от вины:

    • причины или мотивы, по которым виновный гражданин решил сообщить правоохранительным органам о нарушении закона;
    • сколько времени прошло после совершения передачи взятки.

    Таким образом, посредничество во взяточничестве – это одно из самых распространенных и опасных преступлений. Оно представляет особую опасность для общественности еще и потому, что таким образом мало-помалу коррупция прочно входит в жизнь многих людей.

    В результате этого подрываются основы государственной власти, ее авторитет в глазах простого населения стремительно падает, поскольку коррупция и взяточничество заметно ущемляют законные права граждан.

    [1]

    Источники


    1. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.

    2. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.

    3. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
    Уголовная ответственность за взяточничество в рф
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here