Виды ответственности за коррупционные правонарушения

Главное по теме: "Виды ответственности за коррупционные правонарушения" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Виды ответственности за коррупционные правонарушения

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статьи 13,14) закреплена возможность привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений физических и юридических лиц.

Таким образом, законодатель выделяет две самостоятельные правовые ветви ответственности за полномасштабные нарушения, посягающие на основы государственной деятельности, нарушающие нормальное функционирование органов, учреждений, организаций, подрывающее их авторитет, препятствующее здоровой конкуренции и затрудняющее экономическое развитие.

Среди видов ответственности, к которой возможно привлечение физических лиц относятся:

— уголовная;
— административная;
— гражданско-правовая;
— дисциплинарная.

Уголовная ответственность состоит в привлечении лица за совершение преступления коррупционной направленности.

Поскольку наиболее рельефным проявлением коррупции в уголовно – правовом смысле выступает взятка, то, прежде всего, это ответственность предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации по статьям 201 (злоупотребление полномочиями), 204, 204.1 (коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе), 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 290-291.2 (получение взятки, дача взятки, посредничество во взятке, мелкое взяточничество).

Осознано идя на указанные действия, можно не только лишится свободы на длительный срок (до 15 лет), но и пострадать материально, выплатив в качестве дополнительного вида наказания значительную сумму штрафа (до семидесятикратного размера).

Аналогично сказанному выше в отношении уголовной ответственности за коррупционные преступления следует отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. Однако, здесь представляется целесообразным упомянуть лишь о том, что данный Кодекс в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ дополнен новой ст.19.29, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

Совершение указанного правонарушения может повлечь за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения имеет место для того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Гражданское законодательство предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, но прежде всего — за счет соответствующих публично-правовых образований.

В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

При этом в ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельно регламентирована ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда:

Дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений заключается в возможности привлечения служащих к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.

В данном случае, по общему правилу подлежат применению положения статей 22 и 192 Трудового кодекса РФ, указывающие на возможность применения:

— замечания;
— выговора;
— увольнения по соответствующим основаниям.

При этом, отдельным подвидом рассматриваемой ответственности является увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.

Однако для данного вида ответственности необходим специальный субъект правонарушения – лица, замещающие государственные или муниципальные должности.

Существование четырех различных видов ответственности, применяемых к физическим лицам за совершения коррупционных правонарушений, совершено не исключает возможности привлечения одного и того же лица одновременно к нескольким видам (например, к уголовной, гражданской и дисциплинарной).

Самостоятельным видом ответственности за коррупционные правонарушения выступает ответственность юридических лиц.

Однако, в данном случае возможно привлечение только к административной ответственности, в частности по ст. 19.28 («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица») и ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, привлеченное юридическое лицо может достаточно серьезно пострадать материально за указанные действия.

Вместе с этим, сам по себе факт привлечения к ответственности юридического лица не исключает возможности привлечения к различным видам ответственности виновного должностного лица или физического лица.

Сокращены сроки оплаты административного штрафа за коррупционное правонарушение

14 августа 2018 года вступили изменения в главу 32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ.

Так, значительно сокращены сроки оплаты административного штрафа, назначенного за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, по фактам незаконного вознаграждения от имени или в интересах юридического лица.

Установлен срок до 7 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.
Ранее на юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение указанного коррупционного правонарушения, распространялись общие требования в части исполнения постановления о наложении административного штрафа. Срок оплаты составлял 60 дней.

А.М. Смирнов,
помощник прокурора района
юрист 3 класса

За коррупционные правонарушения

Административная ответственность есть ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за различные деяния коррупционного характера. При этом статья 4.5. КоАП РФ устанавливает, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции составляет 6 лет со дня совершения административного правонарушения. Это гораздо больше, чем срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в других сферах (1 год либо в других случаях 2 или 3 месяца).

Читайте так же:  Как должно происходить наследование по праву представления

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП РФ). Особенностью административной ответственности является так же то, что административное наказание может налагаться на нарушителя не только судом, но и должностными лицами различных органов.

По сути, в КоАП РФ закреплены всего 2 нормы, направленные на противодействие коррупционным правонарушениям, и допускающие ответственность юридического лица.

1) К таким нормам относится ст. 19.28, закрепляющая ответственность за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением (в редакции Федерального закона №97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» от 4 мая 2011 г.).

2) Вторая норма, закрепляющая ответственность юридического лица – ст. 19.29: незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего).

Установление таких ограничений согласуется с положением подпунета «е» пункта 2 ст. 12 Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что меры, направленные на достижение этих целей, могут включать, среди прочего, предупреждение возникновения коллизии интересов путем установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор. [92]

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №280-ФЗ дополнен новой статьей 19.29, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего).

Согласно указанной статье, привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с нарушением требований, предусмотренных комментируемым Законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Следует также отметить, что в соответствии с Федеральным законом №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 29 декабря 2012 г. часть 1 ст. 84 ТК РФ дополнена положением, согласно которому заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы (т.е. требований, предусмотренных комментируемым Законом), является основанием расторжения трудового договора. Однако, исходя из ст. 192 данного Кодекса, увольнение по данному основанию мерой дисциплинарного взыскания не является.

Одновременно привлечение юридического лица к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений не исключает привлечения конкретных субъектов (физических лиц), участвовавших в совершении коррупционных правонарушений, к ответственности уголовной или административной. И наоборот, даже если физические лица – участники (работники, руководители) юридического лица привлечены к ответственности, одновременно с этим ответственность может быть возложено и на само юридическое лицо.

К административным коррупционным правонарушениям, за которые установлена ответственность физических лиц, относится широкий перечень противоправных, виновных действий (бездействий), зафиксированных в КоАП, например:

Статья 15.14. «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов».

Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Статья 7.30. Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

О противодействии коррупции

Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности.

Преступлением (уголовным правонарушением), согласно части 1 статьи 14 Уголовного кодекса РФ, признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания.

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Гражданско-правовой проступок представляет собой причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в результате чего возникает новое обязательственное правоотношение.

Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником (служащим) по его вине возложенных на него трудовых (служебных) обязанностей.

В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

Читайте так же:  Сервис онлайн-записи на прием в налоговую инспекцию

3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

В соответствии со статьей 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Видео (кликните для воспроизведения).

6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.

Взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 Федерального закона.

Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения

Понятие коррупции закреплено статьей 1 Федерального закона от 19 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон №273). Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Существует пять видов ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная. Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной или гражданской ответственности, а должностные лица – также и к дисциплинарной ответственности.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от №273 граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Фиксация в конкретных нормах гражданского, уголовного, административного права юридической ответственности граждан, юридических лиц, должностных лиц является важной антикоррупционной правовой мерой. Причем необходимо проводить четкую грань прежде всего по степени тяжести последствий между коррупционным дисциплинарным проступком, коррупционным административным правонарушением и коррупционным преступлением.

Законодательство РФ не дает определения понятию «коррупционное правонарушение». Но в определении понятия «коррупция», данном в Федеральном законе №273, перечислены противоправные действия, являющиеся наиболее рельефным проявлением коррупции, – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп. Однако за указанные деяния предусмотрена уголовная ответственность, в то время как в ч. 1 данной статьи говорится и о других традиционно выделяемых видах юридической ответственности – гражданско-правовой, дисциплинарной и административной.

Часть 2 статьи 13 Федерального закона от №273 устанавливает, что физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством РФ права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. Данный вид административного наказания называется в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификацией и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9880 —

| 7430 — или читать все.
Читайте так же:  Основные положения и особенности применения закона о приватизации жилья

Публикации

Ответственность за коррупционные правонарушения

Полковник внутренней службы Павел ДАВЫДОВ, начальник отдела организации профилактики коррупционных правонарушений Департамента государственной службы и кадров МВД России

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики. Основным элементом этой деятельности остаётся профилактика коррупции, которая направлена на минимизацию рисков возникновения коррупционных проявлений и формирование среди государственных служащих нетерпимости к коррупционному поведению. Проводится подобная работа и в рядах органов внутренних дел. Так, за девять месяцев 2018 года в результате проверочных мероприятий за нарушение антикоррупционного законодательства дисциплинарные взыскания наложены на 5110 сотрудников, из которых 508 уволены из органов внутренних дел.

Сотрудники привлекаются к дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральными законами от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе), от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Анализ правовых норм, регулирующих вопросы применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (под таковыми понимаются взыскания, предусмотренные статьями 501 и 821 Закона о службе), а также дисциплинарной практики позволяет выделить ряд особенностей наложения данных взысканий.

Согласно нормативным предписаниям статьи 49 Закона о службе нарушение служебной дисциплины выражается, в частности, в несоблюдении сотрудником органов внутренних дел запретов, ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) служебных обязанностей. Таким образом, законодателем дано определение понятия «дисциплинарный проступок», под признаки которого подпадают в том числе нарушения требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Общие положения, касающиеся привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности, определены в статьях 50, 51 и 52 Закона о службе. Применение к сотруднику мер дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения осуществляется с учётом особенностей, изложенных в статье 511 названного закона.

Так, в соответствии с названной статьёй исчисление срока привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения осуществляется с момента поступления информации о таком нарушении. Эта особенность способствует минимизации риска уклонения от ответственности сотрудников, совершивших данные правонарушения. Взыскание за коррупционное правонарушение налагается не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел такого правонарушения и не позднее трёх лет со дня его совершения.

В связи с тем, что исчисление срока привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения прямо не связано с моментом его совершения, может сложиться представление о возможности привлечения сотрудника к такой ответственности в любой период. Однако предметом проверки соблюдения сотрудниками органов внутренних дел требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, является соблюдение этих требований, ограничений, запретов и обязанностей в течение трёх лет, предшествующих поступлению информации.

Ещё одной особенностью, связанной со временем, является срок ознакомления сотрудника с актом о наложении взыскания или об отказе в наложении такого взыскания: копии этих актов вручаются сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. В указанный срок, исходя из общего порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, также не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с актом о наложении на него взыскания или для доставки указанного акта к месту службы сотрудника.

Под актом о наложении взыскания понимается приказ, являющийся одним из видов ведомственных актов. Решение о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности, согласно общему порядку, также оформляется в форме приказа.

При этом законодателем определено, что в приказе о наложении на сотрудника взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 501 или 821 Закона о службе.

[2]

Статья 501 отсылает нас к общему перечню дисциплинарных взысканий, среди которых – замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел. При этом в статье 821 содержатся случаи, в которых сотрудники подлежат увольнению в связи с утратой доверия. И если применение первых в виду сложившейся практики уже не вызывает особых вопросов, то на последнем стоит остановиться подробнее.

В качестве основания увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел утрата доверия предусмотрена пунктом 13 части 3 статьи 82 Закона о службе. При этом часть 3 статьи 82 данного закона перечисляет те случаи, в которых контракт подлежит обязательному расторжению, а сотрудник – увольнению со службы в органах внутренних дел (так называемые обстоятельства, не зависящие от воли сторон). Данная ситуация порождает конкуренцию норм статьи 511, согласно которой на сотрудника может быть наложено любое дисциплинарное взыскание, а не обязательно увольнение со службы в органах внутренних дел (о чём речь пойдёт далее), и статьи 82 Закона о службе. Разрешению коллизии мог бы способствовать перенос утраты доверия в качестве основания увольнения из части 3 в часть 2 статьи 82 Закона о службе, предполагающей альтернативу расторжению контракта и увольнению сотрудника со службы в органах внутренних дел со стороны работодателя.

[3]

Ещё одним, уже техническим, моментом применения статьи 821 Закона о службе является ошибочная практика указания её в качестве основания для увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел при подготовке документов на увольнение.

При этом необходимо разграничивать, что согласно части 6 статьи 501 Закона о службе в акте о наложении на сотрудника взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 501 или 821, а при подготовке приказа об увольнении сотрудникам кадрового подразделения необходимо ссылаться только на пункт 13 части 3 статьи 82 Закона о службе. В противном случае процедура увольнения сотрудника может быть признана необоснованной и произведённой с нарушениями норм материального права.

Читайте так же:  Договор с лагерем

Возвращаясь к механизму наложения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений, следует сказать, что доклад о результатах проверки может быть направлен в аттестационную комиссию. В этом случае решение о наложении взыскания принимается с учётом рекомендации указанной комиссии.

Наряду с этим к особенностям документального оформления процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения относится подготовка доклада о результатах соответствующей проверки.

Вышеупомянутый акт об отказе в наложении взыскания представляет собой оформленное в письменном виде, в том числе в виде соответствующей резолюции на докладе по результатам проверки, решение руководителя о непринятии мер дисциплинарной ответственности к конкретному сотруднику.

В качестве субъекта проведения проверки соблюдения антикоррупционного законодательства выступает подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений или должностные лица, ответственные за данное направление деятельности.

В то же время на практике нередки случаи, когда проведению проверки соблюдения требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествует служебная проверка по факту совершения правонарушения или поступления информации. В данном случае по результатам проведения служебной проверки в заключении должен содержаться вывод, обосновывающий необходимость проведения проверки, предусмотренной статьёй 511 Закона о службе. При этом, если в первоначальных объяснениях лица содержались сведения относительно соблюдения им антикоррупционного законодательства, истребование повторных объяснений может не производиться.

Специальным субъектом в вопросах применения взысканий за коррупционные правонарушения определена аттестационная комиссия, на которую возложены функции по рассмотрению вопросов соблюдения требований, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. (Приказ МВД России от 31 июля 2012 г. № 746 «О мерах по реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в органах внутренних дел Российской Федерации»).

Некоторые критерии малозначительности определены в Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия, подготовленных Минтрудом России, и в письме Минтруда России от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения», а в случаях, не охваченных указанными методическими рекомендациями, малозначительность каждого коррупционного правонарушения определяется в ходе заседания аттестационной комиссии.

В настоящее время работа по определению критериев продолжается в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы.

Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел при малозначительности совершённого им коррупционного правонарушения. При этом применённая законодателем правовая конструкция «взыскание может быть наложено…» не позволяет объявлять замечания и выговоры за коррупционные правонарушения в устной форме (статья 511 Закона о службе). В соответствии с частью 9 статьи 51 Закона о службе наложение взысканий осуществляется в письменной форме.

Соблюдение законодательства, в том числе антикоррупционного, является предметом надзора органов прокуратуры, которыми могут выноситься соответствующие предписания в целях принятия мер по устранению нарушений. Нередки случаи, когда органами прокуратуры по результатам проведённой ими проверки рекомендуется принять конкретные меры ответственности к сотрудникам, допустившим эти нарушения. Представление прокуратуры в данном случае становится информацией, являющейся основанием для проведения проверки соблюдения антикоррупционного законодательства.

В то же время Законом о службе определено, что сотрудник органов внутренних дел привлекается к ответственности за коррупционное правонарушение по результатам проверки, проведённой подразделением по профилактике коррупционных правонарушений, в ходе которой учитываются характер совершённого коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения им своих служебных обязанностей. Данные обстоятельства к предмету проверки органов прокуратуры не относятся и при рекомендации о применении к сотрудникам мер ответственности не учитываются.

Таким образом, определение особенностей порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения имеет важное практическое значение.

За коррупционные правонарушения

Гражданско-правовая (гражданская) ответственность – один из видов юридической ответственности, установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера – возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это право предоставлено Конституцией РФ (ст. 53). Именно в возмещении вреда, причиненного действиями или бездействием должностных лиц и работников государственных органов и органов местного самоуправления, выражается гражданско-правовая ответственность.

Установление гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения согласуется с положением ст. 35 «Компенсация ущерба» Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться, в соответствии с принципами его внутреннего законодательства, для обеспечения того, чтобы юридические или физические лица, которые понесли ущерб в результате какого-либо коррупционного деяния, имели право возбудить производство в отношении лиц, несущих ответственность за этот ущерб, для получения компенсации.

Гражданско-правовая ответственность как таковая за совершение коррупционных правонарушений не установлена специально. В рамках гражданско-правовых отношений ущерб, причиненный коррупционными правонарушениями со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностными лицами, возможно возместить по решению суда в рамках гражданско-правового иска.

Читайте так же:  Задача камеральной налоговой проверки — это контроль соблюдения закона

Государственные органы, органы местного самоуправления несут ответственность не только за действия, нарушающие законы или иные нормативно-правовые акты, но и за бездействие – невыполнение органами и их должностными лицами их обязанностей, воздержание от тех действий, которые в соответствии с законодательством вменены в обязанность указанным органам и лицам. Для возложения ответственности на государственные и муниципальные органы и должностных лиц не имеет значения форма их вины (умысел или неосторожность). Наличие вины предполагается, и именно они должны доказать отсутствие своей вины, чтобы снять с себя ответственность.

Гражданско-правовую ответственность за совершение коррупционных правонарушений могут нести и физические лица, не являющиеся государственными или муниципальными служащими.

Мерами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков, понесенных контрагентами, штрафные санкции, принуждение к исполнению обязательства, односторонняя реституция или изъятие незаконно полученного имущества и доходов в пользу государства.

Согласно ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

[1]

Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Гражданско-правовая ответственность наступает независимо от привлечения нарушителя к другим видам ответственности. Она носит имущественный характер.

Гражданское законодательство предусматривает возмещение ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, прежде всего за счет соответствующих публично-правовых образований. Если коррупционным правонарушением, совершенным государственным или муниципальным служащим, причинен имущественный ущерб физическим или юридическим лицам, последние могут обратиться в суд к государственному органу или органу местного самоуправления с требованием возмещения такого ущерба в порядке ст. 1069 ГК РФ. Соответствующий же государственный или муниципальный орган может предъявить конкретному виновному должностному лицу иск в порядке регресса. [81]

Так, согласно ст. 16 части 1 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 части 2 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же установлено, что вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Как предусмотрено в п. 3 ст. 1081 части 2 ГК РФ, Россия, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного должностным лицом органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда (п. 1 ст. 1070), имеют право регресса к этому лицу, если его вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Именно об этой гражданско-правовой ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения и приходится говорить. [82]

К гражданским коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Например, статья 575 ГК РФ содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  2. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.

  3. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
Виды ответственности за коррупционные правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here