Закон о предоставлении жилья детям-сиротам

Главное по теме: "Закон о предоставлении жилья детям-сиротам" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

В закон по обеспечению жильем детей-сирот с 1 января 2019 года вступят в силу новые изменения

Для детей-сирот и детей без попечения родителей предоставляется жилье от государства. С 1 января 2019 года вступят в силу некоторые изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот, которые корректируют законодательные акты. Что изменится в обеспечении жильем детей-сирот с 2019 года?

Скорректированы законодательные акты, касающиеся обеспечения жильем детей-сирот, детей без попечения родителей, лиц из их числа (далее — сироты). Поправки вступают в силу с 01.01.2019.

Единый порядок формирования списка и форму заявления установит Правительство РФ.

Указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка. Помимо предоставления жилья и включения в список, к их числу решено отнести, например, прекращение у сироты российского гражданства.

Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (ранее он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Если совместное проживание ребенка с лишенными в его отношении родительских прав гражданами, иными лицами нарушает его права и законные интересы, то с требованием о принудительном обмене предоставленного по соцнайму жилья смогут обратиться в суд законные представители ребенка, орган опеки и попечительства либо прокурор.

Уточнен порядок выселения лишенных родительских прав граждан, если их совместное проживание с детьми признано судом невозможным.

Прописаны условия выселения сирот при неисполнении ими обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.

Закупки жилья для сирот у собственников-физлиц согласно поправкам можно будет проводить путем запроса предложений, в т. ч. в электронной форме.

Закон о предоставлении жилья детям-сиротам

Верховный Суд Российской Федерации определил, что предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений не должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью и отсутствие надлежащего финансирования на эти цели не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.04.2014 г. по делу № 7-КГ14-2 отменено решение Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 29 июля 2013 г. и Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 21 октября 2013 г. об отказе в удовлетворении исковых требований Кротовой Е.В. к администрации Пелевинского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, правительству Ивановской области, Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение Кротовой Е.В. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться органом местного самоуправления за счет целевых денежных средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета Ивановской области, в соответствии с очередностью предоставления жилья по сформированному Департаментом социальной защиты населения Ивановской области списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с очередностью по дате их рождения.

Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что права истца на получение жилого помещения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Ивановской области с 1 января 2013 г., предполагающем предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с очередностью по дате их рождения, нарушены не были.

Верховный Суд РФ не согласился с данными выводами по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Как следует из содержания правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка — определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

Читайте так же:  Зачем нужны пандусы и кто должен установить их в жилых домах рф

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:

решение Юрьевецкого районного суда Ивановской области от 29 июля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 21 октября 2013 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Кротовой Е.В. удовлетворить.

Обязать администрацию Пелевинского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района предоставить Кротовой Е.В. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.04.2014 г. по делу № 7-КГ14-2 размещено на нашем сайте в разделе «Судебная практика», подраздел «Решения высших судов».

Что нужно знать о получении жилья сироте

Где и какое жилье предоставляется сиротам

Прежде чем соглашаться на предложенную администрацией квартиру или дом, проверьте, соблюдаются ли следующие требования:

Благоустроенность. Согласно законодательству (п. 1.ст.8 ФЗ-159) предоставляемое льготное жилье должно быть благоустроенным, применительно к условиям населенного пункта, где оно располагается. Квартира/дом должны быть обеспечены электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, а также ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой. Всё перечисленное должно находиться в рабочем состоянии.

Если в населенном пункте отсутствуют централизованная система отопления/канализации/водоотведения, то в предоставляемом жилье оно может обеспечиваться другими средствами (газовой колонкой, уличным туалетом и т.п). В противном случае по закону жилье считается непригодным для проживания, и сирота может от него отказаться.

Площадь жилья определяется на основе расчетной нормы, установленной Правительством региона. В Рязанской области и в большинстве регионов она составляет 33 кв.м.Таким образом предоставляемое жилье не должно быть меньше этой площади.

Расположение Жилье должно находиться в пределах того населенного пункта, в котором сирота имеет постоянную регистрацию (прописка). То есть если вы прописаны в городе, то предоставить квартиру в районе вам не имеют право.

Если эти требования не соблюдены, то вы имеете право отказаться от такого жилья и требовать предоставления другого, которое будет отвечать вышеперечисленным требованиям. Отказ лучшее оформить в виде письменного заявления, указав, какие именно нарушения закона были допущены.

Если вы зарегистрированы в одном населенном пункте, а постоянно живете (учитесь, работаете, снимаете жилье и т.п.) в другом в пределах субъекта РФ, то можно добиться предоставления жилья именно в месте постоянного проживания. В таком случае заранее проконсультируйтесь с юристом, так как органы власти из-за незнания законодательства часто оказывают в обеспечении жильем в подобных ситуациях.

Считается ли предоставленное государством жилье собственностью сироты?

Согласно федеральному закону жилье сиротам предоставляется по договорам специализированного найма. Это значит, что в течение 5 лет такое жилое помещение нельзя продать, но вы уже можете в нем жить и несете за него ответственность, то есть обязаны платить за коммунальные услуги.

По истечении этого срока с вами будет заключен договор социального найма. После этого жилье можно приватизировать и тогда оно станет вашей собственностью.

Учитываются ли члены семьи при предоставлении жилья?

К сожалению, ни дети, ни супруги не учитываются при расчете площади предоставляемого жилья.

Можно ли просить предоставить жилье в другом населенном пункте?

По закону квартира или дом будут предоставлять в пределах того муниципального образования (города или района), где вы стоите на учете.

Таким образом вы можете отказаться от предоставления жилья в одном регионе, но тогда вам нужно будет заново встать на учет в другом регионе и уже там обращаться за жильем. Мы не рекомендуем этого делать, потому что с постановкой на учет могут возникнуть проблемы и тогда вы лишитесь возможности получить квартиру.

Имейте ввиду, что если вам уже исполнилось 23 года, то встать на учет в другом регионе вы не сможете.

Если у вас нет регистрации, жилье может быть предоставлено по месту постоянного жительства, первичного выявления и устройства под опеку (населенный пункт, где было вынесено постановление об установлении опеки, либо о направлении в детский дом).

Закон не связывает место предоставления жилья с местом постоянной регистрации. В законе четко сказано “по месту жительства”, а под этим “местом жительства” можно понимать место где человек постоянно находится — работает учится, растит детей и т.п. Таким образом не имея регистрации вообще или имея регистрацию в населенном пункте, в котором вы не живете, можно претендовать на приобретение жилья там,где вы постоянно находитесь. К сожалению, на практике органы власти часто отказывают сиротам в таких ситуациях, поэтому необходимо проконсультироваться с юристом.

Читайте так же:  Заем под материнский капитал применение и порядок оформления

Что нужно знать о праве сирот на жилье

Все ли сироты имеют ли право на жилье?

По закону право на жилье имеют те, у кого есть статус «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей», а также те, кто имел такой статус до 18 лет (в законе они называются «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Сироты имеют право на получение жилья в следующих случаях:

  • если у них нет в собственности жилого помещения;
  • если они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя муниципального жилья;
  • если в отношении имеющегося жилья установлен факт невозможности проживания.

Если у вас эти условия соблюдены, вы имеете имеете такое право.

Для получения жилья нужно до 23-х лет встать на учет сирот, нуждающихся в жилье.

Кто считается «ребенком-сиротой» и «ребенком, оставшимся без попечения родителей»?

Дети-сироты – это те дети, у которых в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель.

К категории «дети, оставшиеся без попечения родителей» относятся те, кто в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:

  • отсутствием родителей
  • лишением их родительских прав,
  • ограничением их в родительских правах,
  • признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях,
  • объявлением их умершими,
  • отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
  • нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
  • отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считаются те, кто в возрасте до 18 лет имел статус «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей».

Можно ли получить жилье после 23-х лет?

Если вы состоите на учете сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, то вам нужно обратиться за жильем.

Если вы старше 23-х лет и не состоите на учете, ваше право на жилье придется доказывать через суд. Это сложный процесс и мы рекомендуем вам обратиться за помощью квалифицированного юриста в вашем регионе.

Предоставление жилья детям сиротам

Содержание статьи

В РФ проживает немало граждан со статусом дети-сироты. Многие из них получают пособия и льготы, а кто-то может получить от государства квартиры сиротам. Чтобы воспользоваться данной госпомщью, необходимо знать по какой схеме производится предоставление жилья детям сиротам.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Требования и условия предоставления жилой площади детям-сиротам регламентированы такими законодательными актами:

  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот…», в котором содержатся государственные гарантии в сфере социального обеспечения детей-сирот и тех несовершеннолетних лиц, которые остались без попечения родителей;
  • статьями 54 и 123 Семейного кодекса РФ;
  • статьей 292 Гражданского кодекса РФ.

Согласно вышеперечисленных законодательных актов, дети-сироты могут рассчитывать на получение социального жилья от государства только при соблюдении следующих условий:

  • претендент на получение государственного обеспечения не должен иметь выделенного жилья, которое ему досталось от родственников или по договору найма;
  • сирота не должен являться собственником социального имущества, полученное ранее по договору найма;
  • на момент обращения в компетентные социальные органы сироты должны проживать в таких условиях, которые по закону признаются неприемлемыми.

Кроме вышеперечисленных условий, которые необходимы для реализации ребенком-сиротой права на получение социального жилья, одним из основных критериев считается такое понятие, как «невозможность проживать в нынешнем помещении». Невозможность проживания признается таковой только при наличии следующих условий:

  • вместе с ребенком, который остался без попечения родителей, на одной площади проживают члены семьи, что имеют тяжелые хронические заболевания;
  • на одной площади с сиротой проживают люди, лишенные родительских прав;
  • помещение, в котором проживает ребенок-сирота, официально признано нежилым и непригодным для жизни;
  • жилплощадь не соответствует санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ;
  • претендент на получение социального жилья уже обеспечен жилплощадью, которая по квадратуре значительно меньше той, что полагается по законодательству РФ – 18 кв. метров на одного человека, но в разных регионах РФ этот норматив может отличаться.

Если ссылаться на статью 8 Закона №159, установленной нормы жилой площади, которую необходимо выделить сироте, не установлено, а лишь сказано, что в каждом муниципальном образовании по договору социального найма устанавливаются индивидуальные размеры жилой площади.

Обратите внимание! Все условия должны быть подтверждены документально, поэтому при написании и подаче заявления претендент на получение жилья должен предоставить все подтверждающие документы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается условий самого жилья, то они должны отвечать таким требованиям:

  • в качестве социального жилья не могут быть предоставлены части коммунальной квартиры – жилплощадь для детей-сирот или граждан, что остались без попечения родителей, должна быть отдельной;
  • в жилом помещении обязательно должна быть вода, газ, электричество, отопление и другие коммунальные блага.

Также по закону, месторасположение социального жилья должно быть в том же регионе, где прописан претендент на него. В случае отсутствия официальной регистрации сироты, жилплощадь должна быть предоставляться там, где он находится под опекой.

[1]

Кому положено жилье от государства

Сироты и несовершеннолетние дети, лишенные родительского попечения, обеспечиваются жильем муниципалитетами. Жилплощадь выдается из социального фонда, если он имеется. В случае его отсутствия сироты получают сертификат на целевые средства, потратить которые можно только на покупку жилья.

Механизм обеспечения социальным жильем данной категории граждан претерпел законодательные изменения, но получатели государственной помощи остались неизменными. Так, в 2019 году получать жилье от государства будут следующие категории граждан:

  • сирота или ребенок, лишенные родительской опеки и которые достигли совершеннолетия;
  • сироты, которые стали дееспособными раньше наступления 18 лет;
  • дети-сироты, которые получили профессиональное техническое образование или вернулись с армейской службы;
  • сироты, отбывавшие срок в колонии для несовершеннолетних или местах лишения свободы.
Читайте так же:  Исковое заявление об истребовании жилого помещения из чужого незаконного владения

Обратите внимание! Претендент, который хочет получить решение жилищной проблемы от государства, должен заявить о своем желании официально. Возраст гражданина должен быть в пределах от 18 до 23 лет.

Все критерии – возраст, лишение опеки и официальное заявление претендента одинаково важны. И если не соблюсти хотя бы один из них, то государство снимает с себя ответственность в разрешение жилищной проблемы ребенка-сироты. И это будет законным актом.

Сирота будет стоять в очереди даже после наступления им 23 лет – до момента получения его законного права. Снять его с очереди по закону можно только в следующих случаях:

  • получение отдельной квартиры или дома;
  • получение сертификата на целевое приобретение жилья.

На практике встречались случаи, когда сироты получали квартиру или дом в возрасте 45-50 лет.

Прежде чем сирота получит социальное жилье, государственные органы тщательно проверяют:

  • есть ли у претендента в собственности жилье или его доли;
  • есть ли у граждан, проживающих совместно с сиротой, жилое помещение, которое передано по договору найма;
  • есть ли у его родственников квартира или дом;
  • нынешние условия проживания ребенка-сироты.

Обратите внимание! Если у сироты на момент обращения в муниципалитет есть жилье, это не означает, что ему откажут в постановке в очередь. Квартира или дом должны соответствовать нормативной площади, что установлена в регионе, а также тем санитарным нормам, которые прописаны в Жилищном кодексе РФ.

Как происходит предоставление жилья детям-сиротам

Ранее в Жилищном кодексе РФ было сказано, что дети-сироты должны получить социальное жилье от государства вне очереди по договору найма. Но сейчас условия несколько изменились – каждый ребенок обязан стать в очередь в период от 18 до 23 лет.

Порядок предоставления жилья детям-сиротам регламентирован Федеральным законом №159З и региональными законодательными актами. По закону, оно должно быть предоставлено до момента наступления сиротой 23-летнего возраста или до того момента, когда он станет полностью дееспособным. Проще говоря, сирота, который получил высшее образование или демобилизовался, уже должен иметь собственную жилплощадь.

В России с 2013 года дети-сироты получают социальное жилье только по договору найма. В документе содержатся условия передачи жилого помещения за определенную плату, а также обязанности обеих сторон. В договоре обязательно должны быть прописаны все члены семьи нанимателя.

Договор найма оформляется письменно и должен быть заключен в течение месяца после подписания смотрового талона. Те помещения, которые находятся в жилом фонде, должны использоваться только для личного проживания детей-сирот. Сдавать в аренду, дарить, продавать и приватизировать социальное жилье запрещено законом. Поэтому какие-либо махинации со стороны чиновников полностью исключены.

Наниматель должен оплачивать коммунальные услуги. Договор заключается на определенный срок, но детям-сиротам его часто пролонгируют. Сироты получают только те помещения, которые соответствуют санитарным и техническим нормам, поэтому предоставления жилья, которое находится в аварийном состоянии, запрещено законом.

Обратите внимание! Социальное жилье получить вне очереди невозможно. После окончания 5-летнего срока действия договора найма квартира может перейти в бессрочное пользование сиротой.

Пропускать срок постановки в очередь нельзя. Если ребенок-сирота не использует свое право на социальное жилье до 23 лет, то он его потеряет.

Перечень документов, порядок их предоставления

Поскольку обеспечение сирот социальным жильем является компетенцией регионов, они разрабатывают порядок работы с этой категорией самостоятельно. В первую очередь сирота обращается в органы опеки и попечительства с таким пакетом документов:

  1. Заявление от имени ребенка-сироты.
  2. Паспорт или документ, подтверждающий личность. Кроме этого обязательно нужно сделать ксерокопию страницы с пропиской.
  3. Документ, который подтверждает статус сироты или лишения родительского попечения.
  4. Документ, который подтверждает, что у претендента нет в собственности жилплощади.
  5. Если есть, то свидетельство о заключении брака или свидетельство о рождении ребенка.
  6. Оригинал справки о составе семьи.
  7. Документ, который подтверждает: нахождение в сиротском учреждении; прохождение военной службы; отбытие срока в исправительной колонии; нахождение в специализированном санатории или медицинском учреждении.
  8. Если сирота стоит на учете в центре занятости или же официально трудоустроен, необходимо предоставить соответствующую справку.

[2]

Обратите внимание! Это основной пакет документов, но в разных регионах он может отличаться. Главное условие – иметь при себе оригиналы документов.

Есть ситуации, когда от претендента на социальное жилье могут потребоваться дополнительные документы:

  1. Если он проживает с родителями, которые лишены родительских прав, то необходимо предоставить решение суда. Его можно взять в органах опеки и попечительства в том регионе, где пребывала семья во время судопроизводства.
  2. В случае несоответствия жилья техническим и санитарным нормам, необходимо взять справку в муниципалитете.
  3. В случае болезни родственника, необходимо взять справку в медучреждении.
  4. Если для проживания доля имущества слишком мала, нужно взять подтверждающий документ о собственности, в котором указывается жилая площадь и все владельцы.

Если говорить о порядке предоставления документов на получение жилья, то он таков:

  1. Сирота берет справку в учебном, исправительном учреждении в случае отбывания срока или военкомате об окончании армейской службы.
  2. Пишет заявление с указанием актуальных условий проживания.
  3. Собирает все необходимые документы и подает их в органы местного самоуправления, занимающиеся предоставлением социального жилья данной категории населения.
  4. По месту проживания сирота должен предоставить копию заявления в органы опеки и попечительства.
  5. Дожидается результата рассмотрения заявки, который по закону не должен превышать одного месяца.
  6. После этого необходимо подписать договор найма, а спустя 5 лет перезаключить. Получить право на бессрочное пользование жильем можно только в том случае, если наниматель осуществлял коммунальные платежи без задержек.

Что делать в случае отказа

Если в органах опеки и попечительств отказываются оказывать помощь, на них можно пожаловаться:

  • руководству в местной администрации;
  • в министерство данного региона;
  • в прокуратуру.

В компетенцию прокуратуры входит надзор за деятельностью исполнительных властей, поэтому они пристально контролируют, чтобы дети-сироты были обеспечены всем, что им полагается по закону.

Верховный Суд Российской Федерации: жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по месту жительства этих лиц

В только что опубликованном Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г. (стр. 42-47), разъяснено, что:

Читайте так же:  Договора купли-продажи квартиры сделка по доверенности

«Местом жительства несовершеннолетних лиц, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в предоставлении жилого помещения в городе Москве, возложении обязанности принять меры к восстановлению нарушенного права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве.

Судом установлено, что К. родилась в 1996 году в Рязанской области, в 2005 году ее мать была лишена родительских прав, а в 2012 году умерла, данные об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери. В 2005 году К. была направлена на воспитание в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за ней закреплено жилое помещение в Рязанской области, в котором она была зарегистрирована с 1997 года.

Постановлением главы муниципального образования Рязанской области над несовершеннолетней К. было установлено попечительство. Попечителем назначена Б., проживающая в городе Москве. Местом жительства К. на период нахождения ее под попечительством было определено место жительства попечителя.

Закрепленное за несовершеннолетней К. жилое помещение в Рязанской области было уничтожено в результате пожара в 2012 году, дом снесен. В том же году постановлением главы муниципального образования Рязанской области К. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В 2014 году по достижении возраста 18 лет и по окончании периода, на который было установлено попечительство, К. была снята с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве по месту проживания ее попечителя Б.

По утверждению заявителя, до настоящего времени она продолжает проживать там же, поскольку другого жилого помещения не имеет.

Решением жилищной комиссии К. в предоставлении жилого помещения в городе Москва отказано на основании того, что этот город не является местом жительства заявителя.

Разрешая заявление К., суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о законности и обоснованности данного решения. При этом суд исходил из того, что город Москва не является местом жительства К., поскольку она зарегистрирована по месту постоянного жительства в Рязанской области, там же состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении, а место жительства попечителя в силу содержания п. 2 ст. 20 ГК РФ не является местом жительства несовершеннолетнего, в отношении которого установлено попечительство.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления об отказе в удовлетворении требований К. и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, с выводами судебных инстанций не согласилась по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 1091 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве».

В целях реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2007 г. № 854-ПП, действующим до 14 июля 2015 г., было утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Согласно абзацу второму п. 1.2, п. 5.5 указанного положения вопросы о предоставлении жилых помещений в соответствии с данным положением рассматриваются жилищной комиссией.

Из материалов дела видно, что решением жилищной комиссии от 2014 года К. отказано в предоставлении жилого помещения по причине того, что город Москва не является ее местом жительства.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).

При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующими положениями.

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.

В то же время согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В силу п. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ.

Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних, достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

При рассмотрении настоящего дела указанные нормы материального права судом применены неправильно, а существенные для дела обстоятельства остались невыясненными.

Приняв дело к своему производству по месту жительства заявителя К., районный суд города Москвы в решении сделал вывод о том, что город Москва не является ее местом жительства, но при этом не указал, где именно находится место жительства заявителя. Без выяснения этого обстоятельства безусловное право К. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не может быть реализовано ни в каком субъекте Российской Федерации.

Читайте так же:  Согласие на мену квартиры

Разрешая заявление К., суд исходил из того, что заявитель зарегистрирована по прежнему месту жительства в закрепленном за ней жилом помещении в Рязанской области. Между тем указанное жилое помещение не является местом жительства заявителя, поскольку еще в 2012 году было уничтожено во время пожара.

Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

При таких обстоятельствах, учитывая, что до окончания срока, на который было установлено попечительство, К. фактически проживала у своего попечителя в городе Москве, а также невозможность ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении, вывод суда о том, что К. не имеет права на обеспечение жилым помещением в городе Москве признан Судебной коллегией неправильным.

Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» осуществлял юридическое сопровождение по защите жилищных прав К. и представлял ее интересы в судах всех инстанций.

Детям-сиротам предложат денежную выплату вместо предоставления жилого помещения

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное жилье от государства. Чиновники предлагают скорректировать закон, который вступил в силу 1 января в 2019 году. В данном законопроекте идет речь о детях-сиротах, достигших 23-х лет.

Представители Саратовской областной Думы считают необходимым скорректировать правила предоставления дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части их обеспечения жильем. Речь идет о лицах, достигших возраста 23 лет.

Депутаты предлагают дать им право на однократное получение социальной выплаты вместо фактического обеспечения жилыми помещениями. Предполагается, что средства упомянутой выплаты можно будет направить на приобретение жилья посредством:

  • совершения любых не противоречащих закону сделок;
  • участия в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах;
  • безналичного перечисления этих средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого жилья, либо физлицу, реализующему приобретаемое жилое помещение, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

[3]

В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2020 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимость нововведения аргументируется, тем, что в настоящий момент дети-сироты не всегда могут получить жилье в собственность сразу по достижении 18 лет, вместо этого им предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору специализированного найма на пять лет с возможностью продления пользования жилым помещением на тот же срок (ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Таким образом, отмечают разработчики документа, дети-сироты фактически не могут распорядиться предоставленным жильем и улучшить свои жилищные условия. При том, что у них, как правило, есть возможность софинансирования приобретения жилья для себя за счет средств маткапитала или ипотеки.

Источники


  1. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.

  3. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
  4. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
Закон о предоставлении жилья детям-сиротам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here