Земельный налог — особенности расчета и порядок применения

Главное по теме: "Земельный налог — особенности расчета и порядок применения" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Объект налогообложения земельного налога

Объект налогообложения земельного налога, несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

Законодательство о земельном налоге

Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! Налоговикам будут сообщать о нецелевом использовании сельхозземель. А если нецелевое использование установлено, то применяется стандартная ставка налога 1,5%.

Объект земельного налога

Объект налогообложения земельного налогаопределен в ст. 389 НК РФ. Этим налогом облагаются все земельные участки, находящиеся в регионах, принявших закон о введении налога на землю. При этом не подлежат обложению участки:

  • изъятые из оборота или ограниченные в обороте;
  • предназначенные для лесозаготовок;
  • находящиеся под многоквартирными домами.

Расчет налога осуществляется от кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 390 НК РФ), установленной на 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если право на участок возникло в текущем году, то стоимость его для налогообложения принимается как определенная на дату постановки на кадастровый учет.

В течение года стоимость участка для целей расчета налога не меняется. Исключение составляют случаи:

  • выявления технической ошибки в кадастровом учете — тогда налог пересчитывается, начиная с года, в котором допущена такая ошибка;

Подробности см. здесь.

  • изменения стоимости участка при рассмотрении спорных ситуаций — тогда налог пересчитывается с года подачи заявления на изменение стоимости, но не раньше даты внесения изменений в сведения кадастрового учета.

Что делать, если изменились характеристики земельного участка, читайте в нашем материале.

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Когда возникает обязанность платить за землю?

Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

  • собственности;
  • пользования без установления срока;
  • владения по праву наследства.

Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

О том, как посчитать налог, если кадастровая стоимость земли не определена, мы рассказали здесь.

Об особенностях отчетности организаций по земельному налогу читайте в материале «По некоторым налогам декларации можно не представлять».

В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать здесь.

Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

Особенности налогообложения общей земли

Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Как узнать задолженность по земельному налогу, мы рассказываем в этом материале.

Возможные льготы по объекту земельного налога

Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного центра «Сколково».

Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

Читайте так же:  Формула расчета расчета одн по электроэнергии

Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

За всеми нововведениями следите в нашей рубрике «Земельный налог».

Разъяснены особенности применения повышающего коэффициента при расчете земельного налога

racorn / Shutterstock.com

ФНС России на своем официальном сайте уточнила, в каких случаях при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент. В частности, это произойдет при неиспользовании земельного участка для жилищного строительства.

К примеру, с момента госрегистрации прав на земельный участок налог исчисляется с коэффициентом 2.

При этом, если за три года на участке ничего не построено, то налог рассчитывается с коэффициентом 4.

В случае, если собственник зарегистрировал права на построенный объект до истечения трехлетнего срока строительства, то налог пересчитывается с коэффициентом 1 (п. 15 ст. 396 Налогового кодекса).

В свою очередь излишек можно зачесть в счет будущей платы за землю или написать заявление на возврат.

Такие же правила налогообложения применяются в отношении земельных участков с разрешенным использованием «для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства», если их кадастровая стоимость соответствует землям, предназначенным для жилищного строительства.

Налоговики также уточнили, что если земельный участок предназначен для строительства нескольких очередей жилых домов (корпусов, кварталов), то применение повышающего коэффициента при расчете земельного налога прекращается с момента регистрации права хотя бы на один построенный объект недвижимости.

Узнать, какие застройщики освобождены от уплаты земельного налога, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Соответствующие разъяснения ведомство направило территориальным налоговым органам (письмо Минфина России от 21 августа 2017 г. № 03-05-04-02/53545, письмо Минфина России от 23 августа 2017 г. № 03-05-04-02/54184).

Земельный налог

Определение

Земельный налог – это прямой налог, уплачиваемый в местный бюджет владельцами земельных участков. Сумма земельного налога определяется как произведение кадастровой стоимости земельных участков и ставки налога. Исчисление и уплата земельного налога регулируется главой 31 Налогового кодекса РФ и законами муниципальных образований.

Муниципальные образования устанавливают:

— действует ли налог на территории муниципального образования;

— ставки налога (в пределах, оговоренных Налоговым кодексом РФ);

— дополнительные налоговые льготы (в дополнение к предусмотренным Налоговым кодексом РФ);

[1]

— порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы;

— наличие либо отсутствие отчетных периодов;

— порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей (с учетом ограничений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ).

Объектом налогообложения являются земельный участки, расположенные на территории муниципального образования, в котором введен земельный налог, за исключением земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а также земельных участков из состава земель лесного фонда.

Плательщики земельного налога

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие земельными участками, являющимися объектом налогообложения:

— на праве собственности;

— на праве пожизненного наследуемого владения;

— на праве постоянного бессрочного пользования.

Ставки земельного налога

Ставки земельного налога не могут превышать 0,3% и 1,5% в зависимости от категории земель.

Налоговый период

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы.

Особенности исчисления земельного налога

Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму земельного налога самостоятельно, и представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.

Налогоплательщики физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого им налоговым органом.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Особенности земельный налог

Земельный налог

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жкк (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Земельный налог для физических лиц: все секреты и особенности, включая к какой категории налогов он относится

  • Земельный налог является налогом платой средств, накладываемая на земельный участок – это государственный сбор, который налагается на физических и юридических лиц, являющихся собственниками земли. Подробнее об элементах налогообложения.
  • Государственный сбор с земли – это налог на прибыль, получаемую хозяевами земли, владеющими территорией на разных правах (бессрочное владение или наследственный переход участка).
  1. Способствует более рациональной эксплуатации земельных зон.
  2. Улучшает свойства почвы, удовлетворяющие всем необходимым условиям и потребностям для существования растительного мира.
  3. Выполняет охранную функцию.
  4. Выполняет контроль общего состояния природной среды с точки зрения с точки зрения условий проживания людей и существования животных и растений.

Особенности уплаты земельного налога

Представительные органы местного самоуправления определяют налоговые льготы, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, налоговые ставки. Статьей 394 НК РФ предусмотрены максимальные размеры налоговых ставок по некоторым категориям плательщиков:

Очевидно, что при заявлении в налоговой инспекции освобождения от налогообложения в соответствии с ограничением в обороте данного земельного участка это право необходимо подтвердить соответствующими документами. Следует отметить, что Порядком заполнения налоговой декларации не предусмотрены особенности отражения таких земельных участков в налоговой декларации, не предусмотрены для них и специальные коды льгот или категорий земель. Таким образом, земли, которые не признаются объектом налогообложения, не подлежат отражению в налоговой декларации по земельному налогу.

Особенности начисления земельного налога

В п.1 ст.394 НК РФ обозначено право утверждения конкретных тарифов на уровне местного законодательства. Однако оговаривается, что ставки не могут превышать те показатели, которые утверждены таким нормативом, как Налоговый кодекс. Впрочем, если по каким-то причинам местный орган власти не утвердил конкретные ставки для жителей, тогда автоматически используются предельные показатели, утвержденные государством. Именно по ним граждане будут узнавать, сколько им предстоит заплатить. При этом они не должны забывать о том, что декларация по земельному налогу срок сдачи имеет фиксированный.

В последние годы в нашей стране сохраняется тенденция, когда пользователи стараются переехать из тесных квартир, и потому приобретают земельные участки. Зачастую подобное решение позволяет существенно сэкономить на оплате коммунальных услуг, и избавиться от некачественных услуг, предоставляемых коммунальными службами. Однако, приобретая в собственность землю, на землевладельца накладывается обязанность ежегодно выплачивать земельный налог для физических лиц.

Читайте так же:  Исковое заявление о незаконном увольнении

Рубрика “Земельный налог”

В случае, если на протяжении отчетного или налогового периода у налогоплательщика возникает или прекращается право собственности, постоянного пользования или право владения по наследству земельным участком или его долей, то расчет налоговой суммы или платежа по такому участку производится по коэффициенту, который определяется отношением количества полных месяцев (во время которых земля находилась в собственности или в праве пользования), к количеству месяцев данного отчетного или налогового периода.

Законодательные органы госвласти устанавливают сроки и порядок уплаты налога. В процедуре установления налога они предусматривают для отдельных категорий плательщиков возможность не применять исчисление авансовых налоговых платежей на протяжении налогового периода.

Земельный налог — что это такое? Определения, виды и характеристика

  1. На территории, предоставляемые товариществами и иными организациями для ведения сельскохозяйственной деятельности.
  2. На территории, необходимые для ведения космических операций.
  3. На участки, которые предоставляются для фермерских работ.
  4. На территории, предоставляемые для ведения садоводства.
  5. Земли связи, промышленности и энергии.
  6. Земли, необходимые для организации отдыха, а также абсолютно любой туристской деятельности.
  7. Территории водного фонда и имеющегося в стране лесного хозяйства.

Размер налога для одинаковых по размерности территорий может быть совершенно разным. Если земля считается хорошей, богата природными ископаемыми и полезными веществами, ее кадастровая стоимость резко возрастает. Вместе с этим показателем растет и размер ежегодной налоговой выплаты.

Особенности исчисления земельного налога (стр

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

[3]

— налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — в срок до 1 октября года, являющегося налоговым периодом. В случае возникновения (утраты) до окончания налогового периода права на уменьшение налоговой базы налогоплательщиками представляются документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение 10 дней со дня его возникновения (утраты).

Декларации по земельному налогу представляются организациями и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями (в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности) в налоговый орган по месту нахождения земельного участка по истечении налогового периода (календарного года) не позднее 1 февраля следующего года.

Особенности расчета земельного налога физическими лицами

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком — физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода строительства, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Доклад: Особенности исчисления земельного налога

Земельный налог – местный налог, взимаемый с 1 января 2005 г. На основании гл. 31 НК РФ. Глава 31 НК РФ введена Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ. До указанной даты земельный налог взимался на основании Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю».

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате физическим лицом, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной доли налоговой ставки в размере, не превышающим одну вторую налоговой ставки, установленной в соответствии со ст. 394 НК РФ в случае установления одного авансового платежа, и одну третью налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Исчисление земельного налога и особенности его уплаты

Налоговым периодом

для земельного налога признается календарный год.

Отчетными периодами

для организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрены первый квартал, полугодие и третий квартал календарного года, но органы местного самоуправления и соответствующие органы городов федерального значения вправе не устанавливать отчетный период.

Если для плательщиков установлена уплата налога раз в квартал, уплата должна производиться равными долями в размере 1/4 ставки налога.

Органы местного самоуправления, законодательные органы городов федерального значения могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право уплачивать земельный налог раз в год.

Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация

подается не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов РФ.

Расчеты по авансовым платежам подаются организациями и индивидуальными предпринимателями не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Форма налогового расчета также утверждается Министерством финансов РФ.

Физические лица должны уплачивать налог на основании уведомлений налоговых органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уменьшение налоговой базы на необлагаемую сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика предусмотрено для льготных категорий граждан — Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров Ордена Славы, инвалидов, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, по разным причинам подвергшимся облучению (ст. 391 НК РФ).

Для физических лиц не может быть установлено более двух авансовых платежей в год (т.е. физические лица не могут осуществлять уплату налога более, чем 3 раза в год).

Таким образом, физические лица должны уплачивать налог или 3 раза в год в размере 1/3 налоговой ставки или 2 раза в год в размере 1/2 налоговой ставки.

При переходе земельного участка по наследству, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

[2]

Для всех категорий налогоплательщиков установлено следующее правило при возникновении (прекращении) в течение налогового (отчетного) периода обстоятельств, с которыми закон связывает уплату налога, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения прав.

Читайте так же:  Выплата отпускных при увольнении как их рассчитать

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), суммы налога исчисляются с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

Сумма налога за земли для жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства) рассчитывается с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 15 ст. 396 НК РФ).

В случае приобретения земельных участков в собственность физическими лицами для осуществления индивидуального жилищного строительства в течение периода проектирования и строительства, превышающего 10-летний срок земельный налог, исчисляется с учетом коэффициента 2 (п. 15 ст. 396 НК РФ).

Наследник уплачивает земельный налог, начиная с месяца открытия наследства, т.е. с месяца, в котором умер наследодатель.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налоговые декларации по налогу налогоплательщики представляют не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по местонахождению земельных участков, являющихся объектами налогообложения.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9880 —

| 7430 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Исчисление и уплата земельного налога (Зернова И.)

Дата размещения статьи: 23.06.2015

Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам. Установление земельного налога на территориях муниципальных образований осуществляется нормативными правовыми актами их представительных органов (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в соответствии с нормами гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. Представительным органам муниципальных образований предоставлено право определять налоговые ставки в пределах, установленных указанной главой, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Плательщики земельного налога

Объект налогообложения

Налоговая база и порядок ее определения

Налоговый и отчетный периоды

Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными — первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Представительным органам муниципального образования (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право не устанавливать отчетный период при определении земельного налога на территории этого муниципального образования.

Налоговые ставки

Порядок исчисления налога и авансовых платежей

Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости). Это можно представить в виде формулы:

где ЗН — сумма земельного налога, руб.;
Ск — кадастровая стоимость земельного участка, руб.;
Нс — налоговая ставка, %.
Учреждение должно исчислить земельный налог (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ).

Пример 1. Земельный участок принадлежит казенному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. На находящейся в собственности представительного органа муниципального образования территории, где расположен земельный участок, уплачивается земельный налог. Установленная налоговая ставка равна 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2014 составляет 4 000 000 руб.
Сумма земельного налога за 2014 г. будет равна 60 000 руб. (4 000 000 руб. x 1,5%).

Как было сказано выше, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) может быть предусмотрена уплата авансовых платежей по данному налогу с указанием сроков их перечисления в бюджет.
При введении на территории муниципального образования отчетных периодов, например квартальных, авансовый платеж по земельному налогу следует исчислять по итогам каждого квартала налогового периода как 1/4 налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В таком случае сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между годовой суммой земельного налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года (ст. 396 НК РФ).

Пример 2. Воспользуемся условиями предыдущего примера. Предположим, что согласно нормативному правовому акту представительного органа муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, отчетным периодом является квартал.
Сумма авансового платежа за квартал составит 15 000 руб. (60 000 руб. / 4).
По итогам 2014 г. учреждение должно заплатить в бюджет 15 000 руб. (60 000 руб. — (15 000 руб. x 3)).

Пунктом 7 ст. 396 НК РФ предусмотрен порядок исчисления авансовых платежей в случае возникновения у учреждения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в течение налогового (отчетного) периода.
Исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа) с возникновением такой ситуации производится с учетом коэффициента, рассчитанного как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в постоянном (бессрочном) пользовании налогоплательщика, к общему числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если возникновение (прекращение) права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком произошло до 15-го числа соответствующего месяца (включительно), за полный месяц принимается месяц возникновения такого права, а если после 15-го числа — месяц его прекращения.

Пример 3. У казенного учреждения право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок было зарегистрировано 12.05.2014. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, установлено:
— отчетным периодом является квартал;
— налоговая ставка установлена в размере 1,4%.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 3 800 000 руб.
Суммы авансовых платежей за 2014 г. будут следующими:
— за II квартал — 8867 руб. (3 800 000 руб. x 1,4% / 4 x (2 / 3) мес.);
— за III квартал — 13 300 руб. (3 800 000 руб. x 1,4% / 4).
За 2014 г. учреждению предстоит уплатить земельный налог в сумме 13 300 руб. (3 800 000 руб. x 1,4% x (8 / 12) мес. — 8867 руб. — 13 300 руб.).

Читайте так же:  Как обжаловать решение медико-социальной экспертизы

Если казенные учреждения имеют право на налоговые льготы по исчислению и уплате земельного налога, им следует представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения (п. 10 ст. 396 НК РФ).
Если право на налоговую льготу возникло (прекратилось) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода, то исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей

Перечисление земельного налога и авансовых платежей следует производить в порядке и сроки, которые определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Земельный налог (суммы авансовых платежей) уплачивается в бюджет по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ).
Согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или другие неправомерные действия (бездействие), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 129.3 НК РФ, влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).
Деяния, перечисленные выше, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Учет расчетов по земельному налогу

Согласно п. 103 Инструкции N 162н для учета расчетов по земельному налогу применяется счет 1 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
———————————
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Отчетность по земельному налогу

Статья 398 НК РФ обязывает казенные учреждения в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования, по истечении налогового периода представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу по форме и в Порядке, которые утверждены Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/[email protected] (далее — Порядок).
Налоговая декларация по земельному налогу должна представляться в налоговые органы не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1.2 Порядка налоговая декларация по земельному налогу состоит из:
— титульного листа;
— разд. 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
— разд. 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога».
При заполнении декларации казенные учреждения должны использовать коды и справочники, приведенные в Приложениях к Порядку:
— Коды, определяющие налоговый период (Приложение 1);
— Коды форм реорганизации и код ликвидации организации (Приложение 2);
— Коды представления налоговой декларации по земельному налогу (Приложение 3);
— Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган (Приложение 4);
— Справочник категорий земли (Приложение 5);
— Коды налоговых льгот (Приложение 6).

Подведем итог. Прежде чем производить расчет земельного налога, следует выяснить, является ли казенное учреждение освобожденным от его начисления и уплаты и являются ли земельные участки объектом обложения данным налогом, предусмотрены ли нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) льготы. Если выяснится, что казенное учреждение является плательщиком земельного налога, то эта статья поможет исчислить данный налог и отразить операцию по его исчислению в бухгалтерском учете.

Тема 4. Особенности исчисления и уплаты земельного налога

План лекций:

1. Плательщики и объект обложения земельным налогом.

2. Ставки земельного налога.

3. Льготы по земельному налогу.

4. Порядок уплаты и исчисления земельного налога.

Земельный налог введен с 1992 года. Его цель – обеспечение экономическими методами рациональное использование земель и формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории.

Объектом обложения являются земельные участки (земельные доли), предоставленные налогоплательщикам в собственность, постоянное пользование или первичное безвозмездное временное пользование. Не являются объектом обложения земельные участки общего пользования населенных пунктов (парки, скверы, бульвары, кладбища и т.д.), земельные участки, занятые сетью государственных автодорог (включая все сооружения на них), земельные участки, находящихся на консервации по решению правительства РК.

Плательщиками земельного налога являются юридические лица (в т.ч. нерезиденты), их филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения и физические лица, имеющие в собственности или постоянном пользовании земельные участки. При этом по земельному участку, находящемуся в общей собственности нескольких лиц, если иное не предусмотрено в документах, удостоверяющих право владения или пользования этими земельными участками или соглашением сторон

Не являются плательщиками земельного налога ряд государственных учреждений и предприятий, плательщики единого земельного налога, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства- по земельным участкам, занятым жилищным фондом, религиозные объединения. Однако если, вышеперечисленные лица передали земельные участки в пользование или аренду, то от уплаты налога они не освобождаются.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечения и установлены на единицу земельной площади – гектар, квадратный метр. Базовые ставки устанавливаются законодательством республики Казахстан. Ставки на земли сельскохозяйственного, промышленного и другого отраслевого назначения, для нужд обороны, устанавливаются за гектар площади в зависимости от балла бонитета (показатель продуктивности, доброкачественности земли) – от 1 до 100 баллов. Минимальные ставки устанавливаются на неорошаемые земли пустынных, полупустынных, предгорно-пустынных и горных территорий.

Земли населенных пунктов. Максимальные ставки устанавливаются на земли населенных пунктов; эти ставки установлены за квадратный метр площади и дифференцированы по видам населенных пунктов: на земли, занятые жилищным фондом, включая строения и сооружения при них и на земли, за исключением земель, занятых жилищным фондом, включая строения и сооружения при них.

Земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения (включая шахты, карьеры и иные зоны), расположенные в черте населенных пунктов, но за пределами селитебной территории, облагаются налогом по ставкам ЗНП, за исключением земель занятых жилищным фондом.

Юридические лица самостоятельно исчисляют суммы земельного налога путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе. По объектам обложения, находящимся в общей долевой собственности, налог исчисляется пропорционально их доле в этом земельном участке. Уплата земельного налога производится в бюджет по местонахождению земельного участка по текущим платежам в сроках не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября по состоянию на 01.02, 01.05,01.08, 01.11. Размер текущего платежа определяется в размере одной четвертой от фактически уплаченных сумм за предыдущий налоговый период. Расчет текущих платежей предоставляется не позднее 15 февраля налогового периода. Декларация по земельному налогу предъявляется юридическими лицами не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Читайте так же:  Как не платить коммуналку, если никто не проживает в квартире

Для физических лиц исчисление земельного налога производится территориальными налоговыми органами, исходя из установленных ставок налога и налоговой базы. Не позднее 1 августа территориальные налоговые органы текущего года вручают им платежные извещения об уплате налога.

Уплата земельного налога физическими лицами-владельцами производится по месту расположения земельных участков не позднее 1 октября текущего года. В случае прекращения права владения или права пользования земельным участком земельный налог уплачивается за фактический период пользования участком. Излишне внесенная сумма налога возвращается плательщику по его письменному заявлению.

Список рекомендуемой литературы:

1. Налоговый Кодекс Республики Казахстан

2. Нурхалиева Д. М. Налоги и налогообложение в Республике Казахстан: учебник для студ. вузов экон. спец. / Д. М. Нурхалиева, С. М. Омирбаев, Ш. А. Омарова. – Астана : Сарыарка, 2007. – 399 с.

3. Нурумов А. А., Капенова А. З. Налоги и налогообложение. – Алматы : Экономика, 2009. – 316 с.

4. Нурумов А. А. Налоги в Республике Казахстан и развитых странах: учеб. пособие. – Алматы : Сөздiк-Словарь, 2005. – 216 с.

5. Теория и история налогообложения. – М. : КноРус, 2009. – 275 с.

Тема 5. Налог на имущество: содержание, особенности построения и порядок уплаты

План лекций:

1. Плательщики и объект обложения налогом на имущество.

2. Ставки налога на имущество.

3. Льготы по налогу на имущество.

4. Порядок уплаты и исчисления налога на имущество.

Налог на имущество является прямым реальным налогом, величина его зависит от стоимости имущества плательщиков, а не от его доходности. Налог призван побуждать владельцев имущества к его эффективному использованию.

Согласно казахстанскому законодательству плательщиками налога на имущество являются юридические и физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объектом обложения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является среднегодовая остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета, которая определяется как сумма всех остаточных стоимостей, полученной при сложении стоимостей как 1-е число каждого месяца отчетного налогового года, так и 1-е число следующего за ним года.

Объектом обложения налогом на имущество физических лиц являются принадлежащие им на праве собственности и не используемые в предпринимательской деятельности следующие объекты:

— Жилые помещения, дачные строения, гаражи и иные строения, сооружения, помещения, находящиеся на территории РК;

— Объект незавершенного строительства, находящиеся на территории РК- с момента проживания (эксплуатации).

Налоговой базой для физических лиц является стоимость объектов обложения, устанавливаемая по состоянию на 1 января каждого года уполномоченным органом.

Юридические лица исчисляют налог на имущество по ставке 1,5 % к среднегодовой стоимости объектов налогообложения. Индивидуальные предприниматели исчисляют налог на имущество по ставке 0,5 % к среднегодовой стоимости объектов налогообложения. Некоммерческие организации, государственные предприятия науки, культуры, социальной защиты и социального обеспечения, образования, природоохранной деятельности уплачивают налог по ставке 0,1% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения.

Исчисление налога производится путем применения соответствующей налоговой ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку. Уплата земельного налога производится в бюджет по месту нахождения земельного участка. В случае передачи в течение налогового периода прав на объекты налогообложения сумма земельного налога исчисляется за фактический период владения земельным участком. При этом первоначальным плательщиком исчисляется сумма налога с 1 января текущего года до начала месяца, в котором он передает земельный участок. Последующим плательщиком исчисляется сумма налога за период с начала месяца, в котором у него возникло право на земельный участок.

При предоставлении государством права собственности, права постоянного или первичного безвозмездного временного землепользования на земельный участок, налогоплательщик исчисляет земельный налог, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления прав на земельный участок.

Суммы текущих платежей подлежат уплате равными долями не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября текущего года. Налогоплательщик производит окончательный расчет и уплачивает земельный налог не позднее десяти календарных дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.

Физические лица уплачивают в бюджет земельный налог не позднее 1 октября текущего года. При возникновении налогового обязательства после 1 октября текущего года уплата суммы налога производится не позднее 30 рабочих дней после государственной регистрации права собственности на объект налогообложения.

Налоговый период для исчисления и уплаты земельного налога является календарный год с 1 января по 31 декабря. Юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе патента) представляют в налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения декларацию по форме 700.00 не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, а также расчет текущих платежей по форме 701.01 не позднее 15 февраля текущего налогового года.

При изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам налогообложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

  2. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
  4. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
Земельный налог — особенности расчета и порядок применения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here