Земли водного фонда

Главное по теме: "Земли водного фонда" от профессионалов для людей. Предлагаем ознакомиться с полной информацией по тематике. Если возникнут вопросы, то дочитайте статью до конца. Если все же вопросы остаются и после прочтения статьи, то задавайте их нашему дежурному юристу.

Земли водного фонда

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Экологический словарь

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. З.в.ф. могут… … Юридическая энциклопедия

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — по земельному праву РФ земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов,… … Юридический словарь

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — Земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Словарь бизнес-терминов

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — самостоятельная категория земель, включающая земли,занятые водоемами,ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон),гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода, по… … Энциклопедия юриста

Земли водного фонда — 1. К землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Источник: Земельный кодекс Российской… … Официальная терминология

Земли водного фонда — категория земель, к которой относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (ст. 102 ЗК РФ). Правовой режим земель водного… … Большой юридический словарь

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями; а т.ж. земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Энциклопедический словарь экономики и права

земли водного фонда — по земельному праву РФ земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов,… … Большой юридический словарь

ВОДНОГО ФОНДА ЗЕМЛИ — (см. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Нюансы использования земель категории лесного и водного фондов

Земли, относящиеся к лесному и водному фондам, являются отдельными категориями земель с определёнными правилами владения и пользования такими землями.

В лесных и водных наделах действует особый правовой режим, отличный от правового режима лесов или прудов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственной или иной категории земли.

Особенности и классификация

Правила использования, воспроизводства и охранения земель, относящихся к лесному и водному фондам, регулируется Лесным и Водным кодексами РФ, иными нормативными законодательными актами лесного и водного законодательства, а также локальными актами местного самоуправления.

Земли лесного фонда

Все земли лесного фонда в РФ принадлежат государственным, региональным или муниципальным исполнительным органам власти и могут выдаваться юридическим или физическим лицам только в пользование без права продажи или покупки участков, относящихся к лесному фонду.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

[1]

В лесной фонд входят:

  • Наделы, покрытые лесной растительностью;
  • Наделы, предназначенные для восстановления лесной растительности после вырубки или пожара;
  • Наделы, предназначенные для покрытия лесной растительностью в связи с государственными планами такого покрытия.

При этом вышеперечисленные наделы должны обязательно находиться на территории лесного фонда, то есть в такой фонд не входят:

  • Лесные насаждения на землях для обороны;
  • Леса в черте городских поселений;
  • Древесная растительность на сельскохозяйственных и других землях.

По целевому назначению земли лесного фонда подразделяются, в соответствии со ст. 10 ЛК РФ, на три категории:

  • Защитные леса;
  • Эксплуатационные леса;
  • Резервные леса.

Резервные леса не подлежат подобному использованию и включают в себя особо ценные насаждения или заповедные территории. Защитные леса призваны защищать от выветривания и расползания плодородные слои почвы.

Земли водного фонда

Водные территории не делят на участки, такие территории создаются в своих естественных или искусственно созданных границах (берегов), заключающих в себе акваторию — единицу водного пространства, согласно ст. 1 Водного кодекса РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В земли водного фонда входят территории:

  • Покрытые поверхностными водами;
  • Занятые гидротехническими сооружениями различного назначения;
  • Граничащие с водными объектами.

Важно знать, что земли, граничащие с водными объектами, подлежат охране как земли водного фонда, поэтому земельные наделы для дачного или индивидуального строительства, расположенные достаточно близко к берегам рек и озёр (ближе 50 метров), невозможно приобрести в собственность, разрешена только долгосрочная аренда.

Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд:

  • Бытовых;
  • Пищевых;
  • Промышленных;
  • Рыбохозяйственных;
  • Энергетических;
  • Транспортных.

К вышеперечисленным нуждам относятся разведение и охрана различных пород рыб, забор воды для пожарно-питьевого запаса, а также использования водных территорий для водного транспорта.

Все граждане РФ, согласно п. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, вправе иметь свободный доступ к водным объектам и использовать их для своих нужд, не противоречащих принципам охраны природы.

[3]

Правила пользования землями лесного и водного фондов

Лесного фонда

Физическим и юридическим лицам предоставляется возможность пользования землями лесного фонда на следующих правовых основаниях:

Читайте так же:  Сколько часов по тк рф составляет полный рабочий день
  • Постоянное (бессрочное) пользование;
  • Безвозмездное срочное пользование;
  • Срочная аренда.

В бессрочное пользование земли из лесного фонда предоставляются только юридическим лицам, перечисленным в ст. 39.9 Земельного кодекса РФ. На правах срочной аренды (безвозмездной или платной) лесные наделы предоставляются как юридическим, так и физическим лицам.

В безвозмездную срочную аренду наделы лесного фонда предоставляются бюджетным организациям или коммерческим предприятиям, с которыми заключён договор о развитии некоторых территорий РФ (Дальний Восток, Север), а также физическим лицам, имеющим право на льготное безвозмездное предоставление земельных наделов.

Важно знать, что лесные участки из лесного фонда не подлежат продаже ни физическим, ни юридическим лицам, продажа может быть только лесных насаждений (древесины), произрастающих на таких участках.

Договор покупки таких лесных насаждений у владельца земли (администрации) не может быть составлен на срок более одного года, в соответствии с п. 5 ст. 75 Лесного кодекса РФ.

Арендная плата за предоставление земель лесного фонда рассчитывается, согласно ст. 73 ЛК РФ, исходя из цели использования леса:

  • При аренде с изъятием лесных ресурсов, арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу объёма и всего объёма изъятых ресурсов;
  • При аренде без изъятия лесных ресурсов арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу площади и площади арендуемого надела.

Коэффициент (ставка) платы определён в специальной Методике, утверждённой правительством РФ. Из данной методики видно, что дороже всего будет стоить аренда лесных насаждений, содержащих преимущественно дуб, ясень и клён.

Необходимо помнить, что получать в аренду можно только наделы лесных земель, прошедшие кадастровый учёт и зарегистрированные в кадастровой палате.

Водного фонда

Большинство водных объектов и территорий находятся в собственности государственной власти.

Исключением является пруд или заполненный водой овраг, расположенный внутри границ земельного надела, принадлежащего юридическому или физическому лицу. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ, такой пруд будет принадлежать владельцу земельного участка, в границах которого данный пруд расположен целиком.

Согласно п. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ, объекты водных территорий могут быть предоставлены в водопользование для осуществления следующих целей:

  • Забора водных ресурсов (откачка воды) для пищевых и иных нужд;
  • Использования акватории для различных целей;
  • Использования водных ресурсов без их забора для производства электроэнергии.

Водопользование — это такая разновидность аренды, применяемая к территориям водного фонда. Плата за водопользование, согласно ст. 20 ВК РФ, определяется ставкой, рассчитываемой Правительством РФ в зависимости от региона водопользования и конкретного водного объекта, предоставляемого в такое пользование.

На водных объектах, примыкающих к промышленным предприятиям или к стратегическим сооружениям, могут быть запрещены локально-правовыми актами следующие виды деятельности:

  • Забор воды для питья;
  • Купание;
  • Использование маломерных судов;
  • Использование развлекательного водного транспорта (катамараны, надувные лодки);
  • Водопой домашнего скота.

Важно знать, что отдельных налогов за пользование водными или лесными ресурсами не предусмотрено, так как все участки с такими ресурсами находятся в государственной собственности, и органы власти осуществляют пополнение бюджета регулировкой размеров ставок оплаты за аренду лесов или водопользование.

Узнайте у нас как оформить продажу дома с участком земли правильно!

Вам необходимо купить участок под ИЖС и построить на нем дом? Подробная процедура данной сделки описана здесь.

Как правило, приобретение земли у государства является более выгодной, чем покупка у собственника. Подробности в нашей статье.

Ответственность за неправомерное пользование

Использование любых лесных ресурсов, кроме сбора дикорастущих ягод, плодов или лекарственных растений, должно быть исключительно на основе договора пользования такими ресурсами (аренда лесного участка или покупка лесных насаждений). Особенно это касается незаконной вырубки леса.

Важно помнить, что земли как лесного, так и водного фондов подлежат особой охране органами государственной власти, и за порчу земель лесного и водного фондов предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

Лица, нанесшие вред лесам, обязаны уплатить штраф.

Размеры штрафов зависят от вида правонарушения и его масштаба, определяются Постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007, и составляют:

  • За незаконную рубку или повреждение деревьев хвойных пород – 50-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу хвойных кустарников – 10-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу лиственных пород – 10-ти кратная стоимость лиственных пород;
  • Незаконная рубка сухостойных или буреломных деревьев – однократная стоимость сухостоя;
  • Повреждение саженцев лесных пород – 5-ти кратная стоимость затрат на данные саженцы.

Помимо обязательной оплаты штрафа лица, навредившие лесу, обязаны возместить такой вред, согласно ст. 100 ЛК РФ.

Нанёсшие вред водным объектам лица также обязаны возместить такой вред, согласно ст. 68 Водного кодекса РФ. Помимо возмещения вреда, такие лица обязаны уплатить штраф, рассчитываемый по устанавливаемым правительством РФ методикам в зависимости от совокупности вредных факторов, воздействовавших на акваторию.

Так, за самовольное занятие объекта водного фонда или его части, а также использование водного объекта без необходимых для такого использования документов, влечёт наложение штрафа в размере:

  • От 300 до 500 рублей – для физических лиц;
  • От 500 до 1000 рублей – для должностных лиц;
  • От 5000 до 10000 рублей – для юридических лиц.
Читайте так же:  Порядок оформления удо

Если водный объект используется для забора воды, и объём забранной воды превысил установленный договором водопользования объём, то безответственный водопользователь уплачивает штраф в 5-ти кратном размере ставки оплаты за использование данного водного объекта.

Итак, земли лесного и водного фондов представляют собой своеобразный стратегический ресурс, и поэтому такие земли находятся в государственной или муниципальной собственности. Гражданам и организациям предоставляется право пользования лесными и водными ресурсами в коммерческих целях на правах аренды или пользования, при этом особое внимание уделяется контролю над законным использованием данных ресурсов без вреда окружающей среде.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Глава 12. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА.

Статья 58. Состав земель водного фонда.
1. К землям водного фонда относятся земли, занятые:
а) морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами, не занятыми лесами;
б) прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами;
в) гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;
г) береговыми полосами водных путей.
2. Для создания благоприятного режима водных объектов вдоль морей, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов устанавливаются водоохранные зоны, размеры которых определяются по проектам землеустройства.
(В ред. Закона Украины от 8 февраля 2006 г. № 3404-1У)

Статья 60. Прибрежные защитные полосы.
1. Вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения и сохранения их водности в границах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы.
2. Прибрежные защитные полосы устанавливаются по берегам рек и вокруг водоемов вдоль уреза воды (в меженный период) шириной:
а) для малых рек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью менее 3 гектаров — 25 метров;
б) для средних рек, водохранилищ на них, водоемов, а также прудов площадью более 3 гектаров — 50 метров;
в) для больших рек, водохранилищ на них и озер — 100 метров.
При крутизне склонов более трех градусов минимальная ширина прибрежной защитной полосы удваивается.
3. Размер и границы прибрежной защитной полосы вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов устанавливаются по проектам землеустройства, а в пределах населенных пунктов — с учетом градостроительной документации.

Статья 62. Ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах.
1. В прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах запрещается:
а) устройство полигонов бытовых и промышленных отходов и накопителей сточных вод;
б) устройство выгребов для накопления хозяйственно-бытовых сточных вод объемом более 1 кубического метра в сутки;
в) устройство полей фильтрации и создание других сооружений для приема и обеззараживания жидких отходов;
г) применение сильнодействующих пестицидов.
2. Режим хозяйственной деятельности на земельных участках прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах устанавливается законом.

Статья 63. Полосы отвода.
1. Для обеспечения эксплуатации и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения каналов оросительных и осушительных систем, гидротехнических и гидрометрических сооружений, водоемов и плотин на берегах рек выделяются земельные участки полос отвода с особым режимом использования.
2. Размеры и режим использования земельных участков полос отвода определяются по проектам землеустройства, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
3. Земельные участки в границах полос отвода предоставляются для создания водоохранных насаждений, берего-укрепляющих и противоэрозионных гидротехнических сооружений, строительства переправ и т. д.

Статья 64. Береговые полосы водных путей.
1. На судоходных водных путях за пределами населенных пунктов для проведения работ, связанных с судоходством, устанавливаются береговые полосы.
2. Размеры береговых полос водных путей определяются по проектам землеустройства, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
3. Порядок установления и использования береговых полос водных путей определяется Кабинетом Министров Украины.

Земли водного фонда

Под землями водного фонда в РФ подразумевают специализированные участки земли, на которых расположены водные объекты и их водоохранные зоны, отводные полосы, зоны водозабора, гидротехнические сооружения и иные участки, объекты и сооружения, причисляющиеся к водному хозяйству.

Основная часть из вышеуказанных земель относится к водным объектам:

  • поверхностным водам – рекам, озерам, болотам, водохранилищам, ледникам и т.д.;
  • внутренним и территориальным морям;
  • подземным водам – бассейнам, водоносным горизонтам, источникам и выходам подземных вод.

К фонду причисляется не только дно водоемов, но и прибрежная зона. Происхождение объекта (искусственный или естественный) роли не играет. Но без сохранения гидравлической связи и постоянства, объект не может считаться водным, таковыми не являются контейнеры с жидкостью или дождевые лужи.

Законодательство России относит земли водного фонда к особо охраняемым. На их территории допустима легальная хозяйственная деятельность, с соблюдением целевого назначения и правового режима.

Охранный режим фонда

Любая охрана включает в себя систему особых мероприятий, направленных на регулирование, сохранение и восстановление объекта охраны. Отношения, связанные с регулированием земель водного фонда складываются из предоставленных прав и наложенных обязанностей на участников таких отношений.

Три основных направления охранной деятельности:

  • регламентированные требования к использованию (только по назначению, недопустимость неправомерного использования);
  • санкции за нарушения норм водного и земельного законодательства в отношении земель водного фонда;
  • действия, направленные на восстановление водных ресурсов и прилегающих земель.
Читайте так же:  Как оформить увольнение генерального директора по собственному желанию

Главными задачами особого охранного режима являются контроль над загрязнением вод и земель, установление правил строительства, эксплуатации и сноса строений, а также санитарных зон около источников воды.

Надзор за соблюдением законодательных актов и регламента охраны земель водного фонда осуществляют уполномоченные должностные лица – государственные инспекторы в области использования и охраны объектов природы. Водное, земельное, гражданское, уголовное законодательство и соответствующие Федеральные Законы регулируют отдельные положения правового режима земель, включая ответственность за нарушения.

Запрещенное и разрешенное использование земель

Видео (кликните для воспроизведения).

Водный кодекс РФ точно определяет понятие водоохранной зоны. Это территории в границах водных объектов, в которых устанавливается особый правовой режим деятельности и хозяйства. Внутри таких территорий производятся специальные мероприятия по очистке и сохранению ресурсов (совершенствование технологий, чистка поверхности, контроль над использованием и прочее).

Перечень запрещенной деятельности на водоохранных зонах:

  • использование стоков для водоснабжения почв;
  • размещение отходников, отстойников, кладбищ, скотомогильников;
  • авиационно – химическое опыление;
  • неурегулированное движение и стоянка транспортных средств (за исключением предназначенных для этого дорог и площадок);
  • размещение горючих, смазочных веществ, ремонт и мойка транспортных средств;
  • нелегальная установка и эксплуатация судостроительных организаций, верфей, сооружений внутренних водных путей;
  • хранение и использование пестицидов, химикатов;
  • незаконная добыча полезных ископаемых;
  • организация свалок;
  • некоторые виды сельскохозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон и защитных прибрежных полос допускается проектирование, строительство, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений, при условии оснащения этих предприятий специальным оборудованием:

[2]

  • централизованная канализация;
  • система отвода сточных вод и жидкостей;
  • сооружение для сбора отходов, фильтрации (очистки) сточных вод;

Режим собственности

Субъектами водных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, пользователи (физические лица – для собственных нужд, юридические лица – для осуществления предпринимательской деятельности при наличии специальной лицензии).

На водные объекты и земли фонда распространяется федеральная собственность. Муниципальные образования и частные лица имеют такое право только на обособленные водные объекты. Субъекты РФ – только на те водоемы, которые полностью находятся в пределах субъекта и не относятся к федеральной собственности.

В частной собственности могут быть объекты, отвечающие следующим требованиям:


  1. Обособленность и замкнутость.
  2. Небольшая площадь.
  3. Отсутствие протоков.
  4. Отсутствие связи с другими водными объектами.

В исключительном ведении РФ находятся водоемы:

  1. Находящиеся на территории двух и более субъектов.
  2. Отвечающие за нужды обороны и иные нужды федерального значения.
  3. Являющиеся средой обитания охраняемых и редких видов рыб.
  4. Пограничные воды, внутренние и территориальные моря.
  5. Являющиеся курортными зонами, особо охраняемыми территориями, лечебно – оздоровительными зонами федерального значения.

Аренда земель водного фонда

Для аренды участка водоохранной зоны на свои нужды, необходимо заключить договор водопользования. Цели аренды могут быть следующими:

  1. Забор ресурсов с поверхности.
  2. Использование акватории в рекреационных и иных целях.
  3. Использование акватории для производства электроэнергии (без забора).

Заключение договора со стороны арендодателя осуществляют Федеральное агентство водных ресурсов и его подразделения (в отношении федеральных водных объектов), уполномоченный орган субъектов РФ, орган местного самоуправления (в отношении муниципальных объектов).

В договоре должны быть указаны сведения и границы объекта, цели использования, срок, порядок оплаты, ответственность, условия изменения и прекращения соглашения.

Суть договора сводится к аренде, обязательна регистрация в Государственном Водном Реестре. Максимальный срок заключения – двадцать лет, по истечении которого, добросовестный арендатор имеет преимущественное право на перезаключение. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в орган власти (не позднее, чем за три месяца до конца срока). Водопользователь может также передать свои права другому лицу, с согласия органа, заключившего договор (кроме договора о заборе воды).

Важно! В случаях, предусмотренных законом, при наличии нескольких претендентов на участок, проводится аукцион.

Регулирование отношений, связанных с арендой земель водного объекта, происходит в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Его же положения регулируют ответственность сторон, включая штрафы, пени и прочее. Ситуации, не предусмотренные ГК РФ, рассматриваются по Водному Кодексу.

Для оформления необходимо подать заявление, в котором указана информация о заявителе, название и место нахождения водоема, цели и сроки пользования. Вместе с заявлением подаются:

  • копии удостоверяющих документов (для юридического лица – учредительного документа);
  • доверенность, при необходимости;
  • данные, подробно описывающие действия заявителя с водным объектом, а также действия, направленные на сохранение ресурсов;
  • графическая схема расположения сооружений в зоне;
  • технические сведения обо всем оборудовании, которое планируется к установке, обоснования массы водозабора (при необходимости);

Уполномоченный орган в течение шестидесяти дней обязан рассмотреть заявку, согласовать ее условия с федеральными органами, принять решение и предоставить результат рассмотрения.

После согласования всех объектов, получения соответствующей лицензии на предпринимательскую деятельность, можно начинать строительство в рекреационных и иных целях, с учетом условий, указанных выше (о требованиях к сооружениям).

Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы и на основании решения для обеспечения нужд обороны или безопасности. Местными органами власти возможна передача земли по решению и в иных целях. Содержание схоже с договором водопользования. Лицо подает заявление, орган власти в течение тридцати дней выносит решение – согласие или мотивированный отказ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Читайте так же:  Процесс выбора банка, в котором лучше всего взять ипотеку где это выгодно, какие суммы, ставки по кр

Перевод земель водного фонда в другую категорию

Согласно Федеральному Закону №127-ФЗ от 21.12.04, перевод осуществляется в случаях:

  1. Создания на месте водного объекта особо охраняемой территории.
  2. Размещения сооружений и других объектов муниципального или государственного значения (при отсутствии альтернатив).
  3. Изменения границ населенных пунктов или установления новых границ.
  4. Изменения, исчезновения, смещения границ водоемов (только с заключением экологической экспертизы).
  5. Указания такого перевода в соответствующем разрешении при вводе в эксплуатацию искусственного участка суши на водоеме.

Обратный перевод земель может произойти, если они занимаются водоемами, если были возведены гидротехнические и иные сооружения или созданы водохранилища. Перевод также возможен в случае изменений местоположения водоема.

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Особенности правового режима земель водного фонда

Разделение территории РФ по установленному классификатору подразумевает установление особых правовых режимов использования. Расскажем в статье, какой правовой режим земель водного фонда установлен законодательно и какие условия использования участков подразумевает принадлежность к этой категории.

Земли водного фонда – что это?

Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.

К землям водного фонда относятся:

  • участки с расположенными на них поверхностными водами;
  • территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.

Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.

Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым. Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.

Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре. В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.

Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.

Обозначение водоемов чрезвычайно важно. Именно оно оказывает влияние на правовой режим использования участков. Например, в соответствии с ЗК РФ, запрещается передача в частную собственность участков, на которых располагается береговая полоса. Если это произошло до вступления в силу этого запрета, такие участки обременяются публичным сервитутом.

Землевладельцы вправе использовать в личных целях водоемы, расположенные на их участках (к примеру, пруды или обводненные карьеры), а также самостоятельно осуществлять работы по строительству водных объектов на своих наделах, если это допустимо действующим законодательством и не затрагивает интересов других граждан.

Законом не допускается отчуждение водоемов без сопутствующего переоформления и земли, на которых они располагаются. Надел не может быть поделен на несколько самостоятельных участков, если для этого потребуется провести границу по водному объекту.

Состав земель водного фонда

В состав земель водного фонда входят:

  • участки с любыми водными объектами;
  • земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;
  • выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.

Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.

Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.

Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:

  1. Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.
  2. Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.

Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7( 812) 317-67-20 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.

Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:

  • ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;
  • Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;
  • ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.

Расскажем далее о возможном целевом использовании земельных участков, относящихся к водному фонду.

Категория земель водного фонда – целевое назначение

Основополагающее целевое назначение таких территорий – строительство и эксплуатация сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей всего населения страны. Такими потребностями могут быть:

  • нужды бытового характера;
  • питьевые потребности;
  • нужды оздоровительного характера;
  • иные потребности государства в значимых сферах – рыбохозяйственной, сельскохозяйственной, природоохранной, промышленной, энергетической и т.д.
Читайте так же:  Процесс выселения из квартиры прописанного в ней человека не собственника

Возможность владения участком земли водного фонда находится в прямой зависимости от целевого использования конкретного объекта. Не допускается владение участком и водоемом, расположенным на нем, разными собственниками.

Водным кодексом России допускается передача объектов в собственность государства, муниципалитета или частных лиц. Однако участки этой категории всегда относятся к природоохранным зонам, поэтому на территории действует особый правовой режим, запрещающий некоторые действия. К примеру, не допускается оборудование свалки на таких участках.

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к акватории, которая имеет специальный режим эксплуатации доступных ресурсов и выполнения хозяйственной деятельности. Такие зоны необходимы доя поддержки экологического состояния объектов, а также для сохранения естественной среды обитания представителей животного и растительного мира. Здесь устанавливаются специальные защитные береговые линии, запрещается распахивание земельных участков, рубка леса, расположение ферм для ведения животноводческой деятельности и т.д.

В пределах водоохранных зон запрещается:

  • осуществление авиационных и химических работ;
  • использование активных химических средств для борьбы с заболеваниями растений, сорняками или насекомыми-вредителями;
  • расположение навозных стоков для удобрения почвы;
  • размещение складских помещений, где хранятся ядохимикаты, минеральные удобрения, горючие и смазочные вещества;
  • размещение площадок для заправки аппаратуры;
  • размещение кладбищ и скотомогильников;
  • складирование навоза;
  • размещение мусорных свалок;
  • мойка и заправка автотранспорта;
  • расположение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохраной зоны менее 100 м;
  • расположение стоянок автотранспорта.

Главное стремление властей, на котором основывается охранный режим земель – это противостояние возможности загрязнения водоснабжения и сооружений, обеспечивающих водой население региона.

При возникновении вопросов, касающихся использования земельных участков, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Обратитесь к эксперту в специальном окне.

Таким образом, правовой режим земель водного фонда подразумевает ряд ограничений. Изменение категории возможно только после проведения экологической экспертизы.

Земли водного фонда

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Экологический словарь

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. З.в.ф. могут… … Юридическая энциклопедия

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — Земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Словарь бизнес-терминов

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — самостоятельная категория земель, включающая земли,занятые водоемами,ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон),гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода, по… … Энциклопедия юриста

Земли водного фонда — 1) одна из категорий земель РФ; 2) земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах; на землях, покрытых поверхностными… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Земли водного фонда — 1. К землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Источник: Земельный кодекс Российской… … Официальная терминология

Земли водного фонда — категория земель, к которой относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (ст. 102 ЗК РФ). Правовой режим земель водного… … Большой юридический словарь

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями; а т.ж. земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Энциклопедический словарь экономики и права

земли водного фонда — по земельному праву РФ земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов,… … Большой юридический словарь

Видео (кликните для воспроизведения).

ВОДНОГО ФОНДА ЗЕМЛИ — (см. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Источники


  1. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.

  2. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.

  3. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.
  4. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.
Земли водного фонда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here